Версия для слабовидящих: Вкл Выкл Изображения: Вкл Выкл Размер шрифта: A A A Цветовая схема: A A A A

Информатизация образовательных систем

Ведущее научное направление

Руководитель

Чванова Марина Сергеевна,  доктор педагогических наук, профессор, Почётный работник высшего профессионального образования РФ.

Научно-исследовательской деятельностью в области информатизации образования Марина Сергеевна занимается с 1989 года. Область интересов: методологические и теоретические основы проектирования и использования информационных технологий в образовании. Кандидатская диссертация (1995, Москва, РАО) и докторская диссертация (1999, Москва, РАО) посвящены развитию методологии и теории информатизации образовательных систем.

С 1998 года по настоящее время активно занимается подготовкой научно-педагогических кадров. С 2001 года является членом диссертационного совета по педагогике (по специальностям: 13.00.01, 13.00.08). Под руководством Марины Сергеевны защитили диссертации 24 человека. За результативность работы с аспирантами неоднократно награждалась грамотами Администрации Тамбовской области и Министерством образования и науки.

Является автором девяти монографий, связанных с информатизацией системы образования и инновационным развитием вуза, 7 учебных пособий по педагогике и информационным технологиям для аспирантов, магистрантов и бакалавров вуза.

С 2001 года активно участвует в исследовательской деятельности, поддерживаемой научными фондами и программами. Исследовательские проекты были неоднократно поддержаны фондами: РФФИ, РГНФ, Новой Евразии, Айрекс, ТАСИС и конкурсными программами Минобрнауки по направлениям, связанным с: развитием современной системы образования, управлением инновационными процессами в вузе, социогуманитарными аспектами развития информационных и нанотехнологий, а также теоретико-методологическими основами подготовки специалистов наукоемких специальностей в условиях информатизации социума, в последнее время –интернет-социализацией студенческой молодежи, дистанционными технологиями и системами искусственного интеллекта в образовании.Основатель с 2002 года и главный редактор по 2015 годпериодического издания "Психолого-педагогический журнал Гаудеамус", освещающего научные психолого-педагогические проблемы. Рег.номер ПИ № 77-14972 в Министерстве РФ по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций, зарегистрирован в Международном центре ISSN в Париже (номер ISSN 1810-231X), что обеспечивает информацию о нем в соответствующих международных реферативных изданиях.

Награждена грамотами Администрации Тамбовской области за: 1) победу в областном конкурсе 2007 г. «Региональная поддержка научных исследований, проводимыми ведущими научными школами Тамбовской области»;2) высокие результаты в подготовке аспирантов - победителей научных программ 2014 гг. Награждена Золотой медалью ТГУ имени Г.Р.Державина за вклад в развитие университета (Руководство проектом «Инновационные вузы» (480 млнруб, 2007-2008 гг.).

Дата открытия

1997

Коды ГРНТИ

14.35.07, 14.01.85, 14.01.07

Основной состав научного направления

Количественный состав: 3 - доктора наук, 12- кандидатов наук, 5- аспирантов.

Основной состав научного направления: Чванова Марина Сергеевна, Киселева Ирина Александровна, Храмова Марина Викторовна, Скворцов Александр Александрович, Самохвалов Алексей Владимирович, Анурьева Мария Сергеевна, Котова Наталья Александровна

