Сведения об образовательной организации

ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ ГОТОВНОСТИ СТУДЕНТОВ К МЕЖКУЛЬТУРНОМУ ОБЩЕНИЮ

ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ ГОТОВНОСТИ СТУДЕНТОВ К МЕЖКУЛЬТУРНОМУ ОБЩЕНИЮ

Бортникова Т.Г.
Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация
Доктор педагогических наук, профессор
e-mail: Tatyana_bort@mail.ru

По мере развития информационных технологий и глобализации экономики, мир все больше превращается в «глобальную деревню». Взаимодействие и взаимозависимость стран все больше и больше размывают границы между «международным» и «отечественным». Таким образом, современное высшее профессиональное образование призвано решать задачи по воспитанию личности будущего специалиста готового к межкультурному сотрудничеству.

 Утверждение о том, современное общество нуждается в культурно компетентных специалистах, способных преуспевать в мире культурного многообразия, уже не является предметом споров. Жизнь доказала, что выпускникам университетов необходимо приобрести умения межличностных отношений, позволяющие  им эффективно разрешать конфликты и продуктивно работать в малых группах с людьми из различных социокультурных сред. В дополнение к упомянутым факторам, следует добавить, что мир становится все более «креолизованным», речь здесь идет о возрастании числа браков между людьми из различных расовых, этнических, или религиозных групп [4].

 Так, реагирование на общую потребность жить,  осмысленно и эффективно действовать в мире культурного многообразия является важным показателем качества любого современного специалиста.

Одновременно именно из-за культурного многообразия люди часто подвергаются воздействию множественных противоречивых факторов – как в отношении самих себя, так и общества.   Практика показывает, воздействие многообразия приводит с одной стороны к интеллектуальному  и к социальному развитию и взрослению. Студенты, положительно реагирующие на культурное многообразие, характеризуются большей готовностью к достижению межкультурного взаимопонимания, а даже повышенной удовлетворенностью обучением в университете в целом. А вот неприятие такого многообразия часто ведет к конфликтам и даже ограничению развития.

Рассмотрим три основных типа многообразия:

- структурное многообразие, (такое многообразие является соотношением студентов из многообразных культурных сред);

- многообразие взаимодействия, соотносящее, (оно показывает степень взаимодействия студентов различных культурных групп); и

- многообразие в ходе обучения, (оно определяет, в какой степени студенты подвергались воздействию факторов многообразия в процессе обучения).

Конечно, все эти три типа многообразия тесно взаимосвязаны друг с другом. Но наличие структурного многообразия обеспечивает возможность многообразия взаимодействия между студентами-однокурсниками,  а многообразие в ходе университетской жизни развивает навыки более сложного и критичного мышления, которое делает межкультурное взаимодействие с однокурсниками и более успешным, и более толерантным.  В то же время однокурсники как социальная группа – это самый важный компонент социокультурной  среды университета.  Он влияет практически на каждый аспект развития студента: когнитивный и поведенческий.  Это взаимодействие является одним из наиболее значительных, так как  положительно влияет на многие аспекты личностного развития студентов [1].

С другой стороны, в ходе исследований было выявлено, что различия в результатах личностного развития студентов, обнаруженные у местных и студентов-иностранцев, частично объясняются ограниченными  возможностями взаимодействия студентов-иностранцев с новыми знакомыми, которым присущи иные ценности и отношения [5].

 Иными словами, структурное многообразие само по себе не обеспечивает личностного развития и взаимопонимания. Более того,  воспитательные программы и образовательные политики, способствующие толерантному и осмысленному межкультурному взаимодействию студентов, принадлежащих к различным культурным группам, являются весьма продуктивными. [6].

Таким образом, культурное многообразие – это фактор, который нельзя уже больше игнорировать, это реальность, в которой мы живем, и она делает формирование межкультурной компетенции одним из важнейших требований, предъявляемых к специалистам современности.

