Сведения об образовательной организации

ТРАДИЦИИ САМОДЕЯТЕЛЬНОГО ТЕАТРАЛЬНОГО ИСКУССТВА ЧУВАШИИ (ПЕРВЫЕ ДЕСЯТИЛЕТИЯ ХХ ВЕКА)

ТРАДИЦИИ САМОДЕЯТЕЛЬНОГО ТЕАТРАЛЬНОГО ИСКУССТВА ЧУВАШИИ (ПЕРВЫЕ ДЕСЯТИЛЕТИЯ ХХ ВЕКА)

Алжейкина Г.В.
Чувашский государственный институт культуры и искусств, г. Чебоксары, Российская Федерация,
кандидат педагогических наук, доцент кафедры народного художественного творчества
e-mail: alzheykina@mail.ru 

Первые упоминания о любительском театральном творчестве, найденные нами в архиве Чувашского государственного института гуманитарных наук, относятся к 1900 г. В документах говорится, что в начале ХХ века в Чебоксарах в верхнем этаже здания купца Игумнова был открыт клуб со сценой и зрительным залом. Там же располагался буфет, бильярдная комната, комната для карточной игры. Здесь проводились вечера, где частыми были спектакли, поставленные собственными силами. Известно, что приглашались артисты из Казани с режиссером Вощакиным [1; л. 3].

В 1912 г. учитель пения Чебоксарского высшего начального училища и трехгодичных педагогических курсов Семен Федорович Иванов с директором этого училища и педкурсов Иваном Александровичем Ильиным приступили к подготовке постановки оперы М.И. Глинки «Жизнь за царя» (больше известную в советское время, как «Иван Сусанин»). С этой целью из музыкально грамотных учащихся (русских, чувашей и марийцев) с хорошими голосами и слухом было отобрано 60 человек для исполнения хоровых и сольных партий оперы. К постановке оперы были привлечены учитель Николай Иванович Устинов и пианистка Антонина Ивановна Ильинская. Ежедневные спевки и репетиции проходили в здании училища и педагогических курсов после занятий по вечерам. Сценическое оформление было поручено художнику Китаеву. В большом зале были сооружены подмостки для сцены училища. Декорации выполнялись красками. Участники постановки самостоятельно готовили для себя соответствующие костюмы.

В результате через два месяца тщательной и обстоятельной подготовки состоялась генеральная репетиция по всем трем актам оперы. Главную роль Ивана Сусанина исполнял слушатель педагогических курсов Сергей Алексеевич Майоров (бас), Антониду – его сокурсница Мария Ивановна Маслова. Курсантка Анна Ивановна Смирнова исполнила роль Вани, учитель Николай Иванович Устинов – Собинина.

Участники хора были поделены на группы. Женские партии исполняли учащиеся педагогических курсов. Из-за недостатка женских голосов ученикам высшего начального училища пришлось исполнять партии женского хора. На премьере они были одеты в сарафаны или блузы с юбками, на голове – платки.  Польских интервентов изображали ученики высшего начального училища.

Таким образом, в январе 1913 г. на сцене большого зала городского высшего начального училища и педагогических курсов (ныне – здание художественного училища) состоялась премьера оперы М.И. Глинки «Жизнь за царя». Третий акт оперы был завершен сценой в лесу, где с трагическим величием приносит себя в жертву Иван Сусанин. Присутствующие зрители – учащиеся, педагогический персонал и приглашенные – с восторгом приняли эту постановку.

В том же 1913 г. под руководством С.Ф. Иванова и музыкальном сопровождении пианистки М.П. Талановой постановка оперы М.И. Глинки «Жизнь за царя» состоялась в Чебоксарской женской гимназии. Роли исполняли: Иван Сусанин – А.К. Ямбиков, Антонида – С.Д. Смелова, Собинин – Н.И. Устинов, Ваня – учащаяся педагогических курсов А.И. Смирнова.

Как отмечает в своих воспоминаниях С.Ф. Мочалов, из участников этих постановок в середине ХХ века в Чебоксарах проживали: сам Мочалов Сергей Федорович, Максимов Павел Максимович, Чинаев Алексей Андреевич, Фадеев Андрей Петрович, Смелова (Танкеевская) София Даниловна. В Мариинском Посаде – Бондарев Иван Евдокимович, в Казани – Майоров Сергей Алексеевич (Иван Сусанин) [1; л. 5]. Из очевидцев-зрителей – Георгий Семенович Марсельский, генерал-майор в отставке, впоследствии проживал в Ялте, Александр Романович Романов, полковник медицинской службы, проживал в Канаше и др.

