Сведения об образовательной организации

ФОРМИРОВАНИЕ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВКУСА ШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ ДЕТСКОЙ ФИЛАРМОНИИ: ИСТОРИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ

ФОРМИРОВАНИЕ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВКУСА ШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ ДЕТСКОЙ ФИЛАРМОНИИ: ИСТОРИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ

Таранушич К.И.
Московский государственный университет культуры и искусств, г.Москва, Российская Федерация
преподаватель эстрадного вокала детского культурного центра  «Kids Galaksi» г. Москва,
аспирантка кафедры «Социально-культурной деятельности»

Филармония (от греч. Harmonia-гармония) - название концертных организаций в некоторых странах. В 19 в. в ряде городов Европы и Америки (Петербург, Москва, Берлин, Лондон, Нью-Йорк и др.) были созданы филармонические общества, которые пропагандировали главным образом симфоническую музыку. Подобные общества получили распространение в 20 веке. В европейских социалистических странах Филармонии стали государственными организациями. В России Филармонии – государственные организации, в задачи которых входит пропаганда музыкальных произведений и исполнительского мастерства, а также различных видов эстрадного искусства (танец, художественное чтение и др.). Первые Филармонии были организованы в Петрограде (1921) и Москве (1922). В 1859 г. в Петербурге А. Г. Рубинштейном было организовано Русское музыкальное общество.

Интенсивное развитие концертной деятельности потребовало создания новых музыкально-просветительских организаций. Композиторы «Могучей кучки» вели большую общественно-просветительскую работу. Первым общественным проявлением деятельности Балакиревского кружка явилось открытие в 1862 году Бесплатной музыкальной школы. Главным организатором были М.И.Балакирев и хормейстер Г.Я.Ломакин. Бесплатная музыкальная школа основной своей задачей ставила распространение музыкальных знаний среди широких масс населения.
Стремясь к широкому распространению своих идейно-художественных установок, к усилению творческого влияния на окружающую общественную среду, члены «Могучей кучки» не только использовали концертную трибуну, но и выступали на страницах печати. Выступления носили остро-полемический  характер, суждения имели подчас резкую, категорическую форму, что было обусловлено теми нападками и отрицательными оценками, которым подвергалась «Могучая кучка» со стороны реакционной критики.
Наряду со Стасовым в качестве выразителя взглядов и оценок новой русской школы выступал Ц.А.Кюи. С 1864 года он состоял постоянным музыкальным рецензентом газеты «Санкт-Петербургские ведомости». Кроме Кюи, с критическими статьями в прессе выступали Бородин и Римский-Корсаков. Несмотря на то, что критика не была их главной деятельностью, в своих музыкальных статьях и рецензиях они дали образцы метких и правильных оценок искусства и внесли значительный вклад в русское классическое музыковедение.

В 1883 г. по инициативе пианиста, дирижера и педагога П. А. Шостаковского в Москве открылось Филармоническое общество. Вначале оно пропагандировало главным образом симфоническую музыку. Общество ежегодно давало 10 симфонических концертов. При нем работало Музыкально-драматическое училище. Воспитанниками училища были многие видные музыканты, среди них -  С. Калинников, Д. И. Аракишвили, Л. В. Собинов.  На 1 января 1976 в СССР имелось 136 Филармоний, в том числе республиканские, краевые, областные и городские (в крупных культурных и промышленных центрах).

Популяризируя лучшие образцы советского музыкального творчества, русскую и зарубежную музыкальную классику, народное музыкальное искусство (песни, танцы, инструментальную музыку народов России и др. стран), филармонии способствуют художественному росту и выдвижению   молодых исполнителей, осуществляют обмен артистическими силами с концертными организациями других стран. Филармонии имеют постоянных штатных исполнителей-солистов, большие музыкальные коллективы (симфонические и камерные оркестры, хоры и др.), камерные ансамбли. Концертная работа филармонии сосредоточена главным образом в стационарных специальных концертных залах, широко практикуются также выездные концерты на клубных площадках, в промышленные посёлки и сельские местности. Деятельность Филармонии играет большую роль в развитии музыкальной культуры.

