Сведения об образовательной организации

СОЦИАЛЬНО – КУЛЬТУРНЫЕ УСЛОВИЯ ОРГАНИЗАЦИИ ПРАЗДНИКОВ И РАЗВЛЕЧЕНИЙ В ДЕТСКОМ САДУ

СОЦИАЛЬНО – КУЛЬТУРНЫЕ УСЛОВИЯ ОРГАНИЗАЦИИ ПРАЗДНИКОВ И РАЗВЛЕЧЕНИЙ В ДЕТСКОМ САДУ

Мурзина О.Б.
Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация,
заведующая кафедрой социально-культурной деятельности, кандидат педагогических наук, доцент
e-mail: murzina.olga@mail.ru

Дворядкина А.И.
Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация,
студентка кафедры социально-культурной деятельности

Виды социально-культурная и культурно-досуговая  деятельность – это уникальный ресурс облегчения социальной адаптации детей, дополнительные возможности для самореализации личности, введение ребенка в культурную среду[3, c.21]. Развитие детей, традиционно обеспечивается через обучающий, коммуникативный или игровой процесс, чтение, художественную деятельность. Поэтому развивающие возможности праздников и развлечений гораздо менее изучены, хотя потенциал их огромен. Этим положением и объясняется актуальность темы нашей работы.

Как утверждают современные исследователи этого вопроса, такие как Т.С. Комаров, М.Б.Зацепина, М.В. Созинова и другие, досуговая деятельность является комплексным социальным явлением[2, c.37]. Такой многокомпонентный подход включает в себя как отдых, развлечение и праздник, так и образовательный, социализирующий и индивидуализирующий компоненты. Кроме того, именно в процессе празднично-досуговой деятельности и выделяются навыки самостоятельного отведение времени на саморазвитие и самообогащение. Соглашаясь с этим мнением, хотелось бы добавить, что культура проведения праздника закладывается с раннего детства в кругу семьи, под влиянием воспитания, семейных традиций [6, c.54]. Задача детского дошкольного образования – преумножить и обогатить эту культуру, в каких-то моментах скорректировать, если это требуется.

Особенностью праздников в детских дошкольных учреждениях является то, что они выполняют не столько рекреативную функцию, но и стремятся добавить развивающий и образовательный компонент в мероприятие [9, c.26]. Кроме того, большое значение имеет  развитие творческого начала в ребенке. Эти особенности и обуславливают тематику праздников в дошкольных учреждениях. Чаще всего это знакомство с культурными особенностями своей страны и других стран, народных искусством, интеллектуальные конкурсы, конкурсы и мероприятия, демонстрирующие творческие способности детей. Большое внимание уделяется праздникам на иностранных языках, так как именно полилингвистический компонент становится ключевым в образовательном процессе  дошкольников.

Выбор тематики праздника для каждого конкретного детского сада обуславливается различными социально-культурными условиями, однако важно помнить, что важная задача педагогов и психологов детского дошкольного учреждения – привлечь внимание родителей к вопросу организации досуга детей, в том числе и в праздничной форме [7, c.56]. Важно разъяснить своеобразие детского праздничного досуга, описать многообразие его видов, продемонстрировать его образовательный потенциал и необходимость учитывать потребности и интересы ребенка в этом процессе. Кроме того, детские сады должны наглядно показать сам образовательный процесс и саму педагогическую технологию руководства детским праздником.

Праздник – это не только беспричинная радость, но и активная деятельность, цель которой – эмоциональная разрядка, а также реализация социальных требований. Праздничные мероприятия, отмечаемые в детских садах, имеют свои цели и задачи. Одна из основных задач при этом – формирование положительного эмоционального подъема и радостного настроения. Также как и воспитание праздничной культуры, причастность к ее традициям. Воздействие праздничного мероприятия на ребенка происходит в трех аспектах: воспитательном, познавательном и эстетическом [10, c.35]. При этом задача педагога – не допустить излишней формализации и однообразия при их организации и проведении.

Подготовка к празднику зачастую важнее самого праздника, ведь именно она вызывает у детей интерес к предстоящему торжеству. Именно на базе этой первоначальной заинтересованности и формируются нравственно-этические качества. Праздничная деятельность сплачивает детей, родителей и педагогов, между двумя поколениями возникает сотрудничество, которое может сыграть важную роль в воспитательном процессе. Важно добиться активного участия каждого ребенка в празднике. Такой результат можно получить только через совместную работу педагога и родителя, они должны способствовать развитию желания ребенка принимать участие в играх, инсценировках, демонстрации своих талантов. Поэтому одна из задач педагога – привлечь родителей, как к организации, так и к проведению праздника, кроме того – и к активному в нем участию [4, c.40].

Это способствует усилению взаимодействия родителей со своими детьми, что так важно для общего развития детей дошкольного возраста. В самом широком смысле, привлечение родителей к культурно-досуговой деятельности – точка соприкосновения детского сада с семьей и эффективная форма работы. Актуальность проблемы взаимодействия детского сада с семьей остается на неизменно высоком уровне, а проведение праздничных мероприятий позволит эту проблему успешно решить.

В заключение работы хотелось бы отметить, что культурно-досуговые мероприятия и праздники – это неотъемлемая часть в деятельности дошкольного учреждения. Организация праздничных мероприятий, творческих и развлекательных, способствует повышению эффективности воспитательно-образовательного процесса, создает комфортные условия для формирования личности каждого ребенка. При этом все перечисленные выше социально-культурные условия должны способствовать формированию правильной праздничной среды в частности и качественной праздничной культуры в самом общем смысле. При организации праздника важно учитывать несколько аспектов: образовательную программу, пожелания родителей и детей, возможности педагога и возрастные характеристики дошкольников, а также актуальность тематики, продиктованную современными условиями жизни. Если учесть данные условия, праздничное мероприятие выполнит все свои образовательные, рекреационные и коммуникативные функции и пойдет на пользу детям, их родителям, а также облегчит работу педагогов детского дошкольного учреждения.

Список использованных источников:

1. БекинаС.И. Праздник в детском саду. М., “Просвещение” 1990.

2. Зацепина М.Б., Антонова Т.В. Праздники и развлечения в детском саду.     – М.: Мозаика-Синтез, 2006. –37 с. 

3. Зимина А.Н. Основы музыкального воспитания и развития. — М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2000 – 21 с.

4. Зинина И. «Сценарии праздников в детском саду и дома. Подготовка и проведение». — Минск: «Современная школа», 2007. – 40 с.

5. Картушина М.Ю. «Развлечения для самых маленьких. Сценарии досугов для детей первой младшей группы». — М.: «ТЦ Сфера», 2007.

6. Картушина М.Ю. «Праздники в детском саду. Младший дошкольный возраст». — М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2008. – 54 с.

7. Красильникова О.А. Обучать и воспитывать творчеством. СПб, 1998 – 56 с.

8. Печерская А.Н. Праздники в детском саду. – М.: Росмэн, 2000. – 79 с.

9. Ромашков Е.И. Веселые утренники в детском саду. — М.: «АСТ пресс», 2005. – 26 с.

10. Хворостутина С.А. «Праздники в детском саду»- М.: «ЛитРес», 2009.–35с.

Разделы