Современные вузы стараются отвечать новым потребностям общества. Но при этом, следует отметить, что эта работа касается в основном модернизации учебного процесса. Не подвергая сомнению важность таких перемен, нельзя выпускать из виду огромный воспитательный потенциал досуга, который задействован пока что недостаточно.

Исследование проблемы  межкультурной компетенции студентов имеет сложную структуру и включает в себя проблемы самых разных отраслей знания: культурологии, коммуникавистики, социальной педагогики и психологии, социологии и социально-культурной деятельности. При этом последняя рассматривает проблемы формирования навыков межкультурного общения студентов в рамках социокультурного пространства досуговой деятельности.

Основу межкультурной компетентности  студентов, их готовности к межкультурному общению составляет понимание ее сущности как интегративного образования личности [2, 3]. А сама структура межкультурной компетентности включает два уровня: социально-культурный (этот уровень  в свою очередь состоит из фонового (наличие фоновых знаний и представлений о чужой культуре), когнитивного и поведенческого компонентов. Личностный уровень может быть рассмотрен как совокупность мотивационного, ценностного, аффективного и рефлексивный компонентов.

Поэтому процесс формирования и развития межкультурной компетентности следует направить на:

а) формирование социокультурной готовности к межкультурному общению.

Студент должен владеть

1. фоновыми знаниями о культурах и  истории других народов;

2. знаниями универсальных культурных ценностей, типов культур, психологии межкультурного взаимодействия, менталитетах и поведенческих стереотипах;

3. способностью решать конкретные задачи межкультурного взаимодействия и на практике  развивать свои умения и навыки компетентности межкультурного общения;

б) формирование личностной готовности к межкультурному общению путем развития готовности к проявлению

1. толерантности и эмпатии;

2. «эмоциональной культуры» и интеллектуальной гибкости;

3. осознавать и преодолевать авто и гетеростереотипы в процессе общения и преодолевать негативную рефлексию;

4. способности осознавать себя поликультурными субъектами, стремления сглаживать конфликты и пересматривать свой опыт межкультурного общения.

Формирование такой готовности к межкультурному общению может быть дополнено путем использования технологий социально-культурной деятельности, которые обладают, на наш взгляд, огромным педагогическим потенциалом. Это связано с тем, что каждая из технологий социально-культурной деятельности является творческим педагогически-опосредованным процессом освоения, производства и воспроизводства ценностей и норм культуры. Технологии социально-культурной  деятельности студентов позволяют упорядочить формы досуговой деятельности студентов, объединив их вокруг необходимых нам модулей воспитательного процесса, в частности, в рамках формирования компетенций межкультурного общения студентов.

Важным представляется и то, что этот процесс должен протекать с учетом психологических особенностей и индивидуальных возможностей студента, а также условия сохранения собственной этнокультурной картины мира.

Список использованных источников:

  1. Апанасюк,  Л.А. / Социально-культурные условия формирования навыков межкультурного взаимодействия студентов-мигрантов. - Л.А. Апанасюк. – дис на соиск. канд.пед.наук. – Тамбов, 2007.
  2. Гришаева, Л.И. Введение в теорию межкультурной коммуникации: Учеб. пособие / Л.И. Гришаева, Л.В. Цурикова. – Воронеж: ВГУ, 2004 . – 424 с.
  3. Елизарова, Г.В. Культура и обучение иностранным языкам /  Г.В. Елизарова. – Спб.: Изд-во «СОЮЗ», 2001. – С. 97.
  4. Мартыненко С.А. Формирование межкультурной компетенции как важнейшая задача образования в современном обществе // http://rspu.edu.ru/university/publish/pednauka/2004_1/02martynenko.htm
  5. Lee BK, and Chen L. Cultural communication competence and psychological adjustment: A study of Chinese immigrant children’s cross-cultural adaptation in Canada. - Communication research, 2000. – P.764-792
  6. Spitzberg B.H., Changnon G. Conceptualizing Intercultural Competence. In Darla K. Deardorff D.K (Eds.). – The SAGE Handbook of Intercultural Competence, 2009. – Ch. 1. - P. 6.
Разделы