ИССЛЕДОВАНИЕ ИСТОКОВ ТАМБОВСКОЙ ВЫШИВКИ - СПОСОБ ТВОРЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ И САМОРЕАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ
Семичёва Л.В.
Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация,
аспирант кафедры «Социально – культурной деятельности»
e-mail: osipowalis@yandex.ru
Этнохудожественной деятельности уделяется большое внимание в документах стратегической государственной значимости Федерального закона. Правительство Российской Федерации акцентирует внимание на необходимости формирования и развития этнокультурной компетенции молодёжи. Так, в федеральной целевой программе «Развитие и сохранение отечественной культуры и искусства» и поддержки талантливой молодежи в рамках реализации приоритетного национального проекта «Образование» (2006 г.) подчеркивается, что необходимо обеспечить историческую преемственность поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры, воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию народов России.
Тамбовская региональная этнокультура обладает мощным творческим потенциалом, который мало и неэффективно используется в этнохудожественном развитии, в частности школьников. Особенно заметно и печально это отражается на примере сельского школьника, та как село испокон веков являлось хранителем всех традиций культуры. А что же сейчас происходит с селом, оно умирает: из-за безработицы молодежь практически не остается в нем, стремится уехать в город. Из-за этого и нехватка педагогических кадров, детей; закрываются школы, а о развитии культуры, и говорить нечего. Но возрождать и развивать традиции необходимо, как говорил академик Д. Лихачёв: «Русское народное искусство, как и искусство любого народа, - это, прежде всего мир особого отношения к своему труду, к своей деятельности вообще и жизни в целом. Мировоззрением народа является его трудовая деятельность, быт, его обряды. И предметы народного искусства – все без исключения – всегда были в употреблении; ими работали, они помогали человеку даже тогда, когда служили празднику, ибо крестьянский праздник, как и всякий народный отдых, - часть трудового быта».
«Народное искусство – прошлое в настоящем, живая традиция, неизменно сохраняющая цепь преемственности поколений, народов, эпох. На новый уровень современных проблем народное искусство выдвинуто веком завоевания космоса, научно-технического прогресса и экологического кризиса»[1].
«…Народное искусство – это прошлое, живущее в настоящем, устремлённое в будущее своей мечтой о небывалом. Оно творит свои мир Красоты, живёт своим идеалом Добра и Справедливости, развивается по только ему присущим законам. Это культурная память народа, неотделимая от самых глубоких устремлений современности»»[2].
Использование этнохудожественного воспитания как средства стабилизации сельского социума, в частности повышения осознания престижности сельского образа жизни наталкивается на следующие проблемы:
В связи со сказанным становится ясно, что разработка, эксперимент, проверка и популяризация авторских программ в области этнохудожественной деятельности в сельской среде является актуальным ответом на вышеперечисленные проблемы в сфере стабилизации сельского социума.
Современные сельские школьники должны не только стать потребителями художественных вещей, созданных народным мастером, но и наследовать духовный опыт поколений, нравственную силу и красоту культуры и искусства, почувствовать свою связь с народом. Это возможно только изучив историю, культуру и традиции своего края. Для исследования внедрения этнохудожественной в образовательный процесс основной темой эксперимента стала «Исследование истоков Тамбовской вышивки - способ творческого развития и самореализации личности».
Базой экспериментального исследованиястали дети среднего школьного возраста, занимающиеся в творческом объединении «Художественная вышивка» МБОУДОД «Сампурского детско-юношеского центра» Сампурского района Тамбовской области.Для реализации данного эксперимента была разработана авторская образовательная программа.
Целью программы является не только привитие элементарных навыков вышивки, дать представление о теории, дорастить ребенка от первого до третьего года обучения, но и средствами вышивки позволить добиться развития личности ребёнка, определить вектор его дальнейшего развития, создать предпосылки для его личностного самоопределения.
Начиная с 1 года, обучающиеся постепенно знакомятся с традиционными композиционными схемами размещения орнамента, с видами орнамента по характеру изображения. Эти качества орнаментального строя рассматриваются, как неотъемлемая часть образа художественной вещи. Дети учатся понимать «язык» орнамента вышивки.
Содержание занятий поможет существенно приблизить обучающихся к этнохудожественной культуре своего народа, дать им представление о красоте и роли орнамента, о силе и значимости народной культуры в целом. В зависимости от совершенствования умений и навыков, обучающихся можно переводить к освоению более сложных технических приёмов вышивки. Таким образом, реализовывается дидактический принцип «от простого к сложному».
Актуальность программы состоит в том, что воспитанники знакомятся с традиционными видами Тамбовской народной вышивки и осваивают технику швов на практике. На занятиях по вышивке у них развивается усидчивость, моторика рук, видение прекрасного, целеустремленность и т.д.