На протяжении долгого времени главным субъектом концертной деятельности в нашей стране оставались филармонии, уникальный институт, который начал складываться в 1920-е годы. В 1990 г. в стране насчитывалась 81 филармония, на сегодняшний день их количество практически не изменилось. Филармонии, как правило, представляют собой универсальный комплекс, имеющий в своей структуре штатных исполнителей (солистов и музыкальные коллективы различных составов - симфонические и камерные оркестры, хоры, камерные ансамбли и др.) и «обладающий» концертными площадками. Особенностью филармоний является отсутствие постоянного, ограниченного определенным количеством наименований репертуара, который позволял бы осуществлять концертную деятельность только за счет использования штатных творческих коллективов и солистов и находящихся в их распоряжении залов и площадок.

До конца 1980-х годов филармонии выступали в качестве организатора концертов на своей площадке, агента по отношению к собственным солистам и коллективам, осуществляли просветительские функции, проводя концерты - лекции с участием музыковедов.  В России существовала целостная централизованная система государственного обеспечения концертной деятельности, встроенная в общую систему экономики страны и базирующаяся на нормативном регулировании, установленных принципах финансирования и распределения художественного продукта. Эта система была направлена на реализацию творческих сил, сохранение единого концертного пространства, формирование разнообразного репертуарного предложения, пропаганду музыкального искусства и эстетическое воспитание населения. Изменение политического и социально-экономического устройства страны привело к значительной трансформации прежней системы организации филармонической концертной деятельности.

На рубеже 1980-1990-х годов филармонии перестали быть монополистами в осуществлении концертной деятельности. Стали создаваться частные фирмы, работающие со «звездами», прежде всего, эстрады. В конце 1980-х годов из филармоний ушла практически вся коммерческая эстрада, начали отделяться не только эстрадные, но и филармонические исполнители. Возникли самостоятельные концертные организации, независимые концертные залы. Появились частные музыкальные агентства, занимающиеся организацией гастролей филармонических солистов и коллективов на основе заключенных с ними договоров. Появление частных агентств явилось первым шагом к созданию системы организации концертной деятельности, которая существует во всем мире. Однако в настоящее время количество проводимых агентствами концертов незначительно, в условиях отсутствия системной государственной поддержки они вынуждены предлагать концертные программы, состоящие исключительно из сверхпопулярной классической музыки. Все это не позволяет им оказывать заметное влияние на сохранение и развитие академического музыкального искусства.

Децентрализация управления в сфере культуры, переход подавляющего большинства филармоний в ведение органов государственной власти субъектов Российской Федерации и расширение их финансово-хозяйственной самостоятельности привели к значительной дифференциации условий и направлений их работы. В настоящее время происходит определенное размывание понятия филармонии, все существующие российские филармонии разнородны по структуре, функциям, содержанию и объему деятельности, что обусловлено спецификой конкретных регионов, установками учредителей и самих филармоний. Однако в целом филармонии, на долю которых приходится около 60% всех концертов в области академической музыки, по-прежнему остаются центральным звеном в организации концертной деятельности в стране.

Искусство, играя огромную роль в формировании картины мира человека, является неотъемлемой составляющей культурной жизни общества. Идеи и чувства, выраженные в художественной форме, обладают более мощной силой внушения, а потому усваиваются на уровне обыденного сознания гораздо легче тех образов, что предлагают, например, научная теория или политический лозунг. Поэтому государство, естественно, не может оставлять художественную сферу за пределами своего внимания и испытывает к ней постоянный интерес, реализующийся в виде определенной культурной политики. Особенно усиленное внимание к творческим процессам, проблемам управления и, прежде всего, контроля над ними наблюдается в России в советский период, так как культура и все ее компоненты были включены в политический курс правящей партии.

