Сведения об образовательной организации

РОЛЬ ВЕДУЩЕГО В ОРГАНИЗАЦИИ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

РОЛЬ ВЕДУЩЕГО В ОРГАНИЗАЦИИ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬИ

Козловская Л.И.
кандидат педагогических наук, профессор, заведующая кафедрой педагогики СКД Белорусского государственного университета культуры и искусств, Лауреат Международного конкурса организаторов игрового общения

В настоящее время получают широкое распространение социально-психологические установки человека на пассивные формы досуга. Из всех негативных явлений, порожденных неумением рационально организовать совой досуг, что особенно характерно для молодели, выделяется пьянство, наркоманил, антиобщественное поведение.

Процесс формирования у человека культуры использования свободного времени имеет принципиальное значение как в теоретическом, так и в практическом плана. Для воздействия на этот процесс требуется самый внимательный анализ форм и методов организации досуговой деятельности личности, определение ее направленности и перспектив, последовательное осуществление мер, направленных на рациональную организацию досуга человека.

Одним из видов досуговой деятельности человека является игра, которая способствует вовлечению его в куль турнув самодеятельность, изменяет структуру досуга, способствует духовному росту. Игра соответствует природе человека, органично дополняет разнообразные формы его досуговой деятельности, позволяет осуществлять процесс развитая его творческих способностей в занимательной увлекательной форме.'

Однако в реальной практике учреждений культуры методика организации игр для молодежи, разработана слабо. Не изучены мотивы участия молодых людей в игре, отсутствует методика их включения в разнообразные формы культурно-досуговой деятельности.

Организация игровой деятельности детей и молодёжи в учреждениях культуры представляет собой сложный динамический процесс, включающий множество различных компонентов: отбор содержания и форм игры, выбор художественно-выразительных средств для эмоционального насыщения их содержания, построение игровой программы, методику проведения различных видов игр, комплектование игротек. В успешной реализации этих задач велика роль педагога – ведущего игр, от профессионального мастерства которого во многом зависит успех организации игровой деятельности детей и молодежи.

Проблемы, связанные с его личностными качествами рассматривались в педагогической науке, а также преподавателями-практиками на международных семинарах, которые проходили в Москве, Минске, Санкт-Петербурге, Днепропетровске, Таллинне. Специалисты обсуждали профессиограмму ведущего игр. В основном говорилось о личностных качествах ведущего игр – таких, как педагогический такт, доброжелательность, художественный вкус, культура речи, общая эрудиция, чувство юмора, находчивость. Большинство экспертов среди его основных качеств выделили общую эрудицию, художественный вкус, педагогический такт, умение общаться, чувство юмора. Рассмотрим эти качества подробнее.

По мнению экспертов, одним из важнейших качеств ведущего является общая эрудиция, которая выражается в широте кругозора, знании особенностей различных видов игр, фольклора, песен, танцев, хороводов, музыки, народных обычаев, традиций.

Следующим важным качеством ведущего игр был назван художественный вкус. Словарь по эстетике дает следующее определение данного понятия: это способность человека оценивать человеческие качества действительности, выражающиеся в системе непосредственных эмоциональных оценок (1, с. 17). Художественный вкус ведущего выражается в его общении с участниками игр, в манере поведения, в одежде, в художественном оформлении игровой программы, в подборе музыки, призов, в игровом реквизите и т.д.

Одним из важных качеств ведущего игр эксперты отметили педагогический такт. Это способность установить меру воздействия, влияние ведущего на других людей и вступить с ними в контакт, исходя из индивидуально-психологических особенностей. Он проявляется также в умении парировать различные вопросы, возникающие в процессе игр, конкурсов, неожиданности хода игрового действия. Особое значение эксперты обратили на коммуникативные качества ведущего игр. Наблюдения за его деятельностью показывают, что он не только объясняет условия игры, приглашает участвовать в ней, подводит итоги игры, но и довольно часто выступает как комментатор, репортер, раскрывает сюжет игры, делает ее для участников более захватывающим. Ведущий предвидит неожиданные повороты игрового действия. Он может обратиться к любому человеку в зале, участнику игры, взять интервью. Следует заметить, что ведущий-репортер выступает не преследуя никаких целей, кроме целенаправленного ведения игры. Он не просто раскрывает ее сюжет, а и должен задавать такие вопросы, которые делают игру динамичной, захватывающей. Таким образом, мы рассмотрели некоторые личностные качества ведущего, позволяющего ему успешно организовывать игровую деятельность в социокультурной сфере. Но это лишь предпосылка успеха.

Доверяя оценкам экспертов, которые они дали личностным качествам ведущего игр, следует сказать, что на практике художественный вкус, находчивость, педагогический такт, умение общаться не всегда обеспечивают успех при организации игр с детьми и молодёжью. Вероятно, эксперты исходили из того, что профессиональные знания и умения словно основа, без которой вообще не может состояться ведущий.

