Версия для слабовидящих: Вкл Выкл Изображения: Вкл Выкл Размер шрифта: A A A Цветовая схема: A A A A

Высшая школа Тамбовской области накануне и в годы войны: исторический очерк

В 1930 г. в Тамбове был основан Агропедагогический институт с четырьмя отделениями (общественно-литературное, физикотехническое, химико-биологическое и агробиологическое) с 3-летним сроком обучения, обеспечивавшим своим выпускникам неполное высшее образование. В сентябре 1932 г. он был реорганизован в Тамбовский государственный педагогический институт с 4-летним обучением на 10 отделениях. В 1935 г. последовало преобразование ТГПИ в двухгодичный учительский институт (ТУИ) с 5 отделениями – истории, литературы, физики и математики, географии, естествознания. В 1938 г., с образованием в 1937 г. Тамбовской области, ТГПИ был восстановлен как полноценный вуз с четырьмя годами обучения. ТУИ с отдельным от ТГПИ набором студентов при этом сохранился в общей структуре ТГПИТУИ с общим преподавательским составом, директоратом, учебным корпусом на Набережной (Ленинградская, 1) и студенческим общежитием в здании на углу улиц Державинская и Кооперативная (Носовская). Успешные выпускники ТУИ при желании поднять свое педагогическое образование до полного высшего могли перейти на старшие курсы ТГПИ.

В конце 1930-х гг., накануне войны, ТГПИ был небольшим по объему – всего около 600 студентов и около 50 преподавателей, – но очень заметным и важным явлением в культурной и общественной жизни Тамбовщины. Тогда, в отличие от нынешней ситуации, люди с высшим образованием встречались нечасто, и было это образование, в том числе и гуманитарное, действительно высшим, ставившим его получателей (студентов) и обладателей (учителей, преподавателей) на верхние ступеньки как в государственно-социальной иерархии, так и на лестнице общественного, народного престижа. В ТГПИ попадала самая способная, самая по-советски активная тамбовская молодежь, в жизненной мотивации которой искреннее желание стать хорошим учителем или ученым преобладало над карьерными устремлениями. Эти предвоенные социально-психологические особенности огромного большинства студентов пединститута обеспечивали не только увлеченную и соревновательную учебу, но и остальную комсомольскую государственно-патриотическую активность: участие во всевозможных учебных и трудовых починах, занятия физкультурой и спортом (особенно оборонных направлений), художественной самодеятельностью. Наибольшей советской идейностью и активностью в силу выбора специальности и содержания обучения отличались студенты и преподаватели исторического отделения Пединститута.

С первого дня небывало смертельной войны, воспринятой во всех слоях российского общества ясно или подсознательно как отечественной, студенты и преподаватели педагогического и учительского институтов стали первыми добровольцами на фронт. Именно они составили основу коммунистического батальона, сформированного к началу июля 1941 г. из городской партийно-комсомольской молодежи и почти целиком полегшего за два боя под Смоленском в конце июля и в начале августа 1941 г.

Раненые, но избежавшие плена, выжившие в этих боях стали боевыми «корреспондентами» тогдашнего директора ТГПИ-ТУИ Г.М. Михалева. Сегодняшнему состоянию умов, чувств и исторических знаний молодежи может быть странным то, что комсомольцы-добровольцы из Пединститута в течение нескольких военных лет писали письма не только своим родным и друзьям-сверстникам, но и своему бывшему директору, проводившему их в небывало смертельные бои лета 1941 г. без знания истории первых советских десятилетий, подготовивших миллионные когорты юных патриотов, которые вместе с остальными героями фронта и тыла спасли народ и государство, невозможно понять и то, почему эти уже израненные мальчишки рвутся из госпиталей на фронт, и то, почему они настойчиво просят рекомендаций для вступления в ВКП(б), и то, почему они с такой теплотой и нежностью вспоминают прерванную счастливую студенческую пору, друзей и преподавателей, и то, почему они обращаются к своему 28-летнему директору как к родному старшему брату, прижимаясь к нему душой и сбиваясь в обращении к нему с «Вы» на «ты».

