Сведения об образовательной организации

ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОГО ВОСПИТАНИЯ МОЛОДЁЖИ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОГО ВОСПИТАНИЯ МОЛОДЁЖИ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

Зайцева С.П.

Россия это демократическое, правовое государство, которое характеризуется высокой степенью обеспеченности полноты прав и свобод человека и гражданина. Однако такая полнота прав и свобод человека и гражданина возможна только при достаточно высокой степени правосознания и правовой культуры. Задавая вопрос - насколько высок уровень правосознания и правовой культуры в России в настоящее время? Можно лишь ответить, что в каждый конкретно исторический момент культура накладывает глубокий отпечаток на правовую жизнь общества в целом. Духовно нравственный кризис  перестроечного периода привел большую часть российского общества к правовому безразличию и отчужденности правовой культуры от повседневной жизни народа. Данное обстоятельство сделало частично невозможным выполнения определенных задач и функций правового государства. В связи, с чем в настоящее время актуально говорить о формировании должного уровня правосознания и правовой культуры необходимого для демократического, правового государство.

Процесс формирования правосознания и правовой культуры реализуется посредствам  правового воспитания населения.

Сам термин «правовое воспитание» появился в начале 20 века, однако до сих пор  не существует единого понимания «правового воспитания». Одни под правовым воспитанием понимают социализацию человека, когда он «воспитывается» окружающей обстановкой в целом, всей юридической практикой и поведением людей, должностных лиц - представителей государственного аппарата в правовой сфере [1.-С.28]. Другие под правовым воспитанием понимают формирование уважения к праву, закону, а также навыков исполнения правовых норм. Третьи считают, что правое воспитание - это обучение правовым знаниям и формирование понимания необходимости этого знания [2.-С.89]. Четвёртые видят в правовом воспитании целенаправленную деятельность воспитателя правового обучения формированию у подрастающего поколения определенных убеждений, потребностей и интересов, ценностных ориентаций и установок поведения [3.-C.345]. Однако следует отметить, какого бы понятия не придерживался человек, размышляющий по этому вопросу, все сходятся в одном: в необходимости формирования в человеке правовых идей, норм, принципов, представляющих ценности мировой и национальной правовой культуры. Правовое воспитание следует рассматривать, как весьма емкий и многообразный процесс, содержанием которого, прежде всего, является правовое просвещение и обучение основам права, а так же формирования правового сознания и правового поведения.

Наиболее благодатной почвой для правового воспитания является молодёжь, так как именно это социальна группа является наиболее активной частью общества, за которой стоит реальная сила, способная оказывать воздействие на общество в целом. Кроме того молодость это тот период жизни человека который максимально благоприятен для обучения и интеллектуальных поисков.

Задача правового воспитания молодёжи состоит в усвоении каждым молодым человеком основных принципов и направленности правовых норм, в выработке правильной правовой ориентации, в приобретении не только знаний основ законодательства, но и в формировании глубокого уважения к праву, превращающегося в личное убеждение, потребность и привычку соблюдать закон.

Существует несколько способов внешнего правового воспитательного воздействия, которые помогают реализовать задачу правового воспитания. 

     Первый способ это правовая пропаганда, который представляет собой   распространение определенных правовых идей и ценностей по средствам агитации. Пропаганда  бывает двух видов: пропаганда средствами массовой информации и пропаганда  путем устной агитации населения. Пропаганда права средствами массовой информации это журналы, радио и телевидение. Данной форме характерен массовый, наиболее обширный охват аудитории, использование различных рубрик, тематических бесед и репортажей. Правовая пропаганда в средствах массовой информации является одним из эффективных средств формирования правового сознания молодежи. При этом ее содержание должно наиболее полно соответствовать как потребности общества в широкой политико-правовой ориентации индивидов, социальных групп, так и запросам, потребностям, интересам граждан. Для эффективного осуществления правовой пропаганды очень важно знать, какие цели обращения к юридической информации доминируют в правосознании молодежных групп [2.C.106].
Устная правовая пропаганда это лекции, беседы, консультации, вечера вопросов и ответов, циклы лекций и лектории. Охват аудитории здесь меньше, зато имеются возможности непосредственно связываться со слушателями, сразу же получить ответ на интересующий вопрос, обменяться мнениями и вступить в дискуссию.