В первые послереволюционные годы государственная политика в России определялась становлением и развитием нового государства с директивно управляемой экономикой и контролем над всеми сторонами общественной жизни, в том числе и над культурой. Культурные изменения сочетали в себе, с одной стороны, стабильность российских традиций, с другой – попытку модернизации страны. Со временем антиэлитарная направленность культурной политики стала сочетаться с укреплением устоев социалистического государства, среди основных принципов которого были: формирование государственной сети учреждений культуры, создание централизованной системы управления, формирование соответствующей законодательной базы.

Государственная сеть учреждений культуры складывалась на основе начавшейся в 1919 г. политики национализации. Культура все более становилась частью официальной и государственной пропаганды. Наибольшее внимание оказывалось клубным учреждениям, которые обладали широким диапазоном воздействия на население страны.

В Казанской губернии, в состав которой входили Чебоксарский, Цивильский и Ядринский уезды, культурно-просветительные учреждения открывались повсеместно. Так, 7 ноября 1919 г. при поселке станции Урмары состоялось открытие народного дома. На состоявшемся митинге была вынесена резолюция о поддержке Красной армии и вождей революции. Жители поселка почтили память павших в боевых сражениях гражданской войны. Вечером в народном доме был показан спектакль, подготовленный участниками-любителями драматического кружка [2].   

Приведем еще несколько фактов. В селе Тораево Ядринского уезда в январе 1919 г. открылся народный дом. «Комитет бедноты принимает меры к обзаведению клуба обстановкой», – говорилось в газете «Знамя революции» [3]. 8 января в селе Аликово ячейкой сочувствующих РКП(б) ставился спектакль – шла переведенная на чувашский язык пьеса «От ней все качества» Л.Н. Толстого. В постановке пьесы участвовал струнный оркестр, а также все местные культурные работники [2].

В Казани по вторникам и четвергам еженедельно в помещении Интернационального театра (бывший «Ампир» на Театральной площади) давались бесплатные спектакли для красноармейцев-чувашей. Все командиры и политкомы войсковых частей города направляли на спектакли военнослужащих-чувашей [3]. Труппой чувашского советского передвижного театра, организованного И.С. Максимовым-Кошкинским, ставились спектакли в пользу бывших военнопленных. Иногда публике представляли отдельные акты пьесы, популярные «живые картины», небольшие сценки. Например, 5 января 1919 г. в помещении женского медицинского института (в бывшем купеческом клубе) давали второй акт «Свадьбы Кречинского» А.В. Сухово-Кобылина, «Злоумышленник» А.П. Чехова, живые картины «Встреча военнопленного» и «III Интернационал» [4].

В селе Тюрлема Чебоксарского уезда был открыт пролетарский клуб, где нередкими были театральные постановки, подготовленные членами драматического кружка. Вот что по этому поводу отмечалось в газете «Знамя революции»:

 

Старый дикий обычай – кататься с гиканьем на масленице, пьянствовать, безобразничать на улицах начинает уступать место разумному, полезному развлечению. Глухие уголки нашей губернии охотно идут навстречу здоровому, новому. Оказывается, что спектакли, устроенные членами нового пролетклуба, вполне соответствуют времени, изменяют прежние дикие зрелища – драки и т.п. Концерты-митинги гораздо интереснее пьяной песни в слободе. С удовлетворением нужно отметить внимание публики, оценивающей разумное, новое [5].

 

Народные дома пользовались популярностью у населения. Так, 26 декабря 1919 г. обществом Пролетарской культуры был открыт народный дом на станции Шихраны. Первоначально в Шихранах предполагалось организовать десять учреждений Пролеткульта, разделенных на секции. Такое деление позволило бы всесторонне охватить культурно-просветительной работой население ст. Шихраны и ближайших волостей. В докладе заведующего Нардомом В. Никошевичем по этому поводу говорилось: «Обслуживая таким образом умственные и духовные запросы масс, привлекая к этому делу и сплачивая распыленные, но с богатой подготовкой живые силы на месте, Пролеткульт стремился организовать самые глубокие, пролетарские массы и давал им возможность выявлять свои интеллектуальные силы» [6].

