Сведения об образовательной организации

ОРГАНИЗАЦИОННО-ТЕХНИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ВНЕДРЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ В КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВУЮ ПРОГРАММУ

ОРГАНИЗАЦИОННО-ТЕХНИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ВНЕДРЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ В КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВУЮ  ПРОГРАММУ

Плотникова К.П.
Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация
Институт гуманитарного и социокультурного образования,
Аспирант кафедры социокультурных коммуникаций и актерского мастерства.
e-mail: ksplotnikova@rambler.ru

МуциниексИ.
Liepajas Universitate . Dabas un in?enierzin?t?u, Латвия студент  2 курса
muca10@inbox.lv

Информационно-просветительная деятельность предполагает в первую очередь удовлетворение человеческих потребностей в получении информации.

Информационно-просветительная деятельность учреждений культуры не может сводиться лишь к передаче определенной суммы знаний и ее донесению до определенной аудитории. Преимущество и сила информационно-просветительного воздействия заключаются в том, что полученная в стенах учреждения культуры информация (знания, нормы, ценности) в процессе творческого общения людей корректируется, усваивается, становится их собственной.

В информационно-просветительной деятельности учреждений культуры содержание тесно взаимодействует с педагогическим и художественным процессами. Их взаимодействие и определяет специфику информационно-просветительной деятельности учреждений культуры. В информационно-просветительной деятельности учреждений культуры есть формы, непосредственно несущие научные знания – лекции, беседы, доклады, кинолектории, просветительные кружки и школы, в которых преобладает содержательная сторона. В другую группу можно включить те формы, где содержание сочетается со средствами художественной выразительности: устные журналы, чтения, тематические вечера, массовые представления и зрелища, культурно-художественные бригады, клубные объединения, народные университеты. Существует много различных видов информации: социальная, политическая, научная, художественная, техническая, экономическая и т.д., которые связаны с пониманием и действуют на сознание человека, т.е. на его рациональное начало. Если информация эмоционально окрашена, то она может сначала действовать на эмоции, т.е. рассчитана на отклик чувств.

В рамках своих специфических возможностей учреждения культуры принимают участие в информационно-просветительной деятельности, которая, прежде всего, отражает общественные отношения; связана с различными видами человеческой деятельности; воспринимается, а затем используется для воздействия на природу и на других людей; имеет сложную структуру.

Здесь следует учитывать, что автор имеет в виду ту информацию, которая присуща «только человеку, что она связана с логическим мышлением – высшим типом отражения действительности, что ее материальным носителем, сигналом, ее несущим, является слово, речь – высший из известных типов сигналов («сигнал сигналов», по выражению И.П.Павлова). Социальная информация выполняет коммуникативные (обеспечение общения людей), управленческие, научно-познавательные, учебно-воспитательные и агитационно-просветительные функции».

Одним из условий эффективного усвоения информации в процессе общения является создание в каждом учреждении культуры организационно-педагогических условий ее усвоения.

Специалистам учреждений культуры следует помнить, что при устном выступлении в лекции, беседе, устном журнале, вечере вопросов и ответов в условиях досуга, когда человек устал после работы, поначалу внимание людей носит рассеянный характер, человеческая память в состоянии удержать лишь ограниченную лаконично излагаемую информацию. Широкое использование выступающими приемов ораторской техники, возможностей голоса, мимики, жестов позволяет усилить смысловое содержание информации и т.д. Поэтому «живое слово» – наиболее оперативный путь донесения до слушателей фактов, их комментариев, чем сообщение, с плохо выраженной формой подачи материала.

Анализ практики показывает, что чем активнее человек воспринимает информацию, а приобретаемые знания соотносит с практикой, творчески их перерабатывает, тем чаще они становятся руководством к действию. Поэтому информационно-просветительная деятельность должна строиться, прежде всего, с учетом законов человеческого восприятия, быть понятой аудиторией.

Естественно, что учреждения культуры не могут составить конкуренцию в оперативности средствам массовой информации – телевидению, радио, печати, да в этом и нет необходимости. Наоборот, имея возможность непосредственного общения с аудиторией, прямого контакта с ней, оценивая ее реакцию, специалисты учреждений культуры способны дополнить средства массовой информации квалифицированными комментариями событий с учетом интересов конкретной аудитории, развивать активность людей.

Каждая аудитория, к которой обращена информация, характеризуется определенным состоянием сознания – жизненными ориентациями, интересами, наконец, мотивами прихода в учреждения культуры. Знание аудитории – непременное условие успеха информационно-просветительной деятельности. Важнейшим условием эффективности информации является ее достоверность.

При подготовке и проведении информационно-просветительных программ специалисты культуры опираются на достоверные источники получения информации. Отбор фактов – основа каждого сообщения. Убедительность их возрастает в том случае, когда они раскрываются в диалектической связи и последовательности. Каждый факт, правильно обработанный и точно расположенный на определенном месте, может обладать определенной силой воздействия и оказывать активное влияние на поведение личности.

Хорошим подспорьем для специалиста, занимающегося информационно-просветительной деятельностью, является документальная литература – очерки, письма, дневники, мемуары, автобиографии.

Как отмечает П.В.Палиевский, «отличие нашего времени в истории документа. состоит, очевидно, в том, что документ получил самостоятельное эстетическое значение. В этом следует видеть нечто новое… Усвоение факта для литературы никогда не было проблемой: факт был и, наверное, будет ее главным источником питания. Но теперь этот источник стал ценен для нас и сам по себе».

Интерес к историческому документу, как и к живому факту текущей жизни, предопределил необычайную популярность мемуарного жанра. Именно этим объясняется возросшая популярность издаваемых миллионными тиражами мемуаров, дневников, исторических романов.

