Сведения об образовательной организации

СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В СИСТЕМЕ СОЦИАЛЬНОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ

СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В СИСТЕМЕ СОЦИАЛЬНОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ

Федорченко А.И.
Белгородский государственный национальный исследовательский университет, г. Белгород, Российская Федерация
e-mail: fedorchenko_alina-91@mail.ru

Социальная реальность современного российского общества, сконструированная под воздействием сложных трансформационных и модернизационных процессов, захвативших его экономическую, политическую, социокультурную, духовную сферы, ознаменована комплексом деструктивных проблем, обусловивших резкий рост числа граждан, нуждающихся в социальной помощи. Приоритетным направлением социальной политики государства становится решение проблем детей с ограниченными возможностями, представляющих одну из наиболее социально-уязвимых групп, что в значительной степени определяет уровень и параметры социальной безопасности общества и его дальнейшего устойчивого развития.

В настоящее время наблюдается ежегодное увеличение численности детей-инвалидов. В частности, в 1995г. в России насчитывалось 453 тысячи детей с ограниченными возможностями, в 2000г. их число составило 564 тысячи человек, а в 2013 - свыше 700 тысяч. Это свидетельствует о масштабности проблемы детской инвалидности и определяет необходимость принятия на государственном уровне комплекса мер по созданию системы социальной защиты и социальной интеграции детей с ограниченными возможностями [4, 28].

Инвалидность затрудняет возможности полноценных социальных контактов ребёнка, а отсутствие достаточного круга общения приводит к дезадаптации, которая в свою очередь, ведёт к ещё большей изоляции, соответственно к недостаткам развития.

В условиях современного российского общества проблема инвалидности детей многократно увеличивается и требует принятия таких мер как разработка и реализация индивидуальных программ реабилитации, финансовая и социальная поддержка семьи ребенка с ограниченными возможностями, ранняя помощь, интегрированное образование. Более половины детей-инвалидов не получают образования, большинство становится аутсайдерами, и в конечном счете маргинализируются [5, 15].

У каждого десятого инвалида наблюдается полная или частичная неспособность к самостоятельной деятельности, тяжесть расстройств и ограничений социальных функций. Серьезного внимания требуют проблемы задержки нервно-психического развития детей, задержка умственного развития, которая в 30-40% случаев в последующем приводит к неуспеваемости в школе, снижению трудоспособности, негодности прохождения срочной воинской службы [3, 151].

По этой причине одной из важнейших задач социальной политики государства и социальной работы в частности является разработка и практическое внедрение средств социально-культурной деятельности в систему социальной реабилитации детей-инвалидов.

Использование средств социально-культурной деятельности в социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями подразумевает комплекс мероприятий и условий, позволяющих им адаптироваться в стандартных социокультурных ситуациях: находить и использовать нужную для практической деятельности и развлечений информацию; заниматься творческой работой; адекватно участвовать в ситуациях общения и пользования доступными средствами массовой информации, книгами, расширять свои возможности интеграции в социокультурную среду.

Важность социально-культурной деятельности в системе социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями определяется тем, что ребенок становится из объекта воспитания субъектом деятельности, субъектом личностного взаимодействия. Разнообразны и социально-педагогические возможности социально-культурной деятельности: ориентированность на разностороннее развитие, саморазвитие, взаимообогащение, взаимопомощь, развитие интересов, самообразование.

Следует отметить, что в современном российском обществе стало более заметным стремление изменить сложившуюся ситуацию с обучением и воспитанием детей-инвалидов в лучшую сторону. На государственном уровне приняты соответствующие законодательные акты, успешно складывается система специализированных учреждений, начала осуществляться подготовка специалистов, призванных обеспечивать успешную социальную реабилитацию детей-инвалидов.

В России огромное значение отводится материальным и психологическим проблемам семей с детьми, в том числе с детьми - инвалидами, социокультурные потребности уходят на второй план, что не совсем правильно. Ведь правильная организация социокультурной деятельности ребенка-инвалида  может изменить многое в его жизни. Творческий процесс, в сфере культурной деятельности и, в частности, в разделе изобразительного искусства, тем более в духовной сфере, может изменить человека. Ребенок с ограниченными возможностями, лишенный обычного общения, который испытывает физические и моральные страдания, приобретает в культуре и через нее поддержку – опору в себе и своей семьи. Осваивая культурные ценности, добиваясь успехов, например, в отрасли изобразительного искусства, он по-другому воспринимает себя и перестает быть «социальным изгоем».