Концертно-филармоническая сфера как сложное культурное явление, находящееся на стыке нескольких областей жизнедеятельности общества - музыки, литературы, театра, просвещения, воспитания, с их богатейшими возможностями влияния на людей, не могло не заинтересовать государственную власть. Выразительные средства только одного вида искусства — музыки, самым действенным образом способны затронуть сердца даже неподготовленных слушателей. А если к тому же одновременно в одном культурном явлении можно было соединить функции воспитания, просвещения и пропаганды, то можно говорить о значительной роли концертно-филармонической деятельности в формировании менталитета общества.

После революции 1917 года началась коренная реконструкция всех сфер жизни общества. Революция всегда предлагает новую концепцию жизни, пытается изменить в сознании людей картину мира. В рамках новой концепции как составная часть большевизма формировалась и специфическая культурная политика, то есть представление о роли и месте культуры в жизни общества и отношении к ней государства, ее приоритетные цели и методы их осуществления. Складывание нового взгляда на искусство отражено, в первую очередь, в ленинских высказываниях. В.И. Ленин сразу же провозглашает один из своих лозунгов: "Важно не наше мнение об искусстве. Важно также не то, что дает искусство нескольким сотням, даже тысячам общего количества населения, исчисляемого миллионами. Искусство принадлежит народу". Нарком просвещения А.В. Луначарский также подчеркивал в своих выступлениях эту мысль: "В стране теперь новый хозяин - "трудовой народ. ... Страна переживает крайне тяжелый момент. Уже поэтому новому хозяину не так-то легко раздавать народные деньги". Иными словами, новая власть недвусмысленно заявляла право "трудового народа" заказывать искусство. А выступать от имени народа, естественно должен был чиновник - субъект государственных интересов, определяющий, какое искусство необходимо для удовлетворения культурной нужды "трудового народа".

     Каждый элемент социальной жизнедеятельности имеет соответствующие формы организации, обеспечивающие как его поддержание, так и воздействие на общественную жизнь в целом. Филармония как новый социокультурный институт советского периода была уникальной организацией, соединившей в себе многочисленные функции, разнообразные методы и формы влияния на общество. Поэтому будет небезинтересным рассмотреть структурно-организационные моменты появления и функционирования данного учреждения с точки зрения советской культурной политики. Также кажется важным иллюстрирование этого процесса на материале местного значения, таким образом, показывая не только теоретическое, но и практическое осуществление данного процесса. Для более полной характеристики названного учреждения культуры обратимся и к исследованиям современной науки - культурологии, социологии и истории, изучающей вопросы социокультурных институтов (Е.В. Дуков, Б.С. Ерасов, Г.В. Драч, B.C. Жидков и др.).

Социальные и культурные институты, созданные в советское время, должны были защищать культуру от влияний извне, способных вызвать среди различных категорий населения реакции протеста и проявления инакомыслия. Вопросы о том, что именно из произведений искусства заслуживает быть переданным новому  поколению, а что - не заслуживает, как следует "правильно" воспринимать и понимать эти достойные произведения, решались в кругах партии. Но для понимания этих произведений необходимо было просвещать и воспитывать аудиторию, чем и занимались конкретные институты культуры, в том числе, и филармония в музыкально-концертной сфере.

Целью детской филармонии является реализация творческих музыкальных способностей детей и ранней профессиональной ориентации, мотивация к продолжению музыкального творчества в любительских формах (создание ансамблей и игра в них, сочинение песен, работа над новыми аранжировками и т.д.). Создание творческого объединения Детская филармония даёт возможность решения целого комплекса задач - воспитательных, обучающих, творческих, позволяет  решить проблему создания творческой атмосферы  в детском коллективе. Детская филармония успешно сочетает две важные функции. Во-первых,  дает возможность совсем еще юным музыкантам проявить себя, выступая на лучших концертных площадках города и в великолепном концертном зале собственного учреждения. А во-вторых, зарождает у своей публики интерес к классической музыке, подготавливая ее к большому искусству с детских лет, а затем и духовную потребность в классической музыке.

В Детской  филармонии реализуется уникальная  возможность – развиваются все уровни развития личности: а) индивидуальный, б) групповой, в) коллективный, г) предпрофессиональный.

