Сведения об образовательной организации

РОЛЬ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ФОРМИРОВАНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩЕГО СПЕЦИАЛИСТА

РОЛЬ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ФОРМИРОВАНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩЕГО СПЕЦИАЛИСТА

Жуликова О.В.
кандидат социологических наук, доцент, ФГБОУВПО «Тамбовский государственный университет имени Г.Р.Державина» 

В современной образовательной практике все большее применение находят основные виды компьютерных технологий и телекоммуникаций: мультимедиа, экспертные системы, электронные доски, телеконференции и другие возможности.

Новые информационные технологии обучения являются важной социальной инновацией. Социокультурная природа технологий выражается в том, что их возникновение и развитие обусловлены социумом, и они выполняют различные социальные и культурные функции, определяемые характером, направленностью развития общества и его потенциальными возможностями.

Превращение информации в ключевой источник развития современной цивилизации, осмысление информации как капитала, как средства манипулирования личностью и социумом, как орудие власти, как средства в экономическом и политическом противоборстве, перманентное увеличение объемов информации определили экспансию информационного общества, что отражает сущность модификаций, обусловленных возрастанием значимости информации в жизни общества.

Необходимость использования информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе предопределена не только собственно развитием технических устройств, средств программирования, разработкой новых мультимедийных технологий, но и формированием целостного процесса информатизации общества, вхождение российского образования в мировое информационное и образовательное пространство.

Многофакторность развития современной образовательной системы требует соответствующего уровня структуризации информации, создания доступных информационных сетей, соответствующего уровня состояния образовательной сферы в области коммуникативно-информационных технологий. Информатизация образования предоставляет обширные возможности для решения проблем сохранения и приумножения образовательного потенциала. Но стремительное усовершенствование компьютерной техники и технологий, приводит к тому, что получаемые в учебных учреждениях знания и навыки успевают морально устаревать, прежде чем выпускники успевают получить дипломы или аттестаты.

Ограниченность применения компьютерных технологий в образовательных учреждениях в основном имеет несколько причин: разнородность методик, критериев и целей создания интерактивных компьютерных обучающих курсов; высокая стоимость создания таких курсов при отсутствии хорошо проработанной, единообразной конвейерной технологии их изготовления; инертность и нежелание преподавательского состава изменить привычкам обучать и учиться традиционными средствами и в традиционной образовательной среде; отсутствие целостной факультетской, университетской систем электронного обучения, подменяемых чаще всего отдельными электронными курсами; сохраняющаяся потребность многих обучаемых и преподавателей в традиционных формах общения.

Процесс продуктивного обучения с активным использованием компьютерных мультимедийных технологий связан с познавательной деятельностью субъекта, формами приема, переработки и усвоения учебной информации и требует формирования соответствующей обстановки – информационно-образовательной среды. В качестве основы построения модели информационно-образовательной среды принимается обучающая система (интерактивная компьютерная обучающая программа), как наиболее важная системообразующая составляющая, вокруг которой фокусируются компоненты процесса обучения с использованием дистанционных образовательных технологий.

Эффективное использование компьютерных образовательных технологий в информационно-образовательной среде учебных учреждений возможно при действенной информационной поддержке, которая реализуется через системно-организованную совокупность средств передачи данных, информационных ресурсов, протоколов взаимодействия, аппаратно-программного и организационно-методического обеспечения, ориентированных на предоставление образовательных услуг, что на примере ФГБОУВПО «Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина» представлено не только государственной поддержкой в приобретении компьютеров, проекторов, интерактивных досок (в рамках национального проекта «Образование»), но поддержкой грантов по созданию информационных систем, баз и банков данных, предоставлению доступа к различным библиотечным интернет-системам.

Современные информационные, телекоммуникационные и видеоспутниковые средства обеспечивают:

- предоставление студентам изучаемого материала в форме текста, презентаций, с использованием графических, анимационных и видео объектов,

- работу студентов с учебными и справочно-информационными материалами, размещенными на собственном сервере образовательного учреждения,

- интерактивное взаимодействие преподавателей и студентов в процессе обучения и научно-исследовательской работы,

- предоставление студентам возможности самостоятельной работы с различными внешними информационными ресурсами,

- предоставление возможности проводить оценку знаний и умений, приобретенных в процессе обучения, посредством тестовых систем, представленных на сервере образовательного учреждения.

По данным опроса, более 54% студентов Тамбовского государственного университета имени Г.Р. Державина посетили сайт университета и ознакомились с учебно-методическими комплексами по изучаемым дисциплинам. Данные материалы являются особенно полезной информацией для студентов-заочников, которые благодаря интернет-технологиям могут ознакомиться с основными информационными материалами по изучаемым дисциплинам, не приезжая непосредственно в вуз.