Если говорить об образе ведущего, которого можно увидеть на игровой площадке, то характерным для него является то, что на протяжении своего выступления он поет, танцует, играет, шутит, постоянно общается со зрителями, подбадривает участников и в то же время подводит итоги игры. Следует согласиться с мнением создателя телеигры «Что? Где? Когда?» В.Я. Ворошиловым, который говорил: «При таком ведущем сам вечер в клубе может получиться очень веселым, но к игре он не имеет никакого отношения» (2, с. 88). Исследователи в области детской педагогики отмечают, что чем старше дети, тем более многоплановыми становятся методы организации игры: самостоятельный выбор сюжета, игровых средств, партнеров по игре, т.е. постепенно осуществляется возможность использования метода опосредованного воздействия на игры детей (3, с. 261-265).

Наиболее целесообразным и приемлемым следует считать стиль ведущего, который создает условия для свободной реализации культурных запросов и потребностей детей и молодежи в игровой деятельности. Иными словами, он способствует развитию самодеятельности, инициативы, изобретательности участников игры.

В природе игровой деятельности заложены объективные возможности для проявления самодеятельности: в ней нет строго установленных правил, не ограничен выбор игрового реквизита, продолжительность, место и время проведения игры, количество играющих и т.д.

Многолетний опыт организации игровой деятельности дает возможность определить принципиальные моменты в методике работы ведущего, стимулирующие проявление самодеятельности участников игры. При организации и проведении игр следует выделить следующие этапы его работы: первый этап – подготовка игры или подготовительная стадия. Он включает в себя отбор содержания и форм игры в зависимости от состава аудитории, целей и задач предстоящей игровой программы, подготовку места для проведения игр (игровая комната, спортивная площадка, клубная сцена и т.д.). Сюда следует отнести и отбор игрового реквизита, фонограмм, необходимых предметов-символов, деталей костюмов.

Важным моментом на первом этапе является организация судейства при проведении игр, выбор председателя жюри, решение организационных вопросов, связанных с выработкой критериев оценок за выполнение игровых заданий. Члены жюри не должны решать кардинальные вопросы, устанавливать правила, им следует внимательно следить за выполнением этих правил, соблюдением установленного порядка. Чем меньше заметен судья, тем совершеннее, «взрослее» сама игра, тем лучше налажен ее внутренний механизм.

Организатором игр следует обратить внимание на подбор и вручение призов победителям. Так, например, при проведении фольклорной программы «Матчын ручнік» студенты кафедры педагогики СКД БГУКиИ стремились, чтобы призы, сувениры соответствовали реально сложившейся игровой ситуации, т.е. по-своему дополняли сюжет игры. В качестве призов, сувениров вручались изделия из белорусской соломки, шкатулки и т.д. Ведущему необходимо учитывать, что приз – это не только материальная категория, но и измеритель успеха, побед и поражений, вещественное отражение сложившейся в игре ситуации, ее материальный эквивалент. Таким образом, можно сказать, что первый, подготовительный этап работы ведущего – невидимый этап для участников игры.

Второй этап работы ведущего – «вхождение в игру», психологический настрой на нее участников. Его основная задача – обеспечить естественное вхождение участников в режим игрового взаимодействия. Для этого организатору игр необходимо знать их личностные качества, мотивы включения детей и молодёжи в процесс игры. Это позволяет ему заранее прогнозировать игровое поведение участников, вносить необходимые коррективы.

Одним из важных звеньев работы ведущего второго этапа является отбор содержания игр для программ и их композиционное построение. Следует обратить внимание на основные принципы отбора игр в игровые программы.

Принцип этической направленности игровых программ. Педагогическая эффективность игры раскрывается через ее содержание. Содержание игр, включенных в игровую программу, должно нести позитивный этический потенциал. В этом и заключается важнейшая воспитательная функция игры.

Принцип соответствия содержания игр общему замыслу и целям игровой программы. Игры определяют характер программы, ее воспитательный потенциал, колорит и темпоритм. Например, при проведении игровой программы на празднике Купалле в игре должны учитываться структурные особенности построения праздника, его содержание, место проведения, состав участников. Такими играми могут быть “Скокі праз вогнішча”, “Слуцкія паясы”, “Пацяг”, игра-конкурс на лучший веночек, хороводы с элементами танца и игры и т.д.

Принцип свободного вхождения в игру и выхода из нее. Он предполагает свободное включение в игру участников, проявление изобретательности и инициативы во время прохождения игрового процесса, развитие и дополнение сюжета игры и свободный выход из игрового пространства.

Принцип одинаковости правил игры для ее участников. Участники игры находятся в равном положении, игра превращается в демократическое действо.

Принцип многообразия форм игры. Игровая программа должна включать широкий спектр игровых форм: поединки, конкурсы, викторины, массовые игры, аттракционы, игры с эстрады, лабиринты, шоу-игры. Использование в программах игр придает последним массовость, зрелищность, а их участники имеют возможность выбрать игру согласно своим склонностям, интересам.

Принцип сочетания игр с художественно-выразительными средствами, т.е. музыкой, танцами, песнями, репризами и монологами ведущего, художественным оформлением игрового пространства, оригинальным реквизитом. Сочетание игры с художественным сопровождением позволяет оригинально выстроить драматургию программы и придает ей зрелищность, яркость, праздничность.

