Сведения об образовательной организации

ПРОБЛЕМА ГЕРОИКО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ МОЛОДЕЖИВ УСЛОВИЯХ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ ОБЩЕСТВА

ПРОБЛЕМА ГЕРОИКО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ МОЛОДЕЖИВ УСЛОВИЯХ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ ОБЩЕСТВА

Перегудова Т.

Неизменность функций государства, касающихся сохранения и укрепления внутренней и внешней безопасности и целостности страны в условиях динамичного действия совокупности политических и социально-экономических факторов обуславливают актуальность изучения проблемы героико-патриотического воспитания личности гражданина современной России.

Сегодня Российское общество переживает достаточно сложный период в своей истории: наблюдается снижение трудоспособности населения, падение нравственности, ухудшение здоровья практически всех возрастных групп, преждевременное старение, рост смертности и т.д.

Несмотря на некоторые позитивные успехи, следует отметить, что в обществе происходит снижение нравственности, что как никогда актуализирует  проблему патриотического воспитания молодежи.

Составной частью патриотического воспитания является героико-патриотическое воспитание, воспитание готовности к достойному и самоотверженному служению обществу и государству, к выполнению обязанностей по защите Отечества.

Реализация этой идеи требует возвышения в сознании молодых людей роли государства как механизма реализации своих внутренних и внешних функций и страны как обособленной территории постоянного проживания многих десятков миллионов соотечественников, имеющей свою неповторимую и великую историю.

В настоящее время государство предпринимает различные меры, направленные на консолидацию усилий  различных учреждений, ведомств и организаций по модернизации системы героико-патриотического и патриотического воспитания в форме федеральных, региональных и муниципальных целевых молодежных программ. Их методологические, нормативно-правовые и организационные основания представлены в Концепции патриотического воспитания граждан Российской Федерации и государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011–2015 годы» является продолжением государственных программ «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001–2005 годы» и «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006–2010 годы», сохраняет непрерывность процесса по дальнейшему формированию патриотического сознания российских граждан как одного из факторов единения нации.

Ценности каждого человека - это целый мир: сложный, динамичный, противоречивый. Каждый человек относится к фактам своего бытия дифференцированно. Он оценивает факты своей жизни по их значимости, реализует ценностное отношение к миру [2].

Ценностью является для человека все, что имеет для него определенную значимость, личностный или общественный смысл. Ценность - представление о том, что свято для человека, группы, коллектива, общества в целом, убеждения и предпочтения людей, выраженные в поведении [1].

Система ценностей как совокупность идей, которые, с одной стороны, выполняют функцию регуляции общественных связей людей, а с другой – направляют по определенным векторам жизнь индивида, образуя его идеалы и негативные императивы, формирует социально значимые доминанты, лежащие в основе личностного смысла жизни субъекта.

Под смыслом жизни Л.Н. Коган понимает «…долговременную, устойчивую, ставшую внутренним убеждением личности, имеющую общественную и личную ценность задачу, реализующуюся в ее социальной деятельности» [5].

Смысл жизни связан с выбором определенных жизненных ценностей и формированием направленности на них, то есть, связан с ценностными ориентациями человека [3].

При этом функция мотивов состоит в том, что они как бы «оценивают» жизненное значение для субъекта объективных обстоятельств, придают им личностный смысл, который выполняет регулирующую функцию и определяется тем, в какой связи объект или явление находится с мотивами и ценностями субъекта. В личностном смысле отражается не только сама значимость, ее эмоциональный знак и количественная мера, но и содержательная связь объекта и явления с конкретными мотивами и ценностными ориентациями субъекта [4].

Шкала ценностей человека является стержнем его личности и характеризует человека как личность в зависимости от того, на какие ценности он ориентируется, и совпадают ли выбранные им ценности с теми, которые общество признает в числе наиважнейших.

Среди социальных ценностей особое место принадлежит патриотизму. Отнесение патриотизма к разряду социальных ценностей обусловлено тем, что патриотизм представляет собой явление общественного сознания, выражает общественные интересы в идеальной форме; не просто описывает действительное явление реальности, но и выносит оценку, требует его осуществления.

Патриотизм как социально-нравственная ценность выражает единство человеческого рода, общность его исторических судеб, и в этом отношении, позволяет возвыситься над социальной и этнической разобщенностью людей, сохраняя при этом национальные особенности каждого народа [6].

Героико-патриотическое воспитание - это составная часть патриотического воспитания, ориентированная на пропаганду героических профессий и знаменательных героических и исторических дат, воспитание гордости за сопричастность к деяниям предков и традициям.

С развитием общества, с изменением условий существования человечества менялось и содержание патриотизма. Исторический генезис его связан с образованием и укреплением отдельных государств в их борьбе за свою самостоятельность и национальную независимость. В этом смысле патриотизм является глубоким чувством, которое формировалось у людей на протяжении веков и тысячелетий.

В государственных программах, направленных на патриотическое воспитание граждан Российской Федерации констатируется резкое снижение воспитательного воздействия российской культуры, искусства и образования, которые должны выступать как основной фактор формирования патриотизма.

В качестве основных причин недооценки обществом значимости патриотического воспитания называются: экономическая дезинтеграция, социальная дифференциация общества, а также девальвация духовных ценностей.

Все вышеизложенное необычайно актуализирует поиск путей выхода из кризисной ситуации, построение образовательной и воспитательной системы нового типа, выявление реальных источников ее развития. В современных условиях крайне необходим процесс мобилизации ресурсов патриотизма для реализации его основной функции – защиты целостности общества на фоне процессов глобализации, кризисной социально-экономической ситуации, локальных вооруженных конфликтов.

Список использованных источников:

  1. Антоненко С.А. Поколение, застигнутое сумерками // Новый мир. 1999. №4. С.176–185.
  2. Василенко В.А. Ценности и ценностные отношения // Проблемы ценности в философии /Под ред. А.Г. Харчева. М.-Л.: Наука, 1966.. С.40-56.
  3. Воронцов Б.Н. Разумные потребности личности: сущность, критерии и пути формирования. Воронеж: Изд-во ВГУ, 1990. 191 с.
  4. Дробницкий О.Г. Проблемы нравственности. М.: Наука, 1977. 334 с.
  5. Коган Л.Н. Цель и смысл жизни человека. М.: Мысль, 1984.С.233.
  6. Левина Н.А. Типологические особенности развития чувства патриотизма у младших школьников: Автореф. дис. … канд. пс. наук. Тамбов, 2004. 22 с.
Разделы