Индивидуальный уровень - "сфера развития личности". Ведущей задачей педагога является создание условий для развития способностей ребёнка к универсальному развитию (каждый ребёнок - суверенная личность, индивидуальность).

Групповой уровень - воспитание и развитие ребёнка в творческой среде (временные творческие группы, ансамбли и т.п.). Это реализуется через вовлечение детей в совместный художественно-творческий процесс (создание и подготовка творческих мероприятий, тематических концертов и т.п.), общение детей разного возраста, разного уровня мастерства, разных классов, но объединённых общими творческими, профессиональными, духовными устремлениями.

 Коллективный уровень  - создание пространства совместной жизнедеятельности. Воспитание в творческом объединении - путь к расширению жизненного, профессионального, общехудожественного кругозора юного музыканта, возможность формирования духовно-нравственных позиций, определяющих культуру личности, её статус в обществе. Именно на этом уровне отчетливо проявляется взросление и социализация подростка, происходит воспитание чувства ответственности, коллективизма.

Предпрофессиональный уровень - выход на творческую самореализацию, самопознание, самосовершенствование. В процессе событий, проектов в которых участвуют подростки, у них формируются устойчивые мотивации к художественно-творческой, исследовательской, концертно-просветительской деятельности. Сочетание музыкального образования с опытом практической творческой деятельности - основа нравственно-ценностной мотивации последующей самостоятельной деятельности.

Воспитательные возможности Детской филармонии заключаются в том, что она способствует всестороннему и гармоническому развитию личности, обогащает ее нравственно-эстетический мир, способствует формированию активной жизненной позиции. Особое внимание уделяется профессиональному росту юных и молодых исполнителей, объединению их в единое творческое пространство, созданию положительного имиджа Детской филармонии, как уникального и привлекательного объединения детей, прикоснувшихся к музыкальной культуре.

Включаясь в художественно-творческий процесс, дети и подростки вступают в сложнейшую сферу творческой деятельности - сферу исполнительского искусства, становясь полноправными участниками и создателями концертов-спектаклей, концертов-лекций, являясь пропагандистами классической и современной музыки. Такая направленность создаёт атмосферу духовной наполненности, в которой созревают наиболее благоприятные предпосылки для развития детского творчества, для личностного роста, гармонизации эмоциональной сферы ребёнка.

Основными целями деятельности в рамках проекта «Уроки детской филармонии» являются: показ классических, или создание новых сочинений музыкального искусства для детей, а также видео-показ хореографических и оперных произведений в целях формирования эстетического и художественного вкуса, пробуждения творческих способностей подрастающего поколения; просветительская деятельность, реализующая одновременно духовные потребности зрителей-слушателей; образовательная деятельность, осуществляемая в результате изучения, исполнения учащимися лучших образцов русской и зарубежной музыки, способствующая профессиональной подготовке детей-артистов (музыкантов, вокалистов), и создающая условия для развития творческих способностей обучающихся; создание необходимых условий для роста профессионального мастерства учащихся; укрепление внутренних и внешних творческих связей между музыкантами, посредством обмена творческими идеями на «Уроках детской филармонии».

Список использованных источников:

  1. Дуликов, В.З. Организационный процесс в социокультурной сфере: Учебное пособие. – М.: МГУКИ, 2003. – 160 с.
  2. Ерошенков, И.Н. Культурно-воспитательная деятельность среди детей и подростков. — М.: Владос, 2004. - 221 с.
  3. Жарков, А.Д. Теория и технология культурно-досуговой деятельности: учеб. для студентов вузов культуры и искусств / А. Д. Жарков. – М.: Издат. дом МГУКИ, 2007. – 480 с.
  4. Оленина, Г. В. Социально-педагогическая деятельность в сфере досуга : кадры, методы, технологии: учеб. пособие : в 2 ч. – Барнаул : Изд-во АГИИК, 2002. – Ч. 1 – 98 с.; Ч. 2. – 134 с.
  5. Семченко, А.В. Социально-педагогические взгляды С.Т. Шацкого: Монография. — Тамбов: ТГУ им. Г.Р. Державина, 2002. — 128 с.
Разделы