Современное учреждение высшего образования пронизано информационными технологиями, и Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина – яркий тому пример. Каждый преподаватель университета создал электронные учебно-методические комплексы по читаемым дисциплинам, подготовил системы электронных тестовых заданий. В университете внедрена система дистанционного обучения eLearning, благодаря которой в рамках учебного процесса реализован комплекс компьютерной коммуникации «преподаватель-студент», включающая самообразование и самоконтроль студента по материалам, предоставляемым преподавателем в электроном виде на сайт вуза в рамках данной системы.

Такое отношение образовательного учреждения отражает реализацию новой парадигмы образования, которая характеризуется перенесениеv ведущего направления развития образования с усвоения значительных объемов информации, с целью накопления ее впрок, на освоение методик непрерывного получения новых знаний и формирования умения учиться самостоятельно; приобретениеv навыков работы с любой информацией, с неоднородными, противоречивыми данными, формирование критичного, а не репродуктивного типа мышления; ориентациb на принцип «формировать профессиональную компетентность», расширяя традиционную триаду образования знания-умения-навыки.

При этом профессиональная компетентность включает в себя как составную часть компьютерную компетентность, включающую совокупность следующих параметров:

- квалифицированный подход к поиску новой информации;

- функциональная грамотность (культура чтения и восприятия информации);

- умение культивировать массивы информации;

- информационная грамотность (знание разнообразных источников информации (текстовых, машиночитаемых); знания причин и способов использования разнообразных источников информации; критическая оценка информации);

- умение эффективно представлять результаты собственной деятельности;

- знание норм использования интеллектуальной собственности.

В свою очередь, указанные параметры предъявляют к результатам формирования компьютерной компетентности такие требования как способность формулировать информационную потребность и умение продуцировать информационные запросы; умение находить и эффективно использовать информационные ресурсы; знание возможностей библиотеки как информационной системы и умения максимально использовать ее потенциал в образовательной и научной деятельности; способность самостоятельно вести информационный поиск и критически оценивать полученную информацию; находить неординарные творческие решения посрдеством использования информационно-коммуникационных технологий.

К сожалению, большинство современных студентов считают себя «продвинутыми пользователями» и знатоками в сфере компьютерных технологий, но практика показывает, что значительная часть из них не знает даже базовых основ компьютерной компетенции, раскрытых в перечисленных выше факторах.

Так, поиск информации будущих специалистов-профессионалов ограничивается использованием одной единственной «излюбленной» поисковой системы с помощью запроса не более чем по одному-двум словам. При этом проверка полученного результата проводится не глубже нескольких первых страниц, то есть просматривается не более двадцати первых ссылок, вовсе не самых релевантных, а тем более пертинентных. Более того, основное предпочтение отдается популярной интернет-энциклопедии «Википедия», а также сайтам, содержащим базы данных по рефератам, например, «5 баллов».

Современные студенты при подготовке к семинарам, зачетам и экзаменам примерно в 80% случаев отдают предпочтение интернету, а не традиционной библиотеке, тем самым заведомо снижая уровень достоверности извлекаемой информации. Более того, не имея развитого уровня информационной культуры, большинство из них не обращает внимания на источники информации, интеллектуальные права собственности. Таким образом, создается новый интеллектуальный информационный объект довольно низкого качества, который потенциально может быть размещен в интернете и явиться источником дезинформации для нового пользователя.

Говоря об общих подходах компьютерной компетенции, необходимо отметить проблему технического пользования программного обеспечения. К сожалению, всю широту возможностей современных распространенных программ изучает и применяет очень небольшой круг студентов-пользователей. Современные «будущие специалисты» зачастую относятся к новинкам компьютерной техники и технологии как элементу престижа: имея, но пользуясь на элементарном уровне. В этой связи задача преподавателя информационных дисциплин расширяется – надо не только вести свой предмет, но и раскрывать возможности хотя бы традиционных программных средств.

Таким образом, проведенный анализ влияния освоения компьютерных технологий на развитие профессиональной компетентности показал, значимость недостаточно формирования не только знаний и умений в сфере информационных технологий, но и системы взглядов и убеждений, способствующих реальному использованию человеком накопленной информации и трансформирующих ее во все аспекты его жизнедеятельности. Отсутствие этого мировоззренческого компонента, равно как и отсутствие у обучаемых стремления и способности самостоятельно действовать, практически использовать полученные информационные знания и умения, имеют весьма негативные следствия. В частности, на практике информационная некомпетентность зачастую не осознается, как не осознается и значение ее преодоления для успешной учебы, профессиональной карьеры, самообразования; отсутствует способность самостоятельно создавать и извлекать знания из получаемой информации, то есть использовать не готовые знания, а «полуфабрикат», каким зачастую является информация.

Разделы