Защиты диссертаций

Докторские: (руководитель Чванова М.С.)
Клопова Ольга Константиновна, Формирование системы непрерывного образования в области управления персоналом. С-ть: 13.00.08 – теория и методика проф. образования. Дис. на соискание уч. степ.доктора педагогических наук. Тамбов 2013.
Шанкина Светлана Викторовна, Теория и методология формирования системы непрерывной профессиональной подготовки специалистов спортивных бальных танцев. С-ть: 13.00.08 – теория и методика проф. образования. Дис. на соискание уч. степ.доктора педагогических наук. Тамбов 2011.
Кандидатские: (руководитель Чванова М.С.)
Скворцов Александр Александрович, Педагогические условия дистанционного обучения студента в наукоемкой образовательной среде. Сп-ть: 13.00.01 – общая педагогика, история педагогики и образования. Тамбов – 2015.
Медведев Дмитрий Николаевич, Проектирование интерактивной сетевой системы мониторинга качества деятельности кафедры вуза. Сп-ть: 13.00.01 – общая педагогика, история педагогики и образования. Дис. на соискание ученой степ. канд. пед.наук. Тамбов 2013.
Филатова Карина Владимировна, Педагогические условия формировании индивидуального стиля деятельности студента-дизайнера в вузе (на основе кластерного подхода). Сп-ть: 13.00.01 – общая педагогика, история педагогики и образования. Дис. на соискание ученой степ. канд. пед.наук.. Тамбов 2012.
Какалина Елена Викторовна, Формирование воспитательного пространства в системе открытого образования. Сп-ть: 13.00.01 – общая педагогика, история педагогики и образования. Дис. на соискание ученой степ. канд. пед.наук. Тамбов 2011.
Малышева Наталия Викторовна, Организационно-педагогические условия проектной деятельности школьников на основе кластерного подхода. Сп-ть: 13.00.01 – общая педагогика, история педагогики и образования. Дис. на соискание ученой степ. канд. пед.наук.Тамбов 2011.
Киселева Ирина Александровна, Развитие познавательного интереса студентов на основе кластерного подхода в проектной деятельности. Сп-ть: 13.00.01 – общая педагогика, история педагогики и образования. Дис. на соискание ученой степ. канд. пед.наук. Тамбов 2011.
Самохвалов Алексей Владимирович, Метод проектов в системе профессиональной подготовки специалиста-информатика в условиях вуза. Сп-ть: 13.00.08 – теория и методика профессионального образования. Дис. на соискание ученой степ. канд. пед.наук. Тамбов – 2008.
Солопанова Ирина Юрьевна, Развитие творческих способностей старшеклассников средствами информатики Сп-ть: 13.00.01 – общая педагогика, история педагогики и образования. Дис. на соискание ученой степ. канд. пед.наук. Тамбов – 2008.
Каширин Алексей Николаевич, Организационно-педагогические условия развития инновационно - образовательных процессов в колледже. Сп-ть: 13.00.01 – общая педагогика, история педагогики и образования. Дис. на соискание ученой степ. канд. пед.наук. Тамбов 2007.
Молчанова Галина Аркадьевна, Формирование ценностных ориентаций студентов средствами русской национальной культуры. Сп-ть: 13.00.01 – общая педагогика, история педагогики и образования. Дис. на соискание ученой степ. канд. пед.наук. Тамбов 2007.
Передков Вячеслав Михайлович, Организационно-педагогические условия управления инновационными процессами в региональном вузе. Сп-ть: 13.00.08 – теория и методика профессионального образования. Дис. на соиск. ученой степ.канд. пед. наук. Тамбов 2005.
Забавникова Татьяна Юрьевна, Эстетическое воспитание студентов средствами компьютерной графики.Сп-ть: 13.00.01 – общая педагогика, история педагогики и образования. Дис. на соискание ученой степ. канд. пед.наук. Тамбов 2005.
Запорожченко Людмила Ивановна, Развитие познавательной активности младшего школьника. Сп-ть: 13.00.01 – общая педагогика, история педагогики и образования. Дис. на соискание ученой степ. канд. пед.наук. Тамбов 2005.
Мещеряков Дмитрий Валентинович, Духовное воспитание студентов средством физической культуры. Сп-ть: 13.00.01 – общая педагогика, история педагогики и образования. Дис. на соискание ученой степ. канд. пед.наук.Тамбов 2004.
Шанкина Светлана Викторовна, Эстетическое развитие личности в системе непрерывного образования средствами спортивных бальных танцев. Сп-ть: 13.00.01 – общая педагогика, история педагогики и образования. Дис. на соискание ученой степ. канд. пед.наук. Тамбов 2003.
Михайлова Елена Михайловна, Системное управление инновационно - образовательными процессами в вузе. Сп-ть: 13.00.08 – теория и методика профессионального образования. Дис. на соиск. ученой степ.канд.пед. наук. Липецк 2002.
Зусман Юрий Андреевич, Формирование иноязычной культуры специалиста в условиях информатизации социума. Сп-ть: 13.00.08 – теория и методика профессионального образования. Дис. на соиск. ученой степ.канд.пед. наук. Липецк 2001.
Мангер Татьяна Эдуардовна, Совершенствование системы непрерывной подготовки специалистов культуры и искусства в многоуровневом вузе. Специальность: 13.00.01 – общая педагогика, история педагогики и образования. Диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. Тамбов 2001.
Митрофанов Александр Михайлович, Совершенствование социокультурной подготовки педагогов в системе повышения квалификации. Сп-ть: 13.00.08 – теория и методика профессионального образования. Дис. на соиск. ученой степ.канд.пед. наук. Липецк 2001.
Королева Наталья Леонидовна, Педагогические условия развития младших школьников в процессе раннего обучения информатике. Специальность: Сп-ть: 13.00.01 – общая педагогика, история педагогики и образования. Дис. на соискание ученой степ. канд. пед.наук. Липецк 2001.
Самохвалова Вера Владимировна, Формирование информационной культуры социального работника и социального педагога. Сп-ть: 13.00.08 – теория и методика профессионального образования. Дис. на соиск. ученой степ.канд.пед. наук. Москва 2000.
Храмова Марина Викторовна, Формирование готовности специалистов к профессиональной деятельности на основе использования технологий дистанционного обучения. Сп-ть: 13.00.08 – теория и методика профессионального образования. Дис. на соиск. ученой степ.канд.пед. наук. Москва 2000.