Тамбовский Пединститут как часть тогдашней советской высшей и средней школы, давшей Победе необходимое и важнейшее социальное, человеческое условие, как образовательная структура сильно пострадал в годы войны. Иначе в тех условиях быть и не могло.

Самой тяжелой и невосполнимой потерей была гибель на фронте десятков лучших студентов, выпускников и преподавателей, и в любом случае прерванная и не возобновленная учеба сотен питомцев ТГПИ-ТУИ, призванных в армию. К слову, огромные боевые безвозвратные потери среди молодых мужчин стали залогом окончательного и не лучшего «военного превращения» учительства в женский род занятий.

Другим совокупным разрушительным для Тамбовской высшей школы фактором стал военный подрыв его учебно-материальной базы. Вряд ли можно было говорить об эффективной учебе, когда «родные» – вместительные и приспособленные – здания учебного корпуса и общежития были заняты под госпитали с начала июля 1941 г. К 1943/44 уч.г. госпитали уйдут за фронтом на запад, но оставят в бывших зданиях ТГПИ буквально голые стены. Учебный корпус ТГПИ на Набережной, тем не менее, не будет возвращен Пединституту – его передадут созданному в конце 1943 г. Суворовскому училищу. Два первых военных года ТГПИ провел, и уже почти тысяча его студентов и преподавателей готовились встретить 1 сентября 1943 г. в 14 комнатах и 4 складских помещениях в части здания на Советской, 116. Общежитие могло поместить лишь четверть из иногородних студентов. По словам директора, из имущества ТГПИ после передач четырем госпиталям, ОРВО и проходящим войсковым частям «свыше тысячи коек, около 3000 стульев, свыше 500 столов, десятки шкафов, сотни комплектов постельных принадлежностей и т.д.» остались «только 250-300 ломаных табуреток, три десятка столов, 150 коек». Дополнительным ударом по сколько-нибудь качественной учебе были необходимые, но длительные и массовые отвлечения студентов (уже почти одних только девушек) на дежурство в госпиталях, на строительство укрепленных рубежей, заготовку топлива, на сельхозработы. Готовить учителей в подобных условиях было невозможно, что и вызвало тревожные требования Г.М. Михалева к областной партийно-советской власти поправить ситуацию с ТГПИ (см. его докладную записку в обком ВКП(б) от 4 августа 1943 г.).

По распоряжению тогдашнего 1-го секретаря обкома ВКП(б) И.А. Волкова «крутые и радикальные меры по созданию хотя бы минимальных условий для работы института» были немедленно приняты. Новый, 1943/44 уч.г. ТГПИ встретил в здании на Советской, 93. До революции в нем размещался Александринский институт благородных девиц, до войны – «железнодорожная» школа № 51, в войну – госпиталь для раненых партизан, переместившийся за фронтом к концу 1943 г. сначала в Старый Оскол, а затем в Киев.

Получение большого здания на Советской, 93 на много лет вперед решало проблему размещения четырех факультетов ТГПИ и четырех факультетов ТУИ, но остальные нехватки оставались значительными. При превращении за войну в один крупнейший из педвузов РСФСР по числу студентов (1000 студентов стационара и 850 заочников) ТГПИ испытывал острейший недостаток мебели и оборудования, проблемы с отоплением и ремонтом здания, с питанием и жильем для студентов и преподавателей. Наконец, война усугубила нехватку высококвалифицированных преподавателей, ухудшила качество обучения студентов и подготовки выпускников и потому понизила планку престижа учебы в ТГПИ.

И все же… несмотря на огромное разрушительное воздействие войны на сферу культуры вообще и на образование и просвещение в частности, тамбовская наука, высшая и средняя специальная педагогическая школа не рухнули и не «легли». Очень вероятное крушение молодого советского образования не состоялось благодаря соединенным усилиям тогдашних власти и общества, ясно понимавших жизненную обязательность сохранения и развития просвещения, воспитания и образования для своих подраставших и будущих детей. При всех военных трудностях школы работали, они были обеспечены достаточно подготовленными учителями, а их выпускники 1940-х гг. были более грамотными, лучше знали родную историю, литературу и географию, чем большинство нынешних молодых обладателей дипломов о высшем образовании.

