Сведения об образовательной организации

ОСОБЕННОСТИ ПРОЕКТИРОВАНИЯ МОЛОДЕЖНЫХ ШОУ-ПРОГРАММ

ОСОБЕННОСТИ  ПРОЕКТИРОВАНИЯ МОЛОДЕЖНЫХ ШОУ-ПРОГРАММ

Ерохина И.А.
Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация
доцент кафедры «Социокультурных коммуникаций и актерского мастерства»

Павлова Е.
Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация
студентка 4 курса направления подготовки  «Социально-культурная деятельность»

В настоящее время молодежные шоу-программы имеют большую распространенность и широко используются в культурно-массовых мероприятиях. Сейчас, как никогда,  ни одно традиционное массовое зрелище не обходится без элементов шоу. Как известно, молодежь все более равнодушно стала относиться ко многим проявлениям стандартной досуговой деятельности: эстрадным концертам, вечерам отдыха, народным праздникам и др. Поэтому, в первую очередь, возникла необходимость обратить внимание молодого поколения на подобные мероприятия с использованием привлекательных эффектов зрелищности. Технология разработки и реализации данных программ не стоит на месте, она активно развивается, и внедряется в культурно-массовые мероприятия. Именно эти аспекты делают данную тему актуальной.

На рубеже XX – XXI вв. стало появляться большое количество исследований, которые посвящены  проблематике шоу программ. В литературе мы встречаем широкое распространение терминов «массовое представление», «массовый праздник», «зрелище» и т.д.

В учебнике А.Д. Жаркова, достаточно полно отображается специфика понятия шоу-программы, где автор определяет ее как многожанровое сценическое искусство; которое объединяет музыку, танец, пение, разговорные жанры, номера с куклами, трансформацию, акробатику и другие цирковые и оригинальные жанры. Алексей Дмитриевич также приводит следующее определение термина «шоу», которое понимается как одна из форм артизации, своеобразный спектакль, театрализованное зрелище, которые являются автономными или частью общественных и культурных акций (политические собрания, художественные конкурсы, телевизионные игры, вручения различных премий и т.д.) [1, с. 433].

И.И. Воронин предложил авторское определение музыкально-развлекательной программы для молодёжи. По его мнению – это особый тип культурно-досуговых программ, целостно реализующих основные функции досуга (коммуникативную, рекреационную, гедонистическую, развивающуюся) средствами музыкального искусства в соответствии с досуговыми потребностями различных категорий молодёжной аудитории учреждений культуры [2, с.16].

В результате анализа вышеизложенных определений, мы можем утверждать, что молодежная шоу-программа – многожанровое сценическое искусство, в котором комплекс постановочных действий целостно реализует основные функции досуга (коммуникативную, рекреационную, гедонистическую, развивающую), а также театрализованное зрелище, которое является автономным или частью общественных и культурных акций.

Технологические аспекты организации шоу-программ также нашли отражение в работах различных исследователей и научных деятелей России. Так, проблемы организации шоу-программ подробно представлены в трудах таких авторов как Е. В. Дудков Е, А. С. Лурье, Е. И. Жданова, В. С. Слепокуров и др.

Конкретные задачи, связанные с технологиями шоу-программ рассматриваются в научных публикациях  Н. А. Михега, Л. И. Голянская.

Достаточно важным, при проектировании шоу-программ, является вопрос классификации их принципов. Знание особенностей построения подобных программ позволяет достигнуть высокого качества создаваемых продуктов досуга и повысить  интерес молодежи к эксклюзивным, новаторским проектам.

Классификация принципов построения шоу-программ представлена в работах А.Д. Жаркова:

  • принцип неразрывной связи с жизнью, практическими задачами реформирования общества;
  • принцип дифференцированного подхода к различным слоям населения;
  • принцип доступности шоу-программ;
  • принцип последовательности;
  • принцип научности.

М.А. Павлов в монографии «Социокультурное проектирование шоу-программ: организационно-педагогический подход» выделяет следующие принципы процесса организации шоу-программ:

  • принцип ситуативности, проявляющийся в степени, характере и рамках воздействия в зависимости от ситуации, организации, самоорганизации участников процесса;
  • принцип партнёрства, направленный на установление партнёрских отношений участников процесса разработки и реализации шоу-программ со зрительской аудиторией;
  • принцип наглядности процесса организации шоу-программ, предусматривающий соблюдение яркости, красочности;
  • принцип позитивной направленности процесса организации шоу-программ, предусматривающий создание эмоционально-положительного фона в ходе проведения мероприятия;
  • принцип индивидуального и коллективного начала, определяющий необходимость учёта коллективного характера проводимого мероприятия и индивидуальной потребности личности в развитии и саморазвитии [3, С. 87-88].