     Второй способ воздействия это юридическая практика. Данный способ  подразумевает точный и справедливый характер правовойпрактики органов суда, прокуратуры, правоохранительных органов благодаря которому возможно убеждение молодых граждан в соблюдение нормы права.
Третий это самовоспитание. Он опирается на осознанное и добровольное усвоение личностью основных положений права.
И наконец, четвертый способ наиболее действенная форма правового воспитания это правовое образование.

     Правовое образование, подразумевает способ внешнего выражения и организации передачи теоретического правового материала объекту воспитания [4. C.158]. Однако успех правового образования будет зависеть не только от удачно выбранного воспитателем способа передачи правового материала, но и от внутренней переработки личностью внешних воздействий.

Личность молодого человека это субъект отражающий воздействие внешнего мира. Однако данное воздействие приобретает свою значимость только тогда, когда они преломляются в индивидуальных позициях молодого человека, в его отношении к этим факторам, а также в практической реализации этого личностного отношения в его действиях и поступках. Поэтому очень важно знать, как молодой человек осмысливает, переживает внешние правовые воздействия, как реагирует на него.

 Процесс осознания и оценки личностью своих общественных интересов, выраженных в праве, может быть весьма длительным по времени. Более того, интересы могут быть осознаны неточно, неполно, на разных уровнях. До конца не осознанный интерес может привести к ложной постановке цели, порочным методам ее достижения и даже к правонарушениям и преступлениям.   Поэтому важным идеологическим фактором правового воспитания молодежи является разъяснение молодым людям на конкретном примере идеи сочетания в правовых актах общественных и личных интересов. Чем больше в своих общественных отношениях молодые люди будут руководствоваться не узколичными интересами, а интересами общества, требованиями правовых и моральных норм, тем выше будет уровень их сознательности, будут вырабатываться привычки, убеждения соблюдать закон, а также нетерпимое отношение к другим нарушителям предписаний законов[3. C.130].

  Правовое воспитание - это составная часть всего воспитательного процесса, целью которого является формирование социально активной личности.

      Основными направлениями правового воспитательного процесса в России в настоящее время считаютобучающее направление. Данное направлениеправового воспитания молодежи включает в себя совокупность мер, направленных на обучение молодежи российского законодательства в рамках общеобразовательного процесса. Консультативное направлениеправового воспитания молодежи предполагает активную деятельность общественных юридических служб во всех городах, где студенты и начинающие юристы и правоведы в рамках стажировки и практики окажут консультативные юридические услуги любому молодому человеку, способствуя росту его правовой грамотности и разбирая отдельные случаи в праве. Факультативное направление выражается в проявлении активности молодежи в различных гражданских региональных молодежных движениях, в рамках, деятельности которых будет повышаться правовая грамотность молодых людей.Инициативное направление, предполагающее создание Молодежных центров законодательных инициатив. Основной целью деятельности будет определение значимых законодательных инициатив региональной молодежи, способствующих оперативному обеспечению устойчивого развития региона[3. C.140].

    В заключении хотелось бы отметить, что правовое воспитание  это сложный воспитательный процесс призванный формировать правосознание и правовую ответственность. Выбор форм и методов правового воспитания зависит от конкретных целей, содержания и объема знаний, которые необходимы молодёжи, от условий в которых проводится воспитание, от времени выделенного для него.

   При осуществлении правового воспитания необходимо помнить и понимать, что молодёжь это та социальная группа, которая в силу своей природы постоянно совершает движения вперед ко всему новому и неизученному, поэтому способствуя этому процессу, следует опираться на уже имеющиеся у молодёжи правовые знания и убеждения, правовой опыт и навыки.

    Результаты правового воспитания зависят от того, насколько продуманно, целеустремленно, комплексно ведется весь воспитательный процесс. Сегодня правовое воспитание молодёжи это путь к обновлению России.    

Список использованных источников:

  1. Емельянов Б.М. Теория государства и права. Учебный курс / Б.М.Емельянов, С.А. Правкин. М.: МИЭМП, 2004. - 64 с.
  2. Кваша А.А. Правовые установки граждан: Дис.... канд. юрид. наук / Кваша А.А. - Волгоград. -2002. -160 с.
  3. Теория государства и права: Курс лекций / Под ред. Н.И.Матузова, А.В.Малько. -М.: Юристъ, 2001. – 776с.
  4. Мардахаев Л.В. Социальная педагогика: учебник -М.: Гардарики, 2006.-269с.
  5. Чупров В.И., Зубков Ю.А. Социология молодёжи: учебник/ Под ред. В.И. Чупров, Ю.А.Зубков. -М.: Норма,2011.-335с.
Разделы