Сведения об образовательной организации

КРИТЕРИИ И ПОКАЗАТЕЛИ РАЗВИТИЯ КОМПОНЕНТОВ МЕЖКУЛЬТУРНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ ВО ВНЕУЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

КРИТЕРИИ И ПОКАЗАТЕЛИ РАЗВИТИЯ КОМПОНЕНТОВ МЕЖКУЛЬТУРНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ ВО ВНЕУЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Судоргина Л.Е.
Орловский государственный институт искусств и культуры, г. Орел, Российская Федерация
e-mail: lauri3@yandex.ru

Рассмотрение межкультурного взаимодействия студенческой молодёжи как педагогической системы, состоящей из взаимосвязанных структурных и функциональных компонентов, образует основу для комплексного педагогического влияния на продуктивность развития межкультурного взаимодействия обучающихся – представителей разных этнических культур в процессе внеучебной деятельности. 

На основе методологии системного подхода, феномен межкультурного взаимодействия студенческой молодёжи проанализирован нами со стороны его структурных элементов, функциональных связей и отношений. В результате проведённого сравнительно-сопоставительного анализа теоретических источников, стало возможным выделить в процессе межкультурного взаимодействия следующие значимые компоненты: информационно-аналитический, мотивационно-ценностный, социально-коммуникативный и творческо-деятельностный. Устойчивость всех компонентов системы определяется их взаимосвязью между собой, а также с реализацией конкретных функций. Познавательная, ценностно-ориентационная, коммуникативная и творчески развивающая функции выражают качественные характеристики исследуемого феномена и направлены на сохранение, поддержание и развитие межкультурного взаимодействия в студенческой среде как социально-педагогической системе.

В соответствии с функциями межкультурного взаимодействия конкретизируем содержание компонентов данного явления.

Информационно-аналитический компонент направлен на обеспечение у студентов целостного представления о межкультурной коммуникации, о реальных путях ее познания и освоения. Межкультурная коммуникация не сводится к знаниям о процессе, формах и методах ее организации. Она охватывает по возможности всю область педагогической и социально-культурной деятельности, в которой студент выступает как исследователь, организатор, психолог.

Тесная взаимосвязь данного компонента со всеми другими обуславливается тем, что он образует информационно-теоретическую основу и выступает специальной предпосылкой для продуктивного функционирования мотивационно-ценностного, коммуникативного, социально-психологического компонентов развития межкультурного взаимодействия среди студенческой молодёжи.

В содержании информационно-аналитического компонента должно войти многообразие культурологических, психолого-педагогических, социально-культурных, этнопедагогических и других актуальных социально-гуманитарных знаний. Сущность этого компонента также проявляется в целенаправленном исследовании, отборе и систематизации знаний о субъектах и объектах процесса взаимодействия. Следовательно, посредством данных операций происходит не только познание и анализ явлений, но и изучение и осознание студентом самого себя, своих индивидуально-психологических особенностей, уровня профессионализма.

Мотивационно-ценностный компонент межкультурного взаимодействия направлен на утверждение в ценностных представлениях студентов ценности каждого человека вне зависимости от его национальной принадлежности, на создание условий для развития его способностей и дарований, на утверждение в совместной деятельности отношений сотрудничества, равенства, справедливости, гуманности. Свое проявление мотивационно-ценностный компонент, несомненно, находит и в актуализации культурно-нравственных, общечеловеческих и традиционных этнокультурных ценностей. Кроме того, суть гуманитаризации как конкретного проявления мотивационно-ценностного компонента во внеучебной деятельности студенческой молодёжи состоит в формировании таких личностных качеств, как потребность в бескорыстном служении истине, интеллигентность, самостоятельность в суждениях, ответственность и инициатива, настойчивость в достижении гуманной цели, справедливость.

Социально-коммуникативный компонент в числе других функциональных компонентов межкультурного взаимодействия занимает особое место в силу того, что данный процесс немыслим вне общения, вне установления многообразных коммуникативных связей между студентами внутри одного вуза, студентами и их коллегами из других вузови пр. Социально-коммуникативный компонент отвечает необходимости организовывать общение с различными категориями людей, тем более что межкультурное взаимодействие – это процесс постоянного обмена информацией между заинтересованными участниками, представляющими разные народы. 

При этом процесс межкультурного взаимодействия вырабатывает такие способы и правила коммуникации, которые соответствуют требованиям этики, конкретной ситуации, целям совместной деятельности. Следовательно, социально-коммуникативный компонент обусловливает необходимость развития таких составляющих межкультурного взаимодействия, как речевая культура, культура общения, культура межнационального общения. Очевидно, что само содержание и функционирование данного компонента предполагает включение в систему целенаправленной воспитательной работы со студенческой молодёжью методов организации коллективной творческой деятельности, групповых и коллективных форм работы и др.

Творческо-деятельностный компонент направлен на формирование готовности у студенческой молодежи к свободной творческой самореализации с культурных позиций; способствует развитию навыков самостоятельного ориентирования в информационном пространстве, познавательной и творческой деятельности, организации продуктивной работы и межкультурной коммуникации; позволяет определять различия и особенности народов, чтобы содействовать их пониманию и взаимодействию посредством реализуемых социально-культурных проектов и культурно-досуговых программ.

