КРИТЕРИИ И ПОКАЗАТЕЛИ РАЗВИТИЯ КОМПОНЕНТОВ МЕЖКУЛЬТУРНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ ВО ВНЕУЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Судоргина Л.Е.
Орловский государственный институт искусств и культуры, г. Орел, Российская Федерация
e-mail: lauri3@yandex.ru
Рассмотрение межкультурного взаимодействия студенческой молодёжи как педагогической системы, состоящей из взаимосвязанных структурных и функциональных компонентов, образует основу для комплексного педагогического влияния на продуктивность развития межкультурного взаимодействия обучающихся – представителей разных этнических культур в процессе внеучебной деятельности.
На основе методологии системного подхода, феномен межкультурного взаимодействия студенческой молодёжи проанализирован нами со стороны его структурных элементов, функциональных связей и отношений. В результате проведённого сравнительно-сопоставительного анализа теоретических источников, стало возможным выделить в процессе межкультурного взаимодействия следующие значимые компоненты: информационно-аналитический, мотивационно-ценностный, социально-коммуникативный и творческо-деятельностный. Устойчивость всех компонентов системы определяется их взаимосвязью между собой, а также с реализацией конкретных функций. Познавательная, ценностно-ориентационная, коммуникативная и творчески развивающая функции выражают качественные характеристики исследуемого феномена и направлены на сохранение, поддержание и развитие межкультурного взаимодействия в студенческой среде как социально-педагогической системе.
В соответствии с функциями межкультурного взаимодействия конкретизируем содержание компонентов данного явления.
Информационно-аналитический компонент направлен на обеспечение у студентов целостного представления о межкультурной коммуникации, о реальных путях ее познания и освоения. Межкультурная коммуникация не сводится к знаниям о процессе, формах и методах ее организации. Она охватывает по возможности всю область педагогической и социально-культурной деятельности, в которой студент выступает как исследователь, организатор, психолог.
Тесная взаимосвязь данного компонента со всеми другими обуславливается тем, что он образует информационно-теоретическую основу и выступает специальной предпосылкой для продуктивного функционирования мотивационно-ценностного, коммуникативного, социально-психологического компонентов развития межкультурного взаимодействия среди студенческой молодёжи.
В содержании информационно-аналитического компонента должно войти многообразие культурологических, психолого-педагогических, социально-культурных, этнопедагогических и других актуальных социально-гуманитарных знаний. Сущность этого компонента также проявляется в целенаправленном исследовании, отборе и систематизации знаний о субъектах и объектах процесса взаимодействия. Следовательно, посредством данных операций происходит не только познание и анализ явлений, но и изучение и осознание студентом самого себя, своих индивидуально-психологических особенностей, уровня профессионализма.
Мотивационно-ценностный компонент межкультурного взаимодействия направлен на утверждение в ценностных представлениях студентов ценности каждого человека вне зависимости от его национальной принадлежности, на создание условий для развития его способностей и дарований, на утверждение в совместной деятельности отношений сотрудничества, равенства, справедливости, гуманности. Свое проявление мотивационно-ценностный компонент, несомненно, находит и в актуализации культурно-нравственных, общечеловеческих и традиционных этнокультурных ценностей. Кроме того, суть гуманитаризации как конкретного проявления мотивационно-ценностного компонента во внеучебной деятельности студенческой молодёжи состоит в формировании таких личностных качеств, как потребность в бескорыстном служении истине, интеллигентность, самостоятельность в суждениях, ответственность и инициатива, настойчивость в достижении гуманной цели, справедливость.
Социально-коммуникативный компонент в числе других функциональных компонентов межкультурного взаимодействия занимает особое место в силу того, что данный процесс немыслим вне общения, вне установления многообразных коммуникативных связей между студентами внутри одного вуза, студентами и их коллегами из других вузови пр. Социально-коммуникативный компонент отвечает необходимости организовывать общение с различными категориями людей, тем более что межкультурное взаимодействие – это процесс постоянного обмена информацией между заинтересованными участниками, представляющими разные народы.
