Сведения об образовательной организации

ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ К СТАНОВЛЕНИЮ И РАЗВИТИЮ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ МОЛОДЕЖИ

ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ К СТАНОВЛЕНИЮ И РАЗВИТИЮ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ МОЛОДЕЖИ

Григорьева Е.И., Гладких В.В.
Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация

В настоящее время в теории и практике профессионального образования популярна идея оптимизации и структурирования содержания обучения на деятельностно-модульной основе, обеспечивающей возможность гибкого изменения, вариативности программ. В модульном обучении выделяется два основных подхода: предметно-деятельностный и системно-деятельностный.

Проектирование образования с позиций системно-деятельностного подхода, по мнению А.Г. Асмолова, должно вестись с учетом четырех планов анализа целенаправленной деятельности, порождающей образ мира: мотивационно-ценностный, целевой, операциональный и ресурсный планы анализа [1].

Мотивационно-ценностный план анализа предполагает ответ на вопрос «Ради чего осуществляется деятельность?» и позволяет выделить ценностные ориентиры развития личности. Исходя из этого, ключевыми установками становятся установки на формирование мировоззрения личности и на мотивацию к обучению в качестве ведущей мотивации личности. Мотивационно-ценностный план анализа деятельности позволяет выделить в качестве системообразующей характеристики личностный результат, достигаемый в процессе воспитания и обучения.

Целевой план анализа предполагает ответ на вопрос «На что направлена деятельность?» и позволяет выделить систему действий, в процессе которых усваивается содержание образования. Обращение к целевому плану анализа деятельности открывает возможность проектирования совокупности универсальных действий, продуктом которых является предметный результат обучения – «фундаментальное ядро образования».

Операциональный план анализа предполагает ответ на вопрос «Как осуществляются действия?» и позволяет выделить систему операций, способов действия, посредством которых происходит усвоение умений и навыков, обеспечивающих реализацию учебных действий. В каждой предметной области знаний предметный результат, выступающий как цель учебных действий – инвариантен, а система операций, в том числе различных образовательных технологий достижения предметного результата – вариативна.

Специфика становления и развития теории и практики гражданско-патриотического воспитания рассмотрен нами с позиций системно-деятельностного, средового и социально-культурного подходов.

Системно-деятельностный подход представлен мотивационно-ценностным (формирование мотивации к служению Родине, труду на благо Отечества; верность системе общегосударственных и национально-конфессиональных духовных ценностей, реализуемые средствами социально-культурной деятельности); целевым (направленность на формирование в условиях социально-культурной деятельности личности, владеющей культурой гражданского достоинства, эффективно действующей в многонациональной поликультурной среде); операциональным  (комплексная интегративная реализация культуротворческих, культуроохранных, проектных, социально-защитных, этнокультурных, информационно-просветительских и коммуникативных технологий социально-культурной деятельности);ресурсным (реализации нормативно-правовой базы, кадровых  и материально-технических ресурсов социально-культурной деятельности) компонентами.

Средовый подход представляет собой создание новых социально-культурных и образовательных сред, которые отражали бы характер отношения личности с социальной, природной, культурной, информационной, образовательной, адаптационно-реабилитационной, творческой средой и обеспечивали бы включенность современного человека в процесс гражданско-патриотического воспитания. С этой целью с позиции средового подхода исследуется  динамика генезиса и эволюции системы гражданско-патриотического воспитания в России. Среда рассматривается как совокупность средств, влияющих на изменение качественных характеристик процессов, объектов, субъектов гражданско-патриотического воспитания. Новое формирующееся понимание среды исходит из понимания динамики общественного развития, нелинейности развития социально-культурных процессов, механизмов социализации в условиях досуговой  деятельности.

Социокультурный подход предполагает формирование ценностного и ответственного отношения человека к окружающему миру; создание среды и организацию процесса гражданско-патриотического воспитания в контексте общечеловеческой культуры, конкретных культурных условий жизнедеятельности человека; организацию взаимодействия студента с миром культуры на всех уровнях (микро-, мезо-, макро-) и в рамках всех возрастных субкультур (сверстники, старшие, младшие).

Таким образом, системно-деятельностный подход в педагогическом процессе представляет собой такую стратегию, согласно которой педагог должен учитывать характерные особенности того вида деятельности, который он организует с обучающимися и на основе которой осуществляется их обучение и воспитание.

В зависимости от вида деятельности с учетом ее целей, содержания, формы организации, методов, средств, условий меняется сама методика и технология учебно-воспитательного процесса. Говоря иными словами, специфика организационной деятельности обучающихся, предъявляет вполне определенные требования к деятельности педагога.

Следует отметить, что процесс формирования гражданско-патриотической направленности личности сегодня ставит задачи: чуткого и доброжелательного отношения к человеку, любви к своему дому, к своему народу, ответственности за Родину и т.п.

Главная цель гражданско-патриотического воспитания молодежи с учетом системно-деятельностного подхода может быть сформулирована следующим образом: воспитание патриота, обладающего важнейшими духовно-нравственными ценностями социально-экономическими качествами, способного проявить их в интересах общества и отечества.

Опираясь на изучение проблемы деятельности в разных гуманитарных дисциплинах: в философии (Э.В. Ильенков, М.С. Каган, П.В. Копнин, В.А. Лекторский, Э.Г. Юдин и др.) и психологии (А.Г. Асмолов, М.Я. Басов, Г.С. Костюк, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, В.В. Рубцов и др.) установлено, что проектирование образования с позиций системно-деятельностного подхода должно вестись с учетом четырех компонентов анализа целенаправленной деятельности, порождающей образ мира: мотивационно-ценностного, целевого, операционального и ресурсного.

Мотивационно-ценностный компонент направлен на формирование потребностно-мотивационной сферы личности, связанной с трудом и служением на благо Родины.

Целевой компонент направлен на формирование личности гражданина-патриота, развивающейся в условиях демократического общества и многонациональной среды.

Операциональный компонент представлен различными видами современных социально-культурных технологий (культуротворческих, культуроохранных, проектных, социально-защитных, этнокультурных, информационно-просветительских, коммуникативных и др.).

Ресурсный компонент включает в себя нормативно-правовую базу, кадровые и материально-технические ресурсы социально-культурной деятельности.

В контексте системно-деятельностной методологии нами обоснована сущность и выявлена специфика системно-деятельностного подхода в гражданско-патриотическом воспитании молодежи.

Сущность системно-деятельностного подхода в гражданско-патриотическом воспитании молодежи определяется сочетанием мотивационно-ценностного, целевого, операционального и ресурсного компонентов педагогического воздействия на личность с целью формирования ценностных установок личности, высокой нравственности и общей культуры, четкой гражданской позиции, готовности к сознательному, бескорыстному, добровольному общественному служению.

Специфика системно-деятельностного подхода в гражданско-патриотическом воспитании молодежи определяется интеграцией педагогических возможностей поликультурной среды и развивающей социально-культурной деятельности.

Список использованных источников:

1. Асмолов А.Г. Системно-деятельностный подход к построению образо-вательных стандартов / А.Г. Асмолов // Практика образования. – 2008. – № 2. – С. 31-37.

Разделы