Сведения об образовательной организации

РЕКРЕАЦИОННО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОРГАНИЗАЦИИ ДОСУГА МОЛОДЕЖИ

РЕКРЕАЦИОННО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОРГАНИЗАЦИИ ДОСУГА МОЛОДЕЖИ

Ильин А. 

Молодежь является специфической социально-демографической группой общества, включающей в себя молодых людей  возрасте от 16 до 30 лет.

В современном обществе развитие и становление молодежи протекает  большей степени вне первичного института опеки – семьи. В настоящее время более значительную роль играют в этом процессе социальные институты: школа, вузы, СМИ, учреждения социокультурной сферы, группы сверстников. Именно свободное время является одним из важных средств формирования личности молодого человека.

Досуг молодежи отличает повышенная эмоциональная, физическая подвижность, динамическая смена настроений, зрительная и интеллектуальная восприимчивость.

В настоящее время всё больше наблюдается тенденция  к увеличению загруженности молодых людей. Ускоряющийся  темп жизни требует от молодого поколения всё больше сил, умения быстро решать и соображать.

В таких условиях  особое место в системе организации досуга молодежи занимают рекреационно-оздоровительные технологии, которые способствуют физической и духовной реабилитации молодежи, способствуют приобщению к здоровому образу жизни, максимальному развитию инициативы, самостоятельности человека, стимулируют социальную активность и создают оптимальные условия для творческого самовыражения личности.[1]

Проблема организации полноценного отдыха и оздоровления молодежи является предметом изучения многих наук - медицины, социологии, психологии, правоведения, педагогики, социального воспитания, социально-культурной деятельности

Несмотря на значительное количество публикаций по проблеме «рекреации», «рекреационно-оздоровительной деятельности» большинство исследователей не дают четкого определения этого понятия.

Л.А. Акимова при определении термина «рекреация» отмечает, что это специфический вид биологической социальной  и физической активности, сопровождающийся переживанием рекреационного эффекта. Рекреация как феномен представляет разные приоритетные сферы: отдых, досуг, свободное время, игра.[2]

Рекреационно-оздоровительный  досуг способствует физической и духовной реабилитации молодежи, максимальному развитию инициативы, самостоятельности человека, снимает физическое, психическое и интеллектуальное напряжение, стимулирующие социальную активность и создающие оптимальные условия для творческого самовыражения личности.

Рекреационно-оздоровительная деятельность, представляет собой деятельность, которая обладает большими возможностями для проявления активности человека в зависимости от возрастных особенностей, интересов, физических способностей и индивидуальных предпочтений и сориентирована на повышение культуры быта и формирование здорового образа жизни.

Рекреационно-оздоровительные технологии - это организация рекреативной, игровой, развлекательной, физкультурно-оздоровительной деятельности, ориентация на оздоровление образа жизни и повышение культуры быта, опора на активное использова­ние новейших достижений биологии, физиологии, психологии, медицины. 

Т.Г. Киселева и Ю.Д. Красильников классифицируют рекреативные технологии на две группы. Первая группа – рекреативные технологии, которые ориентированы на переход к созданию долговременных «сквозных» досуговых программ, предполагающих последовательное уча­стие населения в зрелищных, игровых, физкультурных, ритуально-праздничных и иных досуговых занятиях. Они включают в себя использование в оздоровительной работе методов биоэнергетики, ребефинга, шейпинга, музыкального целительства и др.; реализацию специфических возможностей музыкально-медитативных и театрально-оздоровительных программ, ис­пользование разговорной психотерапии, библиотерапии, психогимнастики.

Вторую группу составляют технологии организация отдыха и развлечений. К названному типу технологий они относят следующие: использование традиций возрождаемой народной культуры; восстановле­ние прежних и возникновение новых народных праздников, обрядов и ритуалов; обогащение конкурсных, игровых, художественно-зрелищных досуговых программ; индивидуальный, групповой, семейный туризм.[3]

Таким образом, к рекреационно-оздоровительным видам досуговых занятий можно отнести: игру, общение, спорт, туризм, зрелища и другие груп­повые и массовые формы отдыха и развлечений.