За Победой – праздником слепящей радости жизни, спасения страны, надежд на все самое счастливое и со слезами о десятках миллионов павших – последовало восстановление почти всего, изломанного войной. Восстановилась и пошла к новым рубежам и Тамбовская высшая школа. «Живой водой» для ТГПИ вновь оказались его люди – прилив на студенческие скамьи и за преподавательские кафедры молодых фронтовиков – тех, кто за десятки лет работы в ТГПИ, в педучилищах и в органах образования подготовит десятки тысяч квалифицированных педагогических и научных работников, поднимет Пединститут до университета и передаст преподавательскую эстафету тем, кто работает в ТГУ сегодня.

 

Владимир Дьячков,

к.и.н., доцент кафедры российской истории ТГУ // Вестник тамбовского университета. Тамбовская высшая школа: ее структуры и люди в годы Великой отечественной войны 1941-1945. сборник документов. Тамбов, 2010

 

План мероприятий ТГУ имени Г.Р. Державина к

75-летию Победы в Великой Отечественной войне

№п/п

Дата, время

Название

Место проведения

Описание

1.

20 апреля 2020 г.

Старт проекта «Марафон памяти»

Социальные сети (ВКонтакте – https://vk.com/molpoltsutmb, Facebook)

Патриотический проект, включающий в себя несколько акций, подразумевающих ежедневную публикацию материалов в группе «Молодежная политика

ТГУ имени Г.Р.Державина – https://vk.com/molpoltsutmb

2.

21 апреля 2020 г.

Акция

«Мой герой Победы»

(в рамках проекта «Марафон Памяти»)

Социальные сети (ВКонтакте –https://vk.com/molpoltsutmb, Facebook)

Размещение фотографий и историй о членах семьи, принимавших участие в Великой Отечественной войне, о тружениках тыла, детях войны.

3.

24 апреля 2020 г.

Акция

 «Аккорды Победы»

(в рамках проекта «Марафон Памяти»)

Социальные сети (ВКонтакте -https://vk.com/molpoltsutmb, Facebook)

Публикация вопросов викторины о песнях военных лет и композициях, посвященных Великой Отечественной войне и Победе. В день публикуется один вопрос с четырьмя вариантами ответа (формат опроса), а затем правильный ответ с комментариями и аудиофайлом песни.

4.

28 апреля 2020 г.

Акция

«Герой моей улицы»

(в рамках проекта «Марафон Памяти»)

Социальные сети (ВКонтакте -https://vk.com/molpoltsutmb, Facebook)

Материалы об улицах города Тамбова, носящих имена героев Великой Отечественной войны. Историческая справка о подвиге, о том, когда улица получила такое название и о том, что размещается на улице сейчас.

5.

29 апреля 2020 г.

Акция

«Письма Победы»

(в рамках проекта «Марафон Памяти»)

Социальные сети (ВКонтакте –

https://vk.com/molpoltsutmb, Facebook)

Размещение в социальных сетях видеозаписей, на которых студенты читают письма военных лет.

6.

29 апреля 2020 г.

«Вчерашний студент, а ныне красноармеец: фронтовые письма державинцев»

(в рамках проекта «Марафон Памяти»)

Социальные сети (ВКонтакте –

https://vk.com/molpoltsutmb, Facebook)

Проект посвящен письмам студентов ТГПИ. Державинцы прочитают отрывки фронтовых писем, адресованных коллективу ТГПИ и директору Михалеву Г.М.

 

7.

9 мая 2020 г.,

11.00

Открытие Державинского мемориала. «Великая Отечественная война. Помним. Скорбим. Гордимся»

Территория студенческого городка ТГУ имени Г.Р. Державина

(напротив ДС «Антей)

Открытие мемориала, увековечивающего имена преподавателей и студентов ТГУ имени Г.Р.Державина, вставших на защиту Родины.