Отличительной особенностью данной программы является и то, что предусмотрено не только изучение отдельных (традиционных) видов техник вышивки, но и их сочетание в одной работе.
Для развития творческих способностей обучающихся применяется система разнообразных форм и методов обучения.
Наиболее эффективными методами можно считать следующие:
- словесный (осуществляется через беседы об основах техники вышивки, инструктажи о правилах поведения на занятиях);
- наглядный (показ воспитанникам образцов, приемов, техник вышивки);
- практический (последовательное освоение этапов вышивки, выполнение практических заданий, самостоятельных работ, домашних заданий);
- объяснительно - иллюстративный (демонстрация учебных наглядных пособий, плакатов и т.д.).
Формы проведения занятий также разнообразны: конкурсы, викторины, обрядовые праздники, беседы, игры – путешествия, занятие – сказка, экскурсия, творческий конкурс. В процессе обучения для закрепления материала, расширения кругозора, изучения истории промыслов и воспитания художественного вкуса у детей программой предусмотрены экскурсии в музеи, выставочные залы, на природу. Также предусмотрены организация, оформление и проведение тематических, авторских и итоговых выставок детских работ.
В зависимости от темы и цели занятие может приобретать форму не только практического занятия, но и беседы. Проведение практических занятий может быть организовано по-разному: коллективная форма - для создания большой работы (панно), индивидуальная.
В основу программы положен принцип воздействия, производимый педагогом на обучающего, предоставляющий ему возможность самостоятельно и осознанно производить выбор, становясь субъектом собственной жизни. При составлении тематических плановучитывались возрастные особенности ребенка. Формы работы педагог использовал чаще всего индивидуально - ориентированные, формирующие самостоятельность, уверенность и ответственность обучающихся.
В процессе реализации эксперимента использовались следующие принципы:
Доступности – процесс усвоения знаний, умений и навыков в области художественной вышивки при реализации предложенной программы. Материалы располагаются от простых к более сложным. Если на первом году обучения создаются одинаковые стартовые условия для всехвоспитанников, то в дальнейшем педагог выступает в роли консультанта и советчика.
Наглядности – на занятиях на протяжении изучения всей программы используется форма аудиовизуального художественного ряда.
Сознательности и активности - для активизации деятельности детей в программе предусмотрена форма групповой деятельности. Используемая форма обучения проходит в виде конкурсов, ролевых игр, проведением мастер – классов.
Деятельностного обучения – использование данного принципа заключается в том, что ребятам предлагается на каждом этапе обучения основная и дополнительная литература по темам декоративно-прикладного творчества.
Преемственности – содержание более сложного курса основывается на знаниях, умениях, навыках, полученных на более ранних этапах обучения.
Теоретический материал на занятиях излагается в форме бесед и лекций.
Для оценки ЗУН обучающихся и прогнозирования развития их дальнейшего потенциала педагогом разработана диагностика. На первом году обучения проводится начальная (выявление способностей детей к вышиванию) и итоговая (служит для выявления ЗУН, полученных в течение года и определения дальнейшего потенциала) диагностики.
Так же в процессе реализации программы проводится работа с родителями:
Основными формами работы с родителями являются:
Детское объединение «Художественная вышивка» охватывает как детей и подростков, так и старшее поколение, что обеспечивает передачу опыта и пропаганду искусства вышивки. С 2009 года объединением ведется исследовательская работа, в которой обучающиеся принимают активное учпстие.
Процесс этнохудожественного воспитания в современных условиях невозможен без опоры на научной и научно-методической этнопедагогики, теории и методики социокультурной деятельности. Начало научному изучению художественно-эстетической ценности было положено в конце 19 века. Признание получили труды А.В. Бакушинского, В.С. Воронова и т. д. Особое место сегодня занимают исследования М.А. Некрасовой. В ее работах на методологическом уровне определена роль народного искусства в культуре, раскрыты законы его развития, выявлена система понятий, связанных со спецификой народного искусства как особого типа художественного творчества.
Обучение помогает закрепиться таким детям в коллективе, стать лидером (некоторые воспитанники объединений продолжают творческую деятельность, обучаясь в ВУЗах страны).
В процессе реализации эксперимента школьники приобретают опыт сбора информации по исследуемому предмету, изготовления изделия и его презентации, выступая на различных фестивалях, конкурсах и выставках.
Анализируя результаты эксперимента мы видим, что его участники становятся эрудированными и самодостаточными творцами и хранителями этнокультуры родного края. Участвуя в конкурсах и фестивалях различного уровня они приобретают навыки самостоятельности, умение сдерживать свои эмоции, общаться со сверстниками и взрослыми других этнокультур. Кроме того за период реализации проекта 2010 – 2013 гг. тети не только становились победителями и призёрами различных конкурсов и фестивалей но и четверо из них стали номинантами на президентскую премию.
_____________________