Максимально благоприятные условия приобщения молодого поколения к здоровому образу жизни могут быть созданы в системе учреждений  социального воспитания и социально-культурной сферы, имеющих большой спектр рекреационно-оздоровительных  услуг.

На сегодняшний день сфера социальных рекреационно-оздоровительных услуг, к  сожалению, явно недооценивается.

Следовательно, в современной социально-культурной ситуации организация рекреационно-оздоровительного досуга молодого поколения предстает как общественно осознанная необходимость. Общество заинтересовано в эффективном использовании свободного времени людей – в целом социально-экологического развития и духовного обновления всей  жизни.

Но это невозможно без преодоления существующих проблем в сфере организации отдыха и оздоровления молодёжи.  Среди них много проблем социально-экономического характера:отсутствие социокультурных и спортивных объектов отдыха и оздоровления для подростков и молодёжи в сельских районах, области и городе; недостаточное количество учреждений, удовлетворяющих потребности молодёжи в организации  отдыха;слабое материально-техническое оснащение учреждений, не отвечающее уровню потребностей молодёжи;содержание работы социально-досуговых учреждений не всегда адекватно с социальным заказом молодёжи.[4]

Проблеме организации рекреационно-оздоровительного досуга молодёжи в последнее время уделяется все больше внимания. Это особый вид педагогической деятельности работника социально-культурной сферы, специфика которой проявляется в ее двойственном характере. С одной стороны, чтобы интересно организовать отдых и развлечения требуется высокий уровень организации аудитории, для которой с помощью методов театрализации, игры, умелого использования всех видов искусства можно создавать желаемый, воображаемый мир. В тоже время, организуя отдых и развлечения необходимо создавать реальную картину, поскольку непосредственное вовлечение людей в действие, вызывает сильные разнообразные эмоции, конфликты, борьбу мнений.

В современных условиях организация рекреационно-оздоровительной деятельности представляет особый простор для фантазии и выдумки, предполагает широкий повседневный поиск оригинальных решений.

Таким образом, рекреационно-оздоровительная деятельность  обладает большими возможностями для проявления активности человека в зависимости от возрастных особенностей, интересов, физических способностей и индивидуальных предпочтений и сориентирована на повышение культуры быта и формирование здорового образа жизни.

Рекреационно-оздоровительные технологии - это организация рекреативной, игровой, развлекательной, физкультурно-оздоровительной деятельности, ориентация на оздоровление образа жизни и повышение культуры быта, опора на активное использование новейших достижений биологии, физиологии, психологии, медицины. 

Список использованных источников:

  1. Акимова, Л.А. Социология досуга: Учеб. пособие / Л.А. Акимова - М.: МГУКИ, 2003. – 124 с.
  2. Герасимова Г. Н. Физическая культура в жизни молодёжи/ Г. Н. Герасимова// Советская педагогика.- 1990.- №3, С. 24 – 29
  3. Киселева Т.Г., Красильников Ю.Д. Социально-культурная деятельность. Программа. М., МГУКИ, 2001, с. 103
  4. Социально-культурная деятельность: Краткий курс лекций для подготовки к государственному экзамену / Е.И. Гри­горьева, науч. редактор.- Тамбов: 2007.- 276 с.


[1]Социально-культурная деятельность: Краткий курс лекций для подготовки к государственному экзамену / Е.И. Гри­горьева, науч. редактор.- Тамбов: 2007.- 276 с.

[2] Акимова, Л.А. Социология досуга: Учеб. пособие / Л.А. Акимова - М.: МГУКИ, 2003. – 124 с.

[3] Киселева Т.Г., Красильников Ю.Д. Социально-культурная деятельность. Программа. М., МГУКИ, 2001, с. 103

[4] Герасимова Г. Н. Физическая культура в жизни молодёжи/ Г. Н. Герасимова// Советская педагогика.- 1990.- №3, С. 24 – 29

Разделы