Культура,  пожалуй, в большей степени, чем другие отрасли человеческой деятельности оказалась недоступной или мало доступной для инвалида. С одной стороны, в силу неадаптированности культурных учреждений, с другой, ввиду её дороговизны, в первую очередь, для семьи, воспитывающей ребенка-инвалида.

Социокультурная реабилитация составляет значимый элемент реабилитационной деятельности, поскольку удовлетворяет блокированную у лиц с ограниченными возможностями потребность в информации, в приобретении социально-культурных услуг, в доступных видах творчества, даже если они не приносят никакого материального вознаграждения.

Понятие «реабилитация» включает несколько аспектов и отмечает «сочетаемое и координированное применение социальных, медицинских, просветительских мероприятий по обучению и воспитанию инвалидов для достижения ими по возможности наиболее высокого уровня функционирования, активности.

Существенной составляющей социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями представляется социокультурная деятельность, помогающая им устанавливать социальные связи, развивать творческие способности, самоутвердиться и самореализоваться в непростой жизненной ситуации.

Социокультурная деятельность - это обусловленная нравственно-интеллектуальными мотивами общественно-целесообразная деятельность по созданию, распространению, постижению, и последующему развитию ценностей культуры.

Современное истолкование понятия социально-культурная деятельность является производной от термина «культурная деятельность» и терминов «социальная работа», «социальная педагогика», вместе с тем она отражает эволюцию такого явления, как культурно-просветительная работа.

Культурная деятельность представляет собой деятельность, которая направлена на создание, хранение, распространение культурных ценностей и приобщение к этим самым ценностям различные слои населения.

Социальная работа – это деятельность, направленная на оказание поддержки отдельным людям, группам или общностям в исполнении их материальных и духовных потребностей, которая обеспечивает возможность их полноценного функционирования в социуме в качестве, его субъектов.

Социально-культурная деятельность соответствующе может быть обусловлена как интегративная многофункциональная сфера деятельности, одна из составляющих социальной работы; ее целью являются организация рационального и содержательного досуга людей, удовлетворение и развитие их культурных потребностей, создание условий для самореализации каждого отдельного человека, раскрытия его способностей, самосовершенствования и любительского творчества в рамках свободного времени [1,92].

В настоящее время социально-культурная деятельность может рассматриваться как самостоятельная подсистема общей системы социального воспитания,  социализации и образования людей. Она считается основной функцией государственных и негосударственных структур, сферой приложения усилий многочисленных общественных движений и инициатив, средством использования свободного времени всевозможными группами населения.

Эволюция культурно-просветительной работы, ее модификация в социокультурную деятельность в нынешнем ее понимании возникла еще в шестидесятые-семидесятые годы. Она  в течение десятилетий являлась одной из сторон культурно-организаторской и культурно-воспитательной деятельности советского государства, инструментом партийно-идеологического влияния на народ, культурно-просветительская работа, исчерпав авторитарно-принудительные средства организации досуговой деятельности, все в большей мере вынуждена была апеллировать к инициативе и самодеятельности самого народа. В начале восьмидесятых она уже трактовалась как «педагогически организованная самодеятельность (свободная деятельность) населения,  целью которой было воспитание гармонично развитой личности», что, по сути дела, обозначало движение от субъект-объектной к субъект-субъектной модели организации досуга. И хотя оно было еще во многом декларативным и по-прежнему подчинялось строгому административному регламенту, однако, в практике культурно-просветительной работы начал  накапливаться опыт новых взаимоотношений между культурой и человеком, опыт реальной, а не навязанной свыше и оттого нередко показной самодеятельности.