 Но в самом начале своей деятельности возникло множество препятствий, основным из которых стало отсутствие помещения для работы. Кроме того, не было книг, пособий, письменных принадлежностей, ремесленных и музыкальных инструментов, предметов хозяйственного обихода. Несмотря на неблагоприятные условия, еще до открытия Народного дома Пролеткультом здесь удалось наладить библиотечное дело: были организованы разнохарактерные эпизодические лекции, беседы, концерты-митинги при участии приезжих ораторов, певцов, музыкантов, работников драматического искусства и местных просветительных кружков. Затем при музыкально-вокальной секции был организован хор, которым руководил преподаватель пения и музыки Давыдов. Молодой коллектив своими успешными выступлениями на концертах и митингах завоевал всеобщую симпатию. В последних числах декабря 1919 г. была сформирована театральная секция, возглавляемая режиссером-артистом украинского происхождения Скоромновым. В короткие сроки любители-артисты создали труппу, «напоминающую публике своей успешной игрой артистов-профессионалов, одновременно завоевывая симпатии широких масс не только к себе лично, но и к театральному искусству» [6]. Ставились пьесы современных авторов: «Дни нашей жизни» Л. Андреева, «Непогребенные» В. Евдокимова, «Пляска Венеры» С. Белой и др.

Руководители театральных кружков стремились пропагандировать в народных домах классический репер­туар, там же с лекциями выступали представители интеллигенции. Приведем несколько фактов. В мае 1920 г. в Чувашию на съезд учителей начальных школ из Казани выехала на гастроли чувашская театральная труппа под руково­дством И.С. Максимова-Кошкинского. По его совету в селе Никольское был орга­низован культурно-просветительный кружок. «Мы расчистили сарай забро­шенной кулацкой мельницы, – вспоминал впоследствии П. Шайбин, участник драматического кружка с. Никольское, –  и устроили там сцену, повесив вместо занавеса два полога. Вечером собралось полно народу. Все было в новинку, ни­кто до этого спектаклей не видал <…> Часто ставили спектакли. Удалось вовлечь в драмкружок четырех девушек, а это было тогда трудно, не пускали их роди­тели на "чертову" игру» [7]. На денежные сборы участники кружка приобрели занавес и музыкальные инструменты. К наступлению холодов кружку предос­тавили комнату в школе. «Перед спектаклями делали небольшие доклады на политические темы. Вся эта работа увязывалась с проводившейся тогда ликви­дацией неграмотности. Пьесы мы доставали где только могли: в Самаре, из журнала "Шур?мпусь", ездили за ними в Казань». Силами этого кружка была поставлена пьеса «Сутра» Ф. Павлова, а также переведенные на чувашский язык произведения русских классиков. Следуя этому примеру, учителя сосед­ней русской школы также стали ставить спектакли на школьной сцене.

По инициативе С.Ф. Мочалова в Мариинском Посаде была поставлена пьеса М. Горького «На дне». Мочалов отмечает: «…добился предоставления здания бывшей пивной со складом купца Кузьмина и оборудовав [ее] силами общественности, подобрал способный актив для проведения культурных мероприятий по постановке спектаклей, концертов и по проведению лекций». 25 октября 1918 г. состоялось торжественное открытие городского народного дома культуры, впоследствии ставшего районным. Необходимо отметить, что в 1968 г. С.Ф. Мочаловым на общественных началах был создан, а 7 апреля 1963 г. открыт Народный краеведческий музей – первый в Чувашии.

Так, в Народном доме г. Чебоксары особой популярностью пользовались пьесы «В огне революции» и «За монастырской стеной». Главные роли в пьесе «В огне революции» исполняли И.О. Пучков (Жан), К.П. Пучкова (Мадлена) и их сын Анатолий (роль сына). Название мелодрамы итальянского драматурга Камолетти интриговало публику. Автор приоткрывал завесу над страданиями брошенной мужем женщины, вынужденной уйти в монастырь. Все собранные от спектаклей средства направлялись на поддержку детей погибших на фронтах гражданской войны [1; л. 5].

Под театр был приспособлен бывший мочальный склад, который после многочисленных субботников и воскресников, проводимых общественностью города, стал не только пригодным для показа любительских спектаклей, но и местом отдыха горожан. Например, на спектаклях пьесы «За монастырской стеной» театр как правило был переполнен зрителями, сидевшими и стоявшими в помещении театра.