При этом процесс межкультурного взаимодействия вырабатывает такие способы и правила коммуникации, которые соответствуют требованиям этики, конкретной ситуации, целям совместной деятельности. Следовательно, социально-коммуникативный компонент обусловливает необходимость развития таких составляющих межкультурного взаимодействия, как речевая культура, культура общения, культура межнационального общения. Очевидно, что само содержание и функционирование данного компонента предполагает включение в систему целенаправленной воспитательной работы со студенческой молодёжью методов организации коллективной творческой деятельности, групповых и коллективных форм работы и др.
Творческо-деятельностный компонент направлен на формирование готовности у студенческой молодежи к свободной творческой самореализации с культурных позиций; способствует развитию навыков самостоятельного ориентирования в информационном пространстве, познавательной и творческой деятельности, организации продуктивной работы и межкультурной коммуникации; позволяет определять различия и особенности народов, чтобы содействовать их пониманию и взаимодействию посредством реализуемых социально-культурных проектов и культурно-досуговых программ.
Данные компоненты межкультурного взаимодействия предполагают реализацию личностно-ориентированного подхода к процессу межкультурного диалога и сотрудничества студентов. А это, в свою очередь, обусловливает специальное конструирование педагогом образовательно-воспитательного процесса во внеучебной деятельности, отбор дидактического материала и методических рекомендаций к его использованию, регулярность разных форм контроля за личностным развитием студентов в процессе социально-культурной деятельности. Только при наличии специального методического обеспечения, реализующего принцип субъектности образования и воспитания, можно говорить о построении личностно-ориентированного межкультурного взаимодействия во внеучебной деятельности студентов.
При этом в условиях межкультурного взаимодействия следует создавать социокультурную ситуацию развития, исходя из социально-психологических особенностей студенческой молодёжи, – во-первых. Во-вторых, необходимо опираться на индивидуально-личностный компонент, который раскрывается в ходе реализации потребности молодых людей в самопознании, саморазвитии и самореализации в различных видах культурно-досуговой деятельности. В-третьих, проектно-творческая деятельность способна выступить одним из проявлений эффективного межкультурного взаимодействия в процессе общения и сотрудничества студентов – представителей разных народов.
Разработанный нами критериальный аппарат состоит из критериев, показателей и уровней развития межкультурного взаимодействия студенческой молодежи (см. таблицу 1). Как показала проведённая нами опытно-экспериментальная работа, предложенные критерии и соответствующие им показатели позволяют выявить когнитивную и поведенческо-деятельностную готовность к межкультурному диалогу посредством четырех компонентов: мотивационно-ценностного (позитивная мотивация на межкультурную коммуникацию, личное ценностное отношение к культурным традициям разных народов и др.); информационно-аналитического (осознанное восприятие и принятие межкультурных различий, аналитико-ориентационные умения в поиске и презентации информации о разных культурах и др.), социально-коммуникативного (готовность к диалогу с представителями различных этнических культур, разнообразие коммуникативных навыков и др.), творческо-деятельностного (активное участие и сотрудничество в проектной деятельности с представителями других народов, творческое самовыражение посредством социально-культурного проектирования и др.).
Таблица 1
Критерии и показатели компонентов межкультурного взаимодействия
студенческой молодёжи в процессе социально-культурного
проектирования во внеучебной деятельности
Критерии |
Показатели |
Информационно-аналитический |
|
Мотивационно- ценностный
|
|
Социально- коммуникативный |
|
Творческо- деятельностный |
|
Таким образом, сущность развития межкультурного взаимодействия студенческой молодежи рассматривается нами как процесс, продуктивность которого определяется способностью и готовностью личности к практическому применению социально-коммуникативных знаний и навыков, полученных в процессе организации во внеучебной деятельности социально-культурного проектирования в коллективной и групповой работе совместно с обучающимися – представителями других этнических культур. Основным средством в данном контексте выступают проектные технологии социально-культурной деятельности, применение которых оказывает влияние на продуктивное развитие процесса межкультурного общения и сотрудничества студентов на критериально заданной основе. При этом разработанный в нашем исследовании критериальный аппарат позволяет отслеживать качество развития компонентов (информационно-аналитического, мотивационно-ценностного, социально-коммуникативного, творческо-деятельностного) межкультурного взаимодействия студенческой молодёжи и выявить у студентов индивидуальный уровень (высокий, средний, низкий) готовности к межкультурному взаимодействию с представителями разных народов.
Списокиспользованныхисточников: