СПЕЦИФИКА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕКТИВА КУЛЬТУРНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
Тараканова И. Ю.
Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация,
студентка 4 курса кафедры «Социально-культурной деятельности»
Чвