Сведения об образовательной организации

ИССЛЕДОВАНИЕ ИСТОКОВ ТАМБОВСКОЙ ВЫШИВКИ - СПОСОБ ТВОРЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ И САМОРЕАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ

ИССЛЕДОВАНИЕ ИСТОКОВ ТАМБОВСКОЙ ВЫШИВКИ - СПОСОБ ТВОРЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ И САМОРЕАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ

Семичёва Л.В.  
Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация,
аспирант кафедры «Социально – культурной деятельности»
e-mail: osipowalis@yandex.ru

Этнохудожественной деятельности  уделяется большое внимание в документах стратегической государственной значимости Федерального закона.  Правительство Российской Федерации акцентирует внимание на необходимости формирования и развития этнокультурной компетенции молодёжи. Так, в федеральной целевой программе «Развитие и сохранение отечественной культуры и искусства» и поддержки талантливой молодежи в рамках реализации приоритетного национального проекта «Образование» (2006 г.)   подчеркивается, что необходимо обеспечить историческую преемственность поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры, воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию народов России.

Тамбовская региональная этнокультура обладает мощным творческим потенциалом, который мало и неэффективно используется в этнохудожественном развитии, в частности школьников. Особенно заметно и печально это отражается на примере сельского школьника, та как село испокон веков являлось хранителем всех традиций культуры.  А что же сейчас происходит с селом, оно умирает: из-за безработицы молодежь практически не остается в нем,  стремится уехать в город. Из-за этого и нехватка педагогических кадров, детей; закрываются школы, а о развитии культуры, и говорить нечего. Но возрождать и развивать традиции необходимо, как говорил академик Д. Лихачёв: «Русское народное искусство, как и искусство любого народа, - это, прежде всего мир особого отношения к своему труду, к своей деятельности вообще и жизни в целом. Мировоззрением  народа является  его трудовая деятельность, быт, его обряды. И предметы народного искусства – все без исключения – всегда были в употреблении; ими работали, они помогали человеку даже тогда, когда служили празднику, ибо крестьянский праздник, как и всякий народный отдых, -  часть трудового быта». 

«Народное искусство – прошлое в настоящем, живая традиция, неизменно сохраняющая цепь преемственности поколений, народов, эпох. На новый уровень современных проблем народное искусство выдвинуто веком завоевания космоса, научно-технического прогресса и экологического кризиса»[1].

«…Народное искусство – это прошлое, живущее в настоящем, устремлённое в будущее своей мечтой о небывалом. Оно творит свои мир Красоты, живёт своим идеалом Добра и Справедливости, развивается по только ему присущим законам. Это культурная память народа, неотделимая от самых глубоких устремлений современности»»[2].

Использование этнохудожественного воспитания как средства стабилизации сельского социума, в частности повышения осознания престижности сельского образа жизни наталкивается на следующие проблемы:

  • Во-первых, отсутствие профессионального педагога владеющего этнохудожественными технологиями.
  • Во-вторых,  недостаточная изученность и недостаток наглядного материала обеспечивающего занятия декоративно – прикладным творчеством в частности вышивкой.
  • В-третьих, высокий уровень вовлечённости современных школьников в потребительскую культуру, виртуальную интернет сеть.

В связи со сказанным становится ясно, что разработка, эксперимент, проверка и популяризация авторских программ в области этнохудожественной деятельности в сельской среде является актуальным ответом на вышеперечисленные проблемы в сфере стабилизации сельского социума.

Современные сельские школьники должны не только стать потребителями художественных вещей, созданных народным мастером, но и  наследовать духовный опыт поколений, нравственную силу и красоту культуры и искусства, почувствовать свою связь с народом. Это возможно только изучив историю, культуру и традиции своего края.  Для исследования внедрения этнохудожественной в образовательный процесс основной темой эксперимента  стала  «Исследование истоков Тамбовской вышивки - способ творческого развития и самореализации личности».

Базой экспериментального  исследованиястали дети среднего школьного возраста, занимающиеся в творческом объединении «Художественная вышивка» МБОУДОД «Сампурского детско-юношеского центра» Сампурского района Тамбовской области.Для реализации данного эксперимента была разработана авторская образовательная программа.

Целью программы является не только привитие элементарных навыков вышивки, дать представление о теории, дорастить ребенка от первого до третьего года обучения, но и средствами вышивки позволить добиться развития личности ребёнка, определить вектор его дальнейшего развития, создать предпосылки для его личностного самоопределения.

   Начиная с 1 года,  обучающиеся постепенно знакомятся с традиционными композиционными схемами размещения орнамента, с видами орнамента по характеру изображения. Эти качества орнаментального строя рассматриваются, как неотъемлемая часть образа художественной вещи. Дети учатся понимать «язык» орнамента вышивки.

 Содержание занятий поможет существенно приблизить обучающихся к этнохудожественной культуре своего народа, дать им представление о красоте и роли орнамента, о силе и значимости народной культуры в целом.  В зависимости от совершенствования умений и навыков, обучающихся можно переводить к освоению более сложных технических приёмов вышивки. Таким образом, реализовывается  дидактический принцип «от простого к сложному».

Актуальность программы состоит в том, что  воспитанники знакомятся с традиционными видами Тамбовской народной вышивки  и осваивают технику швов  на практике. На занятиях  по вышивке у них развивается усидчивость, моторика рук, видение прекрасного, целеустремленность и т.д.

Отличительной особенностью данной программы является и то, что предусмотрено не только изучение отдельных (традиционных) видов техник вышивки, но и их сочетание в одной работе.

Для развития творческих способностей обучающихся применяется система разнообразных форм и методов обучения.