Основываясь на  принципах  и А.Д. Жаркова и М.А. Павлова мы можем выделить следующие основные принципы проектирования  молодежных  шоу-программ:

  • принцип ситуативности, он заключается в неразрывной связи с обществом, где есть место для любых изменений, организаций и реорганизаций, а главное решений практических задач общества в зависимости от сложившихся ситуаций;
  • принцип разностороннего подхода к работе, это предварительное выявление особенностей при разработке шоу-программы, где учитывается возрастная категория, предпочтения, особенности аудитории участвующей в данной программе; чем более разностороннее и детальнее будет осуществлена подготовка, тем более вероятно достижение цели проведения шоу-программы. Этот принцип является наиболее важным, так как шоу-программа должна быть понята целевой аудиторией, в противном случае проведение мероприятия не достигнет поставленного результата;
  • принцип партнерства не менее важен, для осмысления и понимания программы, организатору необходимо получать обратную реакцию зрителя чтобы понимать свою аудиторию и производить в дальнейшем анализ своей работы;
  • принцип позитивной направленности проявляется в общей положительной обстановке, позволяющий расположению аудитории, наилучшему восприятию преподносимого действа;
  • принцип последовательности проявляется в решении изначально поставленных задач данной шоу-программы: от написании концепции и до ее воплощения;
  • принцип наглядности процесса проектирования шоу-программ заключается в ярких стилизованных акцентах, которые создают общий фон мероприятия, его концепцию, настроение и идею;
  • принцип индивидуального и коллективного начала, направлен на самореализацию личности, достижение наиболее удачных концепций, идей шоу при использовании метода «мозговой штурм» в результате которого происходит набор идей и выведение наилучшего, переработанного результата полученного коллективным трудом;
  • принцип научности, не дает забывать о классических канонах построения шоу-программ, использовании разработок ученых  психологии, педагогики и др.

Молодежный досуг имеет очень большие возможности. Это досуг, который подразумевает рекреацию, обучение, развитие, воспитание, развлечение, и этому способствуют, в том числе и культурно-досуговые мероприятия, которые достаточно часто в последнее время стали представлять в форме шоу-программ.

По результатам студенческих исследований об эффективных  формах проведения мероприятий для молодежи, большинство респондентов склоняется именно к выбору шоу-программы.  Молодёжь в силу своего возраста и активности, наиболее полно воспринимает необычную подачу материала, ее красочность, неожиданность и неординарность. Делая выводы по проведенным студенческим мероприятиям, большее впечатление производит именно нестандартная подача обычного материала. Молодые люди и сами охотнее участвуют в шоу-программах, желая прочувствовать на себе бурю эмоций и впечатлений, а также привнести свое творчество, свой креатив в данное действо. Новые формы социально-культурных мероприятий подталкивают молодежь  на развитие креатива, на положительные поступки, на активное и рациональное проведение свободного времени. Яркие мероприятия поднимают настроение, настраивают на нужный лад, придают бодрость и силы, а главное желание творить и не сидеть на месте. Именно на повышение энтузиазма, на желание творить и вести активный образ жизни направленны яркие эмоциональные и запоминающиеся для молодежи шоу программы. Для того чтобы молодость не теряла своей главной сути, а всегда оставалась творческой, яркой и креативной, работники культуры должны помогать молодому поколению, подталкивая своими яркими и по-настоящему профессиональными шоу программами, к новым идеям и воодушевляли своим творчеством, профессионализмом, эмоциональностью и добром.

Таким образом, изучив технологические подходы к проектированию молодежных  шоу программ, мы можем отметить их многогранность и многоплановость. При построении мероприятия нужно учитывать многие факторы, чтобы создавать по-настоящему качественные творческие продукты. При проектировании молодежной шоу-программы необходимо знать технологии их построения, требования аудитории, специфику. Также важно понимать принципы построения шоу-программ и использовать их при создании своего творческого проекта. Учитывая все особенности  создания шоу-проектов, можно достигнуть высоких профессиональных результатов в сфере проектирования молодежных шоу-программ.

Список использованных источников:

1.   Жарков А.Д. Продюсирование и постановка шоу-программ: учебник для студентов вузов культуры и искусств. М.: Изд. Дом МГУКИ, 2009. 470 с.

2. Воронин И.И. Развитие воспитательного потенциала музыкально-развлекательных программ для молодёжи в учреждениях культуры: автореф. дис. … канд. пед. наук. М.: МГУКИ, 2011. 24 с.

3. Павлов М.А. Социокультурное проектирование шоу-программ: организационно-педагогический подход: монография. Тамбов: изд-во Першина Р.В., 2006. 147 с. 

Разделы