Данные компоненты межкультурного взаимодействия предполагают реализацию личностно-ориентированного подхода к процессу межкультурного диалога и сотрудничества студентов. А это, в свою очередь, обусловливает специальное конструирование педагогом образовательно-воспитательного процесса во внеучебной деятельности, отбор дидактического материала и методических рекомендаций к его использованию, регулярность разных форм контроля за личностным развитием студентов в процессе социально-культурной деятельности. Только при наличии специального методического обеспечения, реализующего принцип субъектности образования и воспитания, можно говорить о построении личностно-ориентированного межкультурного взаимодействия во внеучебной деятельности студентов.

При этом в условиях межкультурного взаимодействия следует создавать социокультурную си­туацию развития, исходя из социально-психологических особенностей студенче­ской молодёжи, – во-первых. Во-вторых, необходимо опираться на индивидуально-личностный компонент, который раскрывается в ходе реализации потребности молодых лю­дей в самопознании, саморазвитии и самореализации в различных видах культурно-досуговой деятельности. В-третьих, проектно-творческая деятельность способна выступить одним из проявлений эффективного межкультурного взаимодействия в процессе общения и сотрудничества студентов – представителей разных народов. 

Разработанный нами критериальный аппарат состоит из критериев, показателей и уровней разви­тия межкультурного взаимодействия студенческой молодежи (см. таблицу 1). Как показала проведённая нами опытно-экспериментальная работа, предложенные критерии и соответствующие им показатели позволяют выявить когнитивную и поведенческо-деятельностную готовность к межкультурному диалогу посредст­вом четырех компонентов: мотивационно-ценностного (позитивная мотивация на межкультурную коммуникацию, личное ценностное отношение к культурным традициям разных народов и др.); информационно-аналитического (осознанное восприятие и принятие межкультурных разли­чий, аналитико-ориентационные умения в поиске и презентации информации о разных культурах и др.), соци­ально-коммуникативного (готовность к диалогу с представителями различных эт­нических культур, разнообразие коммуникативных навыков и др.), творческо-дея­тельностного (активное участие и сотрудничество в проектной деятельности с представителями других наро­дов, творческое самовыражение посредством социально-культурного проектирования и др.).

Таблица 1

Критерии и показатели компонентов межкультурного взаимодействия

студенческой молодёжи в процессе социально-культурного

проектирования во внеучебной деятельности

 

Критерии

Показатели

Информационно-аналитический

  1. -Знания о культуре своей Родины
  2. -Информированность о культурах  разных народов мира
  3. -Построение адекватных суждений о культурных различиях народов
  4. -Структурирование новой информации о культурных различиях народов
  5. -Способность находить сходства с представителями различных культур

Мотивационно-

ценностный

 

  1. -Наличие интереса к культурам разных народов
  2. -Потребность в новых знаниях о культурах разных народов
  3. -Умение адекватно оценивать культурные особенности других народов
  4. -Социально-значимая мотивация общения и взаимодействия с представителями других народов
  5. -Эмоциональная удовлетворённость от процесса общения и взаимодействия с представителями других народов

Социально-

коммуникативный

  1. -Уважение к самому себе и уважение к представителям другой культуры
  2. -Отношение к представителям других культур как к равным себе
  3. -Понимание культурных особенностей у представителей различных культур
  4. -Готовность к диалогу с представителями различных культур
  5. -Конструктивное решение  коммуникативных ситуаций с представителями других культур

Творческо-

деятельностный

  1. - Готовность продемонстрировать особенности своей культуры и принять участие в демонстрации традиций других этнокультур
  2. -Развитие навыков проектной деятельности
  3. -Совершенствование своего владения иностранными языками в общении и взаимодействии
  4. -Активное участие в совместных социально-культурных проектах
  5. -Развитие творческих способностей посредством проектной деятельности

Таким образом, сущность развития межкультурного взаимодействия студенческой молодежи рассматривается нами как процесс, продуктивность которого определяется способностью и готовностью личности к практическому применению социально-коммуникативных знаний и навыков, полученных в процессе организации во внеучебной деятельности социально-культурного проектирования в коллективной и групповой работе совместно с обучающимися – представителями других этнических культур. Основным средством в данном контексте выступают про­ектные технологии социально-культурной деятельности, применение которых оказывает влияние на продуктивное развитие процесса межкуль­турного общения и сотрудничества студентов на критериально заданной основе.  При этом разработанный в нашем исследовании критериальный аппарат позволяет отслеживать качество развития компонентов (информационно-аналитического, мотивационно-ценностного, социально-комму­никативного, творческо-деятельностного) межкультурного взаимодействия сту­денческой молодёжи и выявить у студентов индивидуальный уровень (высо­кий, средний, низкий) готовности к межкультурному взаимодействию с предста­вителями разных народов. 

Списокиспользованныхисточников:

  1. Byram, M. Developing intercultural competence in practice / M. Byram, A. Nichols, D. Stevens. – Clevedon, 2001.
  2. Geertz, C. The interpretation of cultures / C. Geertz. – New York: Basic Books, 2000.
  3. Жарков, А.Д Теория и технология культурно-досуговой деятельности: Учебник / А.Д. Жарков. – М.: Издательский дом МГУКИ, 2007. – 480 с.
  4. Словарь по педагогике (Междисциплинарный) / Сост. Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров. – М.: 2005. – 448 с.
  5. Современные технологии социально – культурной деятельности: учеб. пособие / отв. ред. Е.И. Григорьева. – Тамбов: Бизнес-Наука-Общество, 2012. – 431 с.
Разделы