ОСОБЕННОСТИ ПРОЕКТИРОВАНИЯ МОЛОДЕЖНЫХ ШОУ-ПРОГРАММ
Ерохина И.А.
Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация
доцент кафедры «Социокультурных коммуникаций и актерского мастерства»
Павлова Е.
Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация
студентка 4 курса направления подготовки «Социально-культурная деятельность»
В настоящее время молодежные шоу-программы имеют большую распространенность и широко используются в культурно-массовых мероприятиях. Сейчас, как никогда, ни одно традиционное массовое зрелище не обходится без элементов шоу. Как известно, молодежь все более равнодушно стала относиться ко многим проявлениям стандартной досуговой деятельности: эстрадным концертам, вечерам отдыха, народным праздникам и др. Поэтому, в первую очередь, возникла необходимость обратить внимание молодого поколения на подобные мероприятия с использованием привлекательных эффектов зрелищности. Технология разработки и реализации данных программ не стоит на месте, она активно развивается, и внедряется в культурно-массовые мероприятия. Именно эти аспекты делают данную тему актуальной.
На рубеже XX – XXI вв. стало появляться большое количество исследований, которые посвящены проблематике шоу программ. В литературе мы встречаем широкое распространение терминов «массовое представление», «массовый праздник», «зрелище» и т.д.
В учебнике А.Д. Жаркова, достаточно полно отображается специфика понятия шоу-программы, где автор определяет ее как многожанровое сценическое искусство; которое объединяет музыку, танец, пение, разговорные жанры, номера с куклами, трансформацию, акробатику и другие цирковые и оригинальные жанры. Алексей Дмитриевич также приводит следующее определение термина «шоу», которое понимается как одна из форм артизации, своеобразный спектакль, театрализованное зрелище, которые являются автономными или частью общественных и культурных акций (политические собрания, художественные конкурсы, телевизионные игры, вручения различных премий и т.д.) [1, с. 433].
И.И. Воронин предложил авторское определение музыкально-развлекательной программы для молодёжи. По его мнению – это особый тип культурно-досуговых программ, целостно реализующих основные функции досуга (коммуникативную, рекреационную, гедонистическую, развивающуюся) средствами музыкального искусства в соответствии с досуговыми потребностями различных категорий молодёжной аудитории учреждений культуры [2, с.16].
В результате анализа вышеизложенных определений, мы можем утверждать, что молодежная шоу-программа – многожанровое сценическое искусство, в котором комплекс постановочных действий целостно реализует основные функции досуга (коммуникативную, рекреационную, гедонистическую, развивающую), а также театрализованное зрелище, которое является автономным или частью общественных и культурных акций.
Технологические аспекты организации шоу-программ также нашли отражение в работах различных исследователей и научных деятелей России. Так, проблемы организации шоу-программ подробно представлены в трудах таких авторов как Е. В. Дудков Е, А. С. Лурье, Е. И. Жданова, В. С. Слепокуров и др.
Конкретные задачи, связанные с технологиями шоу-программ рассматриваются в научных публикациях Н. А. Михега, Л. И. Голянская.
Достаточно важным, при проектировании шоу-программ, является вопрос классификации их принципов. Знание особенностей построения подобных программ позволяет достигнуть высокого качества создаваемых продуктов досуга и повысить интерес молодежи к эксклюзивным, новаторским проектам.
Классификация принципов построения шоу-программ представлена в работах А.Д. Жаркова:
М.А. Павлов в монографии «Социокультурное проектирование шоу-программ: организационно-педагогический подход» выделяет следующие принципы процесса организации шоу-программ:
Основываясь на принципах и А.Д. Жаркова и М.А. Павлова мы можем выделить следующие основные принципы проектирования молодежных шоу-программ:
Молодежный досуг имеет очень большие возможности. Это досуг, который подразумевает рекреацию, обучение, развитие, воспитание, развлечение, и этому способствуют, в том числе и культурно-досуговые мероприятия, которые достаточно часто в последнее время стали представлять в форме шоу-программ.
По результатам студенческих исследований об эффективных формах проведения мероприятий для молодежи, большинство респондентов склоняется именно к выбору шоу-программы. Молодёжь в силу своего возраста и активности, наиболее полно воспринимает необычную подачу материала, ее красочность, неожиданность и неординарность. Делая выводы по проведенным студенческим мероприятиям, большее впечатление производит именно нестандартная подача обычного материала. Молодые люди и сами охотнее участвуют в шоу-программах, желая прочувствовать на себе бурю эмоций и впечатлений, а также привнести свое творчество, свой креатив в данное действо. Новые формы социально-культурных мероприятий подталкивают молодежь на развитие креатива, на положительные поступки, на активное и рациональное проведение свободного времени. Яркие мероприятия поднимают настроение, настраивают на нужный лад, придают бодрость и силы, а главное желание творить и не сидеть на месте. Именно на повышение энтузиазма, на желание творить и вести активный образ жизни направленны яркие эмоциональные и запоминающиеся для молодежи шоу программы. Для того чтобы молодость не теряла своей главной сути, а всегда оставалась творческой, яркой и креативной, работники культуры должны помогать молодому поколению, подталкивая своими яркими и по-настоящему профессиональными шоу программами, к новым идеям и воодушевляли своим творчеством, профессионализмом, эмоциональностью и добром.
Таким образом, изучив технологические подходы к проектированию молодежных шоу программ, мы можем отметить их многогранность и многоплановость. При построении мероприятия нужно учитывать многие факторы, чтобы создавать по-настоящему качественные творческие продукты. При проектировании молодежной шоу-программы необходимо знать технологии их построения, требования аудитории, специфику. Также важно понимать принципы построения шоу-программ и использовать их при создании своего творческого проекта. Учитывая все особенности создания шоу-проектов, можно достигнуть высоких профессиональных результатов в сфере проектирования молодежных шоу-программ.
Список использованных источников:
1. Жарков А.Д. Продюсирование и постановка шоу-программ: учебник для студентов вузов культуры и искусств. М.: Изд. Дом МГУКИ, 2009. 470 с.
2. Воронин И.И. Развитие воспитательного потенциала музыкально-развлекательных программ для молодёжи в учреждениях культуры: автореф. дис. … канд. пед. наук. М.: МГУКИ, 2011. 24 с.
3. Павлов М.А. Социокультурное проектирование шоу-программ: организационно-педагогический подход: монография. Тамбов: изд-во Першина Р.В., 2006. 147 с.