Сведения об образовательной организации

ДРАМАТУРГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА В СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ДРАМАТУРГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА В СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Фогель Т.В.
Краснодарский государственный университет культуры и искусств
г. Краснодар, Российская Федерация
e-mail: t.fogel@mail.ru

Фоменко В.
Краснодарский государственный университет культуры и искусств,
г. Краснодар, Российская Федерация, студентка 1 курса

Технология - в широком смысле - это совокупность методов, процессов и материалов, направленных на создание чего-либо, будь то товар или услуга. Технологии в социально-культурной деятельности носят тот же характер: это "инструменты", которые используются для создания социально-культурных продуктов, несущих в себе ценность.

В настоящее время социально-культурную деятельность можно расценивать как многофункциональную сферу деятельности, целью которой является организация рационального досуга людей, который направлен на удовлетворение культурных потребностей, а также призван создавать все условия для развития и самореализации каждой отдельно взятой личности.

По своей природе досуг - это часть свободного времени, используемая для общения, потребления духовных ценностей, творчества, развлечений и других форм непринужденной деятельности. Таким образом, человек удовлетворяет свою потребность в рекреации и саморазвитии. Ключевой формой рекреационно-развивающей деятельности в социально-культурной деятельности является культурно-досуговая программа, содержание которой включает в себя комплекс специально отобранных и синтезированных видов культурной активности личности в сфере досуга: живое слово, музыка, поэзия, хореография и др.

В основе любой культурно-досуговой программы лежит драматургия с присущими ей приемами и методами воздействия на человека. Драматургия, как известно, это искусство построения драматического произведения, а также его сюжетно-образная концепция. Так или иначе, человек, наблюдая ту или иную развернувшуюся драму, начинает сопереживать героям и оказывается вовлеченным в действие.

Драматургия является основой, на которой с помощью различных форм можно реализовывать различные направления социально-культурной деятельности. Подбор и рациональное использование материала являются одним из важных факторов эффективности социально-культурной деятельности. Здесь следует учитывать: форму деятельности, место проведения, состав участников. С точки зрения драматургии, культурно-досуговая программа – это результат специфической продукции, созданной на основе замысла режиссера, обогатившегося социально-культурным творчеством самих участников программы и зрительской аудитории.

Основой драматургического произведения всегда является реальная человеческая ситуация, поэтому узнаваемость увиденного во время культурно-досуговой программы неизбежна, а значит, неизбежно эмоциональное потрясение. Драматург играет на чувствах зрителя и способности к эмпатии, которая позволяет человеку представить себя на месте другого, понимать его эмоции, чувства, мотивы, действия, принимать или отвергать его поступки и суждения. Драматург с помощью сюжета и характера героев любого драматического произведения, это касается и культурно-досуговых программ, дает почву для размышлений, пытается донести режиссерский замысел, а эмпатия в свою очередь дает понять, что не чуждо нашему "я". Иными словами, если до зрителя донесена суть содержания сценария, значит, замысел воплощен, и цель автора достигнута.

Ведущим законом, которого необходимо придерживаться при разработке сценария культурно-досуговой программе, является закон контрастности, т.е. закон единства и борьбы противоположностей. Главной целью сценариста является его стремление показать факты, явления, процессы окружающей действительности в борьбе, в конфликтном отношении друг к другу. Такой конфликт призван обеспечить активизацию мышления зрителей, придать культурно-досуговой программе художественно-публицистический характер.

Использование контрастов играет большую роль в эмоциональном восприятии содержания культурно-досуговой программы. Убежденность личности в правоте тех или иных идей не может не формироваться без опоры на ее чувства. Известно, что эмоции делятся на положительные и отрицательные. При так называемой борьбе положительных и отрицательных эмоций у человека формируются его истинные чувства и эмоции, которые являются выводом из двух разных точек зрения. Эта борьба оказывает влияние на интеллектуальную сферу зрителя и приводит к гармоничному развитию личности.

Технологический процесс социально-культурной деятельности и подобранный драматургический материал позволяют влиять на аудиторию таким образом, что послание, адресованное аудитории, становится фактом сознания даже у личности с устоявшимися взглядами и моделью поведения. Восприятие личностью информации с помощью различных форм культурно-досуговой деятельности можно рассматривать как взаимодействие поступающей извне информации с накопленными знаниями.

В то же время было бы ошибкой считать, что эмоциональное отношение на прямую зависит от осведомленности аудитории о той или иной проблеме, затронутой в культурно-досуговой программе. Информация становится ценной для личности лишь в том случае, если она входит в круг её интересов. Личность сознательно или неосознанно ищет ту информацию, которая отвечает её духовным потребностям или, напротив, склонна избегать такой информации, которая не несёт для неё никакой ценности.

Драматургия, безусловно, оказывает влияние на человеческое восприятие. Рассматривая драматургическую основу культурно-досуговых программ, следует подчеркнуть, она имеет свою уникальную специфику, несет в себе воспитательную, культуро-творческую, коммуникативную и др. функции и помогает личности гармонично развиваться. Процесс драматургии является уникальным источником, несущим в себе информацию о культурных ценностях, и служит основой для осуществления социально-культурной деятельности.

Разделы