Особой привлекательностью «первофакта», документа объясняется такая получившая распространение форма информационно-просветительной деятельности, как пресс-конференция, интервью, репортаж. Использование документальности в этих формах несет большой интеллектуальный и эмоциональный заряд.

Наглядность подачи материала, доказательность мыслей, идей, преподносимых слушателю, зрителю, является важнейшим показателем профессионального мастерства специалиста учреждений культуры.

Ведущим методом информационно-просветительной деятельности является иллюстрирование, которое позволяет активизировать мышление, включить память, вызвать в сознании определенные ассоциации.

Следует иметь в виду, что новые формы информационно-просветительной деятельности учреждений культуры основаны на самых различных видах иллюстрирования: предметном (экскурсии, использование в качестве иллюстраций растений, животных, образцов горных пород, строительных и других материалов), изобразительном (картины, фотографии, модели, муляжи), образном (по памяти). Являясь одним из способов восприятия внешнего мира через органы наших чувств, иллюстративность придает конкретный характер получаемым знаниям и понятиям. Она повышает внимание и интерес к изучаемому предмету, содействует правильному пониманию людьми окружающей действительности, образованию представлений и понятий.

Иллюстративность сама по себе предполагает активность. Видеть – это не просто созерцать, но и понимать видимое. Наглядность сообщает правильное направление мышлению, активизирует его, развивает воображение и делает знания более обстоятельными.

Иллюстративность способствует лучшему запоминанию и сознательному усвоению материала, так как вызывает у человека различные ассоциации, которые помогают ему запомнить и впоследствии додумать и более глубоко осмыслить все увиденное и услышанное. В конечном счете и восприятие, и внимание, и знания повышают активность мысли человека. «Восприятие и память, активное внимание и знания – необходимые условия мышления: когда мы думаем, мы сосредоточиваем свое внимание на чем-либо, что является темой нашего мышления, а свое содержание мышление берет из опыта – своего или усвоенного чужого». Значит, чтобы привлечь внимание к подготовленной информационно-просветительной программе специалисту учреждения культуры необходимо так организовать материал, чтобы активизировать мысль человека, возбудить его чувства.

Неуместное, слабомотивированное или затянутое во времени использование яркого, сенсационного факта, наглядного документа очень часто приводит к возникновению в аудитории учреждения культуры непроизвольного внимания в виде любопытства, легкой переключаемости, способствующих установлению отвлекающих контактов.

По уровню, силе восприятия аудиторией учреждения культуры проведенной программы можно судить, насколько она удалась, на основе общественного мнения. Вот почему специалисты учреждений культуры должны со всей ответственностью относиться к выбору форм и методов информационно-просветительной деятельности, ибо это направление деятельности учреждений культуры ориентировано не только на распространение знаний, но и на развитие у посетителей активности, способности формировать общественное мнение.

Поэтому специалисту при проведении информационно-просветительных программ следует избегать однообразных приемов повторений известных истин, а искать интересные, увлекающие приемы подачи знаний. Хорошие результаты при этом дают обращение к дополнительным источникам, выдвижение и постановка вопросов, которые имеют практическое значение для слушателя.

Повторение и закрепление информации проще осуществлять в постоянно действующих формах культурно-досуговой деятельности со стабильной аудиторией, таких, как устные журналы, народные университеты, школы бизнеса. Смешанная аудитория состоит из людей разного возраста, культурного уровня, и здесь требуется умение найти методические приемы, чтобы удовлетворить любознательность и вкусы слушателей с разным уровнем подготовки. Специалист, имеющий дело с множеством потребностей в нестабильной аудитории, должен обладать оперативностью в нахождении оптимальных путей решения задачи. Научившись определять мотивы посещения учреждения культуры той или иной группой людей, специалисты могут определить приблизительное соотношение любопытных и любознательных слушателей в составе аудитории. Это позволит наметить и правильно использовать различные приемы, вызывающие как пассивное, неизбирательное, неустойчивое, непроизвольное, так и избирательное, активное, устойчивое и произвольное внимание. Переходы от внешней занимательности к внутренней облегчают преодоление появляющихся в аудитории кризисов внимания, что позволяет совмещать интересы различных групп.

Одним из важнейших организационно-методических условий эффективности информационно-просветительных программ является выбор времени их проведения. Здесь должен учитываться, прежде всего, режим работы предприятий, учреждений, находящихся в сфере действия клуба, дома, Дворца культуры, центра досуга, знание характера труда людей, позволяющее определить степень их утомления и выбрать оптимальный для каждого случая стиль общения. Обоснованно выбранное время для проведения программы – это не только одна из предпосылок успешной работы, но и прежде всего проявление уважения к человеку.

Профессиональным работникам учреждений культуры следует помнить, что сообщаемая во всех формах информация усваивается лишь в том случае, если она близка по содержанию воззрению аудитории, иначе она будет отвергнута как неприемлемая. Наиболее эффективно информация усваивается тогда, когда она «вписывается» в имеющуюся у каждого человека систему воззрений.

Основным видом драматургии информационно-просветительных программ является сценарный план.

Таким образом, информационно-просветительная деятельность учреждений культуры одновременно решает две задачи: несет людям знания и вырабатывает личное отношение к полученным знаниям, формирует убеждения. Одним из важнейших организационно-методических условий эффективности информационно-просветительных программ является выбор времени их проведения.  Информационно-просветительная деятельность должна строиться, прежде всего, с учетом законов человеческого восприятия, быть понятой аудиторией. Наиболее эффективно информация усваивается тогда, когда она «вписывается» в имеющуюся у каждого человека систему воззрений.

Разделы