 Наиболее эффективными методами можно считать следующие:                                                                                                    

-  словесный (осуществляется через беседы об основах техники вышивки, инструктажи о правилах поведения на занятиях);

-  наглядный (показ воспитанникам образцов, приемов, техник вышивки);

 - практический (последовательное освоение этапов вышивки, выполнение практических заданий, самостоятельных работ, домашних заданий);

- объяснительно - иллюстративный (демонстрация учебных наглядных пособий, плакатов и т.д.).

Формы проведения занятий также  разнообразны: конкурсы, викторины, обрядовые праздники, беседы, игры – путешествия, занятие – сказка, экскурсия, творческий конкурс. В процессе обучения для закрепления материала, расширения кругозора, изучения истории промыслов и воспитания художественного вкуса у детей программой предусмотрены экскурсии в музеи, выставочные залы, на природу. Также предусмотрены организация, оформление и проведение тематических, авторских и итоговых выставок детских работ.

      В зависимости от темы и цели занятие может приобретать форму не только практического занятия, но и беседы. Проведение практических занятий может быть организовано по-разному: коллективная форма - для создания большой работы (панно), индивидуальная.

В основу программы положен принцип воздействия, производимый педагогом на обучающего, предоставляющий ему возможность самостоятельно и осознанно производить выбор, становясь субъектом собственной жизни. При составлении тематических плановучитывались  возрастные особенности ребенка. Формы работы педагог использовал чаще всего индивидуально - ориентированные, формирующие самостоятельность, уверенность и ответственность обучающихся.

В процессе реализации эксперимента использовались  следующие принципы:

Доступности – процесс усвоения знаний, умений и навыков в области художественной вышивки при реализации предложенной программы. Материалы располагаются от простых к более сложным. Если на первом году  обучения создаются одинаковые стартовые условия для всехвоспитанников, то в дальнейшем педагог выступает в роли консультанта и советчика.

Наглядности – на занятиях на протяжении изучения всей программы используется форма аудиовизуального художественного ряда.

Сознательности и активности -  для активизации деятельности детей в программе предусмотрена форма групповой деятельности. Используемая форма обучения проходит в виде конкурсов, ролевых игр, проведением мастер – классов.

Деятельностного обучения – использование данного принципа заключается в том, что ребятам предлагается на каждом этапе обучения основная и дополнительная литература по темам декоративно-прикладного творчества.

Преемственности – содержание более сложного курса основывается на знаниях, умениях, навыках, полученных на более ранних этапах обучения.

Теоретический материал на занятиях излагается в форме бесед и лекций.

Для оценки ЗУН обучающихся и прогнозирования развития их дальнейшего потенциала педагогом разработана  диагностика. На первом году обучения проводится начальная (выявление способностей детей к вышиванию) и итоговая (служит для выявления ЗУН, полученных в течение года и определения дальнейшего потенциала) диагностики.

Так же в процессе реализации программы проводится работа с родителями:

Основными формами работы с родителями являются:

  • Родительские собрания: организационные, тематические, итоговые. На родительских собраниях решается ряд вопросов:  анализ учебных достижений обучающихся, ознакомление родителей с состоянием социально – эмоционального климата в объединении, психолого-педагогическое просвещение, обсуждение организационных вопросов.
  • Индивидуальные беседы с родителями.
  • Родители обучающихся являются активными участниками районных, областных и всероссийских конкурсов.
  • Работа с активом родителей объединения.
  • Присутствие родителей на занятиях (в период адаптации, при изучении сложных тем в группах младшего школьного возраста);
  • Совместное проведение досуга.
  • Выпуск методических рекомендаций, памяток для родителей.
  • Вручение благодарственных писем родителям.

Детское объединение «Художественная вышивка»  охватывает как детей и подростков, так и старшее поколение, что обеспечивает передачу опыта и пропаганду искусства вышивки. С 2009 года объединением ведется исследовательская работа, в которой обучающиеся принимают активное учпстие.

Процесс этнохудожественного воспитания в современных условиях невозможен без опоры на научной и научно-методической этнопедагогики, теории и методики  социокультурной  деятельности. Начало научному изучению художественно-эстетической ценности было положено в конце 19 века. Признание получили труды А.В. Бакушинского, В.С. Воронова и т. д.  Особое место сегодня занимают исследования М.А. Некрасовой. В ее работах на методологическом уровне определена роль народного искусства в культуре, раскрыты законы его развития, выявлена система понятий, связанных со спецификой народного искусства как особого типа художественного творчества.

Обучение помогает закрепиться таким детям в коллективе, стать лидером (некоторые воспитанники объединений продолжают творческую деятельность, обучаясь в  ВУЗах страны).

В процессе реализации  эксперимента школьники приобретают опыт сбора информации по исследуемому предмету, изготовления изделия и его презентации, выступая на различных фестивалях, конкурсах и выставках.

Анализируя результаты эксперимента мы видим, что его участники становятся  эрудированными  и самодостаточными творцами и хранителями этнокультуры родного края. Участвуя в конкурсах и фестивалях различного уровня они  приобретают навыки самостоятельности, умение сдерживать свои эмоции, общаться со сверстниками и взрослыми других этнокультур. Кроме того за период реализации проекта 2010 – 2013 гг. тети не только становились победителями и призёрами различных конкурсов и фестивалей но и четверо из них стали номинантами на президентскую премию. 

_____________________

  1. Некрасова М.А. Народное искусство как часть культуры. – М.; 1983
  2. Некрасова М.А. Народное искусство России // Народное творчество как мир целостности: Альбом. – М., 1983
Разделы