Как мы знаем, игра – деятельность свободная, но для того, чтобы участник мог включиться в нее, ему прежде всего необходимо освободиться от стесняющих его реальных обстоятельств и принять предлагаемые обстоятельства.  Ведущий уже на этапе построения программы должен предусмотреть и учесть эту важную особенность при работе с детьми и молодежью. От того, какой будет первая игра, во многом зависит решение данной проблемы.

Многолетние наблюдения за проведением игровой деятельности детей и молодежи свидетельствуют о том, что участие в коллективной игре легко снимает психологические барьеры. Если она организована как массовая, в нее включается каждый участник. Так, например, при проведении игровой программы «Игра приглашает всех» ведущий начал свое выступление с разыгрывания аукциона и стремился в начале программы создать у аудитории настрой на игру, снять у нее психологический зажим.

При проведении игровой программы на новогоднем балу ведущий использовал своеобразный игровой прием – знакомство через открытку. Каждому входящему в зал вручалась половина открытки, вторую ее половину он должен найти у одного из присутствующих в зале и таким образом познакомиться с ним. В результате организации игр между отдельными группами детей и молодежи возникает игровое партнерство, что, в свою очередь, способствует снятию стеснительности, тревожности, психологического зажима.

В результате такого построения программы у участников игры формируется определенное общественное мнение, возникает система ожиданий, психологическая установка на участие в играх и конкурсах. Создать ее в значительной степени позволяет организация пространства, где проходят игровые программы, так называемый дизайн среды. Необходимо, чтобы помещение, где проходят игровые программы, каждый раз принимало новый вид (комнаты игры, дома игры, волшебного терема). Это способствует созданию особой игровой ситуации, настраивает детей и молодежь на принятие игровой условности.

Третьим, заключительным этапом работы ведущего является проведение самой игры. Он включает следующие стадии ее развития: начало, вступление, обеспечение хода, подведение итогов. Ведущий должен стремиться к тому, чтобы на каждой стадии прохождения игры создать наиболее благоприятные условия для проявления инициативы, изобретательности участников.

Многолетние наблюдения за работой ведущих свидетельствует о том, что большинство из них, как правило, начинают свои выступления с подробного объяснения условий игры: раскрытия сюжета, правил, особенностей развития игрового действия.

Мы считаем, что в данном случае ведущие игр допускают следующие ошибки: во-первых, начинать свое выступление следует не с объяснения условий игры, а с небольшого вступительного слова, задача которого – известить о начале игры, настроить на нее аудиторию; во-вторых, первый разговор ведущего должен быть кратким, лаконичным, чтобы не затягивать сам процесс игры. Кроме того, при подробном объяснении игры у участников создается впечатление, что она как бы уже заранее «проиграна» ими.

Такой стиль работы ведущего уже на первой стадии прохождения игры не                                    способствует активному включению участников, проявлению их самодеятельности и изобретательности, т.е. им заранее не предоставляется возможность изменить сюжет игры или дополнить его, проявить творчество. Кроме того, от начала игры во многом зависит характер прохождения всех ее стадий: включения в нее, ход, итоги.

На третьем этапе следует обратить особое внимание на приглашение для участия в игре. Многие ведущие обращаются к присутствующим на игровой программе и просят их выйти в центр зала. Но данный способ не всегда обеспечивает необходимое количество участников. Кроме того, приглашение, как правило, длится долго, что в значительной степени снижает эмоциональный, динамичный процесс игры.

Эффект восприятия созданного ведущим персонифицированного образа («Нестерка», «Сказочник», «Потешник») обусловлен степенью его контакта со зрителем, участниками. Значительно активизировать аудиторию для участия в игре помогают детали костюма ведущего, игровая атрибутика, диалог со зрителями, музыкальное и световое оформление, призы.

Организаторам игр следует обратить внимание на подведение итогов игры и вывод из нее участников. Этим занимается жюри, выбранное из числа зрителей-болельщиков, что подчеркивает, с одной стороны, объективность игрового процесса, а с другой – определенный стиль ведущего, обеспечивающий условия для проявления самодеятельности и активности участников игровой деятельности.

В конце игры важно поощрить всех участников. Таким образом, ведущий от начала до конца обеспечивает своеобразное развитие игры, способствует свободному проявлению творческой активности и самодеятельности ее участников. Нами рассмотрены лишь некоторые вопросы руководства игровой деятельностью детей и молодежи, но и они показывают, что организаторам игр необходима специальная профессиональная подготовка.

Список использованных источников:

  1. Краткий словарь по эстетике. –М.: Просвещение, 1983.
  2. Ворошилов, В.Я. Феномен игры. –М.: Советская Россия, 1982.
  3. Азаров, Ю.П. Радость учить и учиться. –М.: Политическая литература, 1989.
  4. Социокультурная деятельность как средство воспитания личности: пособие для педагогов и рук. учреждений образования / под общ. ред. В.Н. Наумчика. –Мн.: Выш. школа, 2004. -143 с.
Разделы