Описание деятельности научного направления

- исследовательская программа
Определена планами участия в научных проектах, поддержанных грантами РФФИ в 2018-2019 гг.: 1) по выявлению новых форм интернет-социализации студенческой молодежи, 2) развитию технологий, используемых в системе открытого образования, 3) интернет-социализации людей со специальными потребностями, 4) выявлению педагогическихособенностей построения персонализированных траекторий обучения младших школьников с использованием интерфейса мозг-компьютер основные концепции;
Концепция развития инновационного подхода как частнопедагогического. По данному направлению подготовлена одноименная монография, которая размещена в РИНЦ, представлена к защите кандидатская диссертация

- методы и технологии
Разрабатываются: 1) технологии проектной деятельности магистрантов прикладной информатики, 2) новые формы интернет-социализации и их использование в системе открытого образования.

Перечень патентов, свидетельств на изобретения у членов научного направления

База данных Реализация инновационного подхода в университете.Регистрационное свидетельство РОСПАТЕНТ: 2016620799. Дата регистрации: 02.03.2016. Правообладатель: Чванова М.С., Авторы: Чванова М. С., Скворцов А. А.
Программа для ЭВМ: SMART-система мониторинга деятельности магистрантов и аспирантов.Регистрационное свидетельство РОСПАТЕНТ: 2017614726 Дата регистрации: 26.04.2017. Правообладатель: Чванова М.С., Авторы: Чванова М. С., Скворцов А. А., Ташпулатов П.О.

Перечень грантов международного или всероссийского уровня, выполненных под руководством или с участием членов научного направления

Педагогические основы социализации молодежи в Интернет-пространстве и их реализация в системе образования. 17-36-00039-ОГН, Грант РГНФ,(2017-2019).
Социологический анализ Интернет-пространства как индикатора социокультурной динамики развития открытого образования Заявка 16-06-00176, Грант РФФИ, (2016-2018).
Инновационный подход к формированию образовательной среды в вузе и его реализация в IT- сервисах. Заявка 15-06-10306, Грант РГНФ (2015-2016).
Исследование тенденций модернизации технологий дистанционного обучения на основе использования математического аппарата экспертных систем (2012-2013). Проект № 14.В37.21.1141. Минобрнауки РФ. ФЦП "Научные и научно-педагогические кадры инновационной России" (2009-2013).
Программа развития деятельности студенческих объединений ТГУ имени Г.Р. Державина (2012-2013, 2014, 2015). Государственное задание Минобрнауки РФ.
Разработка инновационной информационно-коммуникационной системы для дистанционного обучения специалистов наукоемких специальностей. Проект №12-06-12006. Грант РГНФ. (2012-2014).
Разработка теоретических основ развития инновационной инфраструктуры вуза на основе кластерного подхода Проект № 1.7.09. Темплан.Государственное задание Минобрнауки РФ. (2009-2010).
Кластерный подход к подготовке специалистов наукоемких специальностей в вузе (на примере специализации "Нанотехнологии"). Проект №07-06-0054а. Грант РГНФ. (2007-2009)
Совершенствование системы управления инновационными процессамив региональном вузе. Проект № 07-02-04004а. Грант РГНФ. (2007-2009).

Основные публикации членов научного направления

Организация конференций, симпозиумов, научных семинаров

Ежегодно с 1997 года проводится международная научная конференция "Актуальные проблемы информатики и информационных технологий". Всего прошло 17 конференций с выпуском научных трудов конференции и размещением их в системе РИНЦ.В 2017 г.проведена секция «Информационные технологии в образовании и социальной сфере» и изданы научные материалы секции в рамках Международной научно-практической конференции "Актуальные проблемы информатики и информационных технологий", которые размещены в РИНЦ.

Научные связи

МГУТУ имени К.Г.Разумовского; НИУ Саратовский ГУ имени Н.Г.Чернышевского; Саратовский ТГУ имени Ю.А.Гагарина; Пущинский государственный естественно-научный институт;Цендаосский технологический университет (Китай), Технологический университет Карлсруэ (ФРГ),Университет Мейсона (Вашингтон, США); Компании: «Консультант Плюс»; «Яндекс»; «1С»; «CISCO» и другие.