Социально-культурная деятельность (СКД) является одним из основных способов приумножения культурного и образовательного уровня детей с ограниченными возможностями, а также развития их творческих способностей. Многообразие средств, методов и форм СКД содействует духовному возрождению общества. Содержание СКД определено потребностями различных категорий населения в улучшении социальных отношений, вырабатывании способностей и навыков самостоятельного мышления, раскрытии талантов и дарований, духовном становлении, продуктивном и интересном проведении досуга [2,45].

Деятельность социального работника затрагивает всевозможные сферы жизни людей. Индивидуальный подход к различным слоям населения, поиск необычных подходов, наличие занимательного материала – все это предъявляет особенные требования к подготовке специалистов в сфере социальной работы, которым также придется заниматься социально-культурной деятельностью[6,14].

Можно выделить следующие подсистемы СКД в социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями:

-                   культурно-просветительская работа. На современном этапе – идеологическое  воспитание;

-                   самодеятельное художественное творчество;

-                    народные промыслы и ремесла, народная культура (сохранение традиций, обычаев, обрядов);

-                   книгоиздание и библиотечное дело, а также культурное творчество, связанное с созданием и распространением печатной продукции;

-                   реабилитационная деятельность средствами искусства.

На самом деле, каждый человек на протяжении всей своей жизни соприкасается с множеством конкретных видов деятельности, различающихся своим предметным содержанием, которые обусловлены совокупностью задач, принципов, потребностей и мотивов[3,97].

На современном этапе, качественно новым моментом в содержании социально-культурной деятельности стало ее соединение с социальной работой. Все чаще работники СКД участвуют в реабилитации, игротерапии, библиотерапии, музыкатерапи, танцетерапии и сказкотерапии. Специалисты работают не только во дворцах культуры и внешкольных учреждениях, но и реабилитационных центрах. Можно сказать, что специалист социокультурной деятельности занимается оказанием социальной поддержки и помощи различным слоям населения. Сегодня  система социальной защиты предусматривает возможность поддержки не только биологических, но и духовных потребностей человека [1,95].

Организацией и обустройством досуга детей с ограниченными возможностями занимаются следующие учреждения СКД:

-                   научно-просветительские учреждения: музеи, библиотеки, выставки, историко-мемориальные комплексы и т. д.;

-                   культурно-досуговые учреждения: кинотеатры, парки культуры, клубы, дома и дворцы культуры, центры национальных культур, центры молодежного досуга, дома ремесел, дома и центры народного творчества, игротеки, дома торжеств, концертные учреждения;

-                   санаторно-курортные и спортивно-оздоровительные учреждения:  дома отдыха, санатории, профилактории, пансионаты, лагеря и базы отдыха.

Можно сделать вывод, что система социально-культурной реабилитации и поддержки, которая охватывает в настоящее время почти большую часть населения, является и результатом, и средством общественной практики социально-культурной деятельности. В этой сфере занят целый отряд специалистов – профессионалов различных отраслей и направлений. Они все прямо или косвенно участвуют в реализации реабилитационных проектов и программ, осуществлении многочисленных реабилитационных технологий, культуротерапевтических.

Список использованных источников:

  1. Акатов, Л.И. Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья: психологические основы: учеб. пособие для вузов [Текст] / Л.И. Акатов.—М.: ВЛАДОС, 2004.—368 с.
  2. Астапов, В.М. Теоретико-методологические аспекты подготовки родителей, имеющих детей с ограниченными возможностями [Текст]  / В.М. Астапова. – М.: Медицина, 2004. – 213с.
  3. Герба, М.В. Риск инвалидности вследствие психической патологии [Текст] / М.В. Герба  // Проблемы профилактики инвалидности и реабилитации инвалидов с детства: Сб. науч. тр. - Л., 2009. - С. 57
  4. Казакова, Л.А. Нетрадиционные воспитательные технологии для детей с ограниченными возможностями [Текст]: Методические рекомендации / Л.А. Казакова. – Ульяновск, 2008. – 38с.
  5. Киселева, Т. Т. Основы социокультурной деятельности [Текст] / Т.Т. Киселев, Ю.Д. Красильников. – М., 2005. – 14с.48
  6. Наумчик, В.Н. Социокультурная деятельность как средство воспитания личности [Текст] /  В. Н.  Наумчик. – Минск, 2004. – 18с. 
Разделы