Сведения об образовательной организации

СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ В СОВРЕМЕННЫХ УЧРЕЖ-ДЕНИЯХ КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВОЙ СФЕРЫ

СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ В СОВРЕМЕННЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВОЙ СФЕРЫ

Апажихова Н.В.
Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация
Кандидат педагогических наук, доцент кафедры социокультурных коммуникаций и актерского мастерства
Института гуманитарного и социокультурного образования

Паршина Т. А.
Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация
студентка 4 курса направления подготовки «Социально-культурная деятельность»
кафедры социокультурных коммуникаций и актерского мастерства Института гуманитарного и социокультурного образования

Необходимость исследования организационно-управленческих вопросов функционирования сферы культуры в России определяется, прежде всего ее внутренними противоречиями, связанными со сложностью перехода к гражданскому обществу с рыночной экономикой. Реальным фактом становится множественность независимых агентов культурной деятельности, с одной стороны, с другой - возникновение и развитие новых эффективных организационных форм.

?  Наряду с этим происходит распад прежней системы жизнеобеспечения культуры. Сокращение государственных субсидий отрицательно сказывается на учреждениях, не способных существовать без поддержки. В условиях неустойчивости социальной среды, наблюдается резкое ослабление управляемости системы. В ситуации острых противоречий встает проблема переосмысления принципов управления и поиска новых приоритетов в сфере культуры, где приоритетными должны оставаться такие направления развития общества, как:

 культурополагающие, определения тех видов деятельности, которые являются ценными для развития современной культуры,

социальных, определения тех социальных групп и слоев населения, которые в первую очередь нуждаются в защите и поддержке,

экономических, инвестирование тех организаций и юридических лиц, которые  перспективны в плане увеличения доходов областного бюджета и создания новых рабочих мест.

Рассматриваемая социокультурная ситуация направлена на анализ подходов социально-культурного менеджмента в современных учреждениях культурно-досуговой сферы,  включающая те отрасли, предприятия,  организации, учреждения, различной ведомственной принадлежности (государственными, муниципальными, частными, общественными организациями) формы собственности, а также частные лица, чье производство предлагает создание товаров и услуг, необходимых для удовлетворения социально-культурных потребностей человека.

Так как социально-культурная сфера – сложное, неоднозначное понятие, то одни авторы определяют ее как совокупность предприятий, выпускающих продукт, связанный с жизнедеятельностью людей, и в этом случае к социально-культурной сфере относятся очень многие отрасли экономики, такие как автомобилестроение, производство бытовой техники и пр. Другие вкладывают в это понятие - совокупность предприятий, выполняющих социально-культурные функции, имеющие значение для культурного уровня всего общества, в этом случае в социально-культурную сферу попадает достаточно узкий перечень предприятий – театры, библиотеки, клубы, музеи.

Перспективы развития перечисленных учреждений социально-культурной сферы предполагают четкое функционирование системы, под которой мы понимаем управленческую деятельность, обеспечивающую успешное функционирование самых различных социальных институтов – организаций, призванных осуществлять социально-значимую деятельность.

Так менеджмент в социально-культурной сфере, предполагает:

- технологический аспект, содержание которого направлено на функционирование  самых различных предприятий и фирм;

коммуникативный аспект, сотрудничества со сферой культуры других сфер деловой активности. Особенностью здесь преимущественно выступает то,  что деньги в этой сфере зарабатываются  не на основе простой коммерции, а на основе привлечения средств заинтересованных доноров: спонсорства, патронажа, благотворительности;

- менеджментная компетентность специалистов и работников социально-культурной сферы. Уход от  административно-распределительной технологии управления сферой к все более широкому использованию экономических методов, от чисто дотационного бюджетного финансирования структур к финансированию программ, к конкуренции за бюджетные средства, необходимости широкого привлечения внебюджетных средств, идеологический и политический плюрализм, хозяйственная самостоятельность – все это радикально меняет требования к профессионализму менеджера в социально-культурной сфере. Практическая ориентация в технологии маркетинга в коммерческой и некоммерческой деятельности, на экономически и юридически грамотного специалиста.

Менеджмент в социально-культурной сфере должен заключаться исключительно в создании организационных и экономических условий саморазвития социально-культурной жизни – не больше, но и не меньше. И в этом заключается подлинное содержание характера менеджмента в социально-культурной сфере.

Таким образом, бизнес и культура в современном обществе предполагают и дополняют друг друга, исходя из сложившейся ситуации, они немыслимы друг без друга. Рассчитывая на сотрудничество, которое имеет глубокий политологический смысл, чрезвычайно важный для развития и преобразования общества, оно предполагает один из способов реализации гражданского общества – не декларирования его, а наращивания его реальной ткани, его механизмов, процедур и «мускулов». Только общество, в котором сложились и вызрели развитые формы сотрудничества делового мира и сферы культуры, способно к саморазвитию и саморегуляции социально-экономических и социально-культурных процессов – по возможности независимо от государства

Список использованных источников:

1. Морозова Е.Я. Экономика и организация предприятий социально-культурной сферы. – СПб.: Михайлов, 2002. – 317 с.

2. Новаторов В.Е. Маркетинг в социально-культурной сфере. – Омск: Омич, 2000. – 288 с.

3. Тульчинский Г.Л. Менеджмент в сфере культуры. – С.-Петерб. гос. ун-т культуры и искусств. – СПб.: Лань, 2001. – 382 с.

Разделы