Известна постановка в Чебоксарах оперы А. Даргомыжского «Русалка» (1925 г.) открывшейся в 1920 г. Чебоксарской музыкальной школой. Одна из участниц постановки – Лидия Ивановна Пучкова 1911 г.р. принимала участие в хоровых сценах оперы. Она была известной в городе пианисткой, аккомпанировала певцам и инструменталистам-скрипачам, а также выступала сольно и в ансамбле на фортепиано в четыре руки. Лидия Ивановна работала тапером – сопровождала игрой на фортепиано немые кинофильмы. Впоследствии Л.И. Пучкова выехала в Ленинград, где стала преподавателем, а затем была избрана деканом факультета инженерно-экономического факультета заочного лесотехнического техникума [1; л. 6].

Опера «Русалка» была показана дважды на сцене Чувашского республиканского театра. За дирижерским пультом находился С.Ф. Иванов, концертмейстер – Л.И. Пучкова. Зал театра был переполнен. Публика с восторгом приняла постановку оперы.  

В 1926 г. под руководством Леонида Михайловича Соколова в Чебоксарах силами любителей была поставлена опера Ж. Бизе «Кармен». Известно, что обладая яркими музыкальными способностями, Л.М. Соколов с 1921 г. работал в должности преподавателя в Чебоксарской музыкальной школе по классу скрипичной игры. С.Ф. Мочалов вспоминает, что Соколов стал организатором художественной самодеятельности в рабочем клубе Чувашского союза советских торговых служащих. По его инициативе были созданы хоровой кружок, группа живой сатирической газеты «Синяя блуза», а также любительский струнный оркестр [1; л. 5]. Постановка опера Ж. Бизе «Кармен» была осуществлена в том же рабочем клубе совторгслужащих г. Чебоксары. Позднее там размещался Дворец пионеров.

В Чебоксарах в первые послереволюционные годы начала свой сценический путь заслуженная артистка РСФСР Елена Михайловна Юровская.

В мае 1917 г. молодая учительница Е.М. Юровская впервые выступила на съезде учителей в миниатюрах А. Чехова «Предложенье» и «Медведь». С 1919 г. она работала в лекционном отделе народного университета (был открыт в Чебоксарах и просуществовал до 1921 г.), а с открытием Чувашского государственного музея – была в нем заведующей нумизматического отдела. Все это время Юровская не оставляла работу в театре. В 1923 г. вместе с мужем актером М.И. Шелагиным Юровская выехала в Саратов и вернулась в Чебоксары лишь в 1934 г.

В 1937 г. народная артистка СССР В.Н. Пашенная организовала стационарный театр в г. Игарки, куда и выехали Е.М. Юровская и М.И. Шелагин. В 1944 г. она была переведена в Норильск. Здесь в день 30-летия творческой деятельности она получила звание «Заслуженной артистки РСФСР», а осенью того же года была награждена правительственным орденом «Знак Почета». Михаил Иванович Шелагин позднее также получил звание народного артиста РСФСР и орден «Знак Почета» [8]. 

Таким образом, первые десятилетия ХХ века – время революций во всем, в том числе и в искусстве. Зритель, собираясь в театр, не знал, попадет ли он на спектакль, митинг, феерию или какой-то еще поиск нового. Отчасти это происходило потому, что публика была неискушенной – театр стал из элитарного искусства общедоступным. 

Список использованных источников:

  1. Чувашский государственный институт гуманитарных наук (ЧГИГН). Отд. VIII. Инв. № 1848. Ед. Хр. 246. Л. 3.
  2. Знамя революции. 1919. 17 нояб. № 260 (517).
  3. Знамя революции. 1919. 19 янв. № 13 (263).
  4. Знамя революции. 1919. 25 окт. № 242 (499).
  5. Знамя революции. 1919. 13 марта. № 56 (306).
  6. Научный архив Республики Татарстан (НА РТ). Ф. Р-271. Оп. 1. Д. 246. Л. 4.
  7. Шайбин П. Первый спектакль в деревне // Советская Чувашия. 1968. 21 марта. № 67 (12595).
  8. ЧГИГН. Отд. VIII. Инв. № 2474. Ед. Хр. 246. Л. 1.