Сведения об образовательной организации

«ИГРАЯ – РАЗВИВАЕМСЯ», - ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВЬЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

«ИГРАЯ – РАЗВИВАЕМСЯ»,  -  ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВЬЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

Родионова Е.Б.
Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация,
аспирант 2 курса
е-mail: reb-77@mail.ru

Понятие «технология обучения» не является общепринятым в традиционной педагогике. В  документах ЮНЕСКО технология обучения рассматривается как системный метод сознания, применения, определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов, их взаимодействия, ставящей своей задачей оптимизацию форм образования.

С одной стороны, технология обучения – это совокупность методов и средств обработки, представлений, изменений и предъявления учебной информации, с другой – это наука о способах воздействия педагога  на детей в процессе обучения с использованием необходимых технических или информационных средств. Мастерство педагога состоит в том, чтобы отобрать нужное содержание, применить оптимальные методы и средства обучения в соответствии с программой, подготовить тематические материал для игр необходимых  в  формирования культуры здоровья дошкольников [1, с. 5].

Игровая технология – это комбинированная технология на основе активизации и интенсификации деятельности дошкольников.

Игра –  является ведущим видом деятельности ребенка-дошкольника.   Игра, есть  вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоения общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением, - играя ребенок развивается.  [1, с. 83].

Начало разработки теории игры связано с такими мыслителями XIX века, как Ф. Шиллер, Г. Спенсер, В. Вудс и др. В своих трудах игру они рассматривали как некое эстетическое наслаждение, связанное со свободным от внешней потребности проявлением избытка жизненных сил.

«Игра» как понятие, у разных народов означало, например, у древних греков – действие, свойственное детям, у евреев – соответствовало понятию шутки, смеха, у римлян означало радость, веселье. В последствии, на всех «европейских» языках словом «игра» стали обозначать обширный круг действий ребенка, с одной стороны, не требующих усилий, с другой – представляющих радость, удовольствия.

По мнению С. Л. Шмакова  игра выполняет следующие важные функции:

1. Функция социализации, где ребенок включается в систему общественных отношений, усваивает богатство различных культур.

2. Функция самореализации ребенка, с одной стороны, позволяет построить и проверить проект конкретных жизненных ситуаций, а с другой – наоборот, выявить недостатки жизненного опыта.

3. Коммуникативная функция позволяет ребенку вступить в реальный контекст сложнейших человеческих отношений, вести диалог. 

4. Диалогическая функция игры позволяет делать выводы о развитии ребенка (интеллектуальном, творческом, эмоциональном и т.д.).

5. Терапевтическая функция игры является средством преодоления различных трудностей,

возникающих у ребенка в поведении, общении, учении.

6. Функция коррекции вносит позитивные изменения, дополнения в личностные показатели

ребенка. В игре этот процесс происходит естественно, мягко.

7. Развлекательная функция игры способствует развитию эмоций, речи, взаимоотношений в коллективе [1, с. 85].                      

Подробно следует остановиться на развивающей игре, так как это достаточно обширная группа методов и приемов организации педагогического процесса. Основное отличие развивающей игры от игры вообще, состоит в том, что она обладает существенным признаком – четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде, и характеризуются учебно-познавательной направленностью.

Развивающие игры достаточно разнообразны по дидактическим целям, организационной структуре, возрастным возможностям их использования, специфике содержания. Определение места и роли игровой технологии в учебном процессе, сочетание элементов игры и учения во многом зависит от понимания педагогом функций и классификации педагогических игр. Технология развивающих игр Б.П. Никитина интересна тем, что программа игровой деятельности состоит из набора развивающих игр, которые при всем своем разнообразии исходят из общей идеи и обладают определенной направленностью. Каждая игра представляет собой набор задач, которые ребенок решает с помощью различных манипуляций с кубиками, карточками, деталями конструктора и т.д. В своих играх Никитин предлагает развивающие игры с кубами, узорами, рамками и вкладышами М. Монтессори, планами и картами, наборами «Угадай-ка», таблицами и т.д. Задачи ребенку даются в различных формах: в виде модели, плоского рисунка в изометрии, чертежа, письменной форме в виде знаков или устной инструкции. Так дети знакомятся с разными способами передачи информации, решении задачи предстает перед ребенком не в абстрактной форме ответа, а в виде рисунка. В этом заключается главная особенность развивающих игр – объединение одного из основных принципов обучения – от простого к сложному – с очень важным принципом творческой деятельности – самостоятельно ребенок может подняться «до потолка» своих возможностей [2, с. 9].

Результативность развивающих игр зависит от системности их использования, от целенаправленности программы игр в сочетании с обычными дидактическими упражнениями. Игровая технология строится как целостное образование, охватывающее определенную часть учебного процесса, объединенное общим содержанием, сюжетом, персонажем. При этом игровой сюжет существует параллельно основному содержанию обучения, помогает активизировать учебный процесс, усваивать ряд учебных элементов и задач, и как результат – развивать интеллект дошкольника, через развитие творческого мышления.

Развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного   возраста – одна из актуальных проблем современности. Дошкольники с развитым интеллектом быстрее запоминают материал, более уверенны в своих силах, легче адаптируются в новой обстановке, лучше подготовлены к школе. В дошкольном детстве происходит становление первых форм абстракции, обобщения и простых умозаключений, переход от практического мышления к логическому, развитие восприятия, памяти, внимания, воображения. Это обусловлено тем, что у детей дошкольного возраста совершенствуется работа всех анализаторов, осуществляется формирование отдельных участков коры головного мозга, связей между ними и движениями рук. Разработаны и доказаны на практике теории, утверждающие, что психические процессы можно тренировать и совершенствовать через организованную по особым правилам внешнюю деятельность. Если удается найти ключ к управлению развитием мышления дошкольника, то открываются возможности для совершенствования всех познавательных процессов. Организовать педагогический процесс так, чтобы ребенок играл, развивался и обучался одновременно – задача достаточно сложная, но вполне выполнимая, если использовать в работе развивающие игры В. Воскобович, М. Монтессори и др. Технология называется «Сказочные лабиринты игры», «Цифра-домино», «Световозик».

Технология развивающих игр направлена на развитие ВПФ  дошкольника в целом и как одно из направлений формирования культуры здоровья ребенка, по принципу преодоления высокого уровня трудностей.  Когда перед ребенком не возникает препятствий, которые им могут быть преодолены, то и развитие идет слабо и вяло. На принципе постепенного и постоянного усложнения материала все игры авторы распределили согласно возрасту в комплекты. Интеллектуальные разноплановые задачи, вопросы, упражнения в каждой игре направлены на использование различных видов мышления, в том числе и творческого мышления дошкольника [4, с. 9].

Таким образом, использование игровой технологии  позволяет педагогу  перестроить образовательную деятельность: перейти от привычных занятий с детьми к познавательной игровой деятельности, организовать процесс, как педагогом, так и самостоятельно детьми. Игра стимулирует проявление творческих способностей ребенка, создает условия для формирования культуры здоровья дошкольника. Взрослому остается лишь использовать эту естественную потребность для постепенного вовлечения детей в более сложные и творческие формы игровой активности.

Список использованных источников:

1. Буланова-Топоркова М.В. Педагогические технологии: учеб. пособие. – М.: Издательский центр «МарТ», 2006.

2. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. Москва, 1998.

3. Харько Т.Г., Воскобович В.В. Сказочные лабиринты игры: игровая технология. – СПб.: ООО «РИВ», 2007.

4. Эльконин Д.Б. Психология игры: учеб. пособие. – М., 1999. 

Разделы