Сведения об образовательной организации

ПРИНЦИПЫ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ АКТИВНОСТИ ПОДРОСТКОВ В ШКОЛЕ ПОЛНОГО ДНЯ

ПРИНЦИПЫ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ АКТИВНОСТИ ПОДРОСТКОВ В ШКОЛЕ ПОЛНОГО ДНЯ

Лопатин А.В.
ГБОУ СОШ № 84 Москва, Российская Федерация
e-mail: Lav1367@rambler.ru

Процесс формирования социально-культурной активности как интегрального качества личности, которое находит свое выражение в «готовности участвовать в деятельности, связанной с созданием, освоением, сохранением и дальнейшим развитием ценностей культуры» [1, 473] достаточно сложное явление. Возникают вопросы: каким образом должен быть организован образовательно-воспитательный процесс формирования данного качества личности подростка? Какими правилами следует руководствоваться при этом? Решение этих вопросов тесно связано с характеристикой принципов целостного педагогического процесса, а также принципов социально-культурной деятельности, в рамках которых проявляется названное качество личности. Анализ специальной литературы показал, что наиболее востребованными из них являются следующие.

Принцип создания социально-культурной среды. Указанный принцип нацелен на моделирование межличностных отношений, которые способствуют развитию эмоционально-волевой сферы личности подростка, прежде всего чувства сопричастности к жизни социума в целом и микросоциума в частности.

Ведущим правилом применения принципа является социальная и личная ответственность всех участников процесса организации социально-культурной деятельности; взаимная помощь и поддержка; способность совместно участвовать в культурно значимых акциях; преобладание творческих начал в их осуществлении.

Применение принципа ориентирует на: определение ведущего направления социально-культурной деятельности в педагогическом процессе школы полного дня, которое является приемлемым как подростков, так и для всего школьного коллектива; формирование позитивной позиции у подростков на занятиях самодеятельным творчеством: художественным, техническим, реализацию продуктов творческой деятельности в средовой атмосфере конкретного микросоциума; открытости ученического коллектива по отношению к окружающей его общекультурной среде [3].

Принцип социально-культурной тождественности организации всех видов воспитания. Данный принцип определяет соразмерность выбора его средств, форм и методов условиям социальной ситуации развития. Основные задачи воспитания нацелены на формирование социально-культурной активности личности подростка. Значимость при этом приобретает приобщение к духовным и материальным культурным ценностям; продуктивная организация определенных видов социально-культурной деятельности.

Принцип реализуется в педагогическом процессе школы полного дня при наличии учета социально-педагогических факторов: согласованности взаимных действий школы полного дня и других социальных институтов: семьи, дворцов детского и юношеского творчества, клубов по месту жительства; минимизации и коррекции негативного влияния окружающей среды на подростков с помощью главных средств социально-культурной деятельности: искусства и самодеятельного творчества, аудио-видео средств и прочих; творческого сотрудничества организаторов педагогического процесса школы полного дня и специалистов центра дополнительного образования в плане поиска продуктивных методов самореализации подростков в окружающем социуме.

Принцип гуманистической направленности педагогического процесса школы полного дня. В качестве основной идеи предполагает уважительное отношение к подростку как к ценности в системе человеческих взаимоотношений; проявление внимания к его духовно-нравственному и социальному здоровью.

Нормами реализации принципа в целостном педагогическом процессе выступают: учет личностных интересов подростка, в том числе любительских, побуждение к освоению общечеловеческих ценностей в культурной жизнедеятельности школы полного дня; доверие к подростку при организации педагогического взаимодействия с ним, в том числе при формировании его личных культурных ценностей; привлечение подростка в социально-культурную деятельность на добровольных началах, осуществление сотрудничества с ним в том или ином ее направлении (образовательном, спортивном, рекреационном); стимулирование оптимистического настроя на участие в организации досуговых занятий.

Принцип индивидуального подхода. Этот принцип предусматривает фиксирование индивидуальной линии общекультурного развития подростка; определение психолого-педагогических, социально-культурных задач, направленных на формирование значимых качеств его личности, которые наиболее распространены в педагогическом процессе школы полного дня; предоставление возможности для самоактуализации в досуговое время.

Ведущие факторы реализации принципа в педагогическом процессе: поощрение инициативы подростка самостоятельно избирать формы участия в социально-культурной деятельности (индивидуальную, групповую, массовую), а также социальные роли в конкретных досуговых мероприятиях; принятие во внимание индивидуальных особенностей подростка как на личностном, так и на деятельностном уровнях, в том числе его эмоционального состояния, уровня культурных притязаний; определение влияния воспитательных средств социально-культурной деятельности на становление и развитие мировоззренческой позиции каждого подростка с учетом его собственного мнения об их привлекательности; создание социально-культурных ситуаций, которые способны развивать индивидуальные черты характера, учить управлять своим социальным поведением, адекватно оценивать способы реализации своих культурных потребностей и интересов.

Одновременно с данными принципами в педагогическом процессе школы полного дня функционируют принципы социально-культурной деятельности, которые также нацелены на формирование социально-культурной активности подростков в ходе освоению ими позитивных социальных норм и культурных ценностных ориентаций.

Выделим среди них наиболее существенные принципы: учет культурного многообразия взаимодействующих субъектов и объектов; ориентация на культурно-ценностные отношения и организацию культуротворчества; культуросообразность технологического процесса; опора на национальные традиции, нравственные и эстетические нормы поведения в используемых социально-культурных технологиях; приоритет общечеловеческих интересов в содержании социально-культурных проектов и программ; диалектическое единство и преемственность культурно-исторического, социально-педагогического опыта, традиций и инноваций [2, 107-108].

Объединяющим началом рассмотренных принципов является то, что они в своей совокупности отражают активную позицию подростка в педагогическом процессе школы полного дня, учитывают индивидуальные особенности его личности, влияют на развитие чувства сопричастности к социуму, позволяют стать инициативным и самостоятельным участником его организации с помощью ведущих средств социально-культурной деятельности.

Список использованных источников:

1.Ариарский М.А. Прикладная культурология как область научного знания и социальной практики. – СПб. – 1999.- 530с.

2. Киселева Т.Г., Красильников Ю.Д. Социально-культурная деятельность: учебник. – М.:МГУКИ.-2004.- 539с.

3. Ярошенко Н.Н. Развивающая среда и социально-культурная деятельность в контексте педагогики культуры [Текст] /Н.Н.Ярошенко // Вестник Московского ун-та культуры и искусств. – 2012. -№ 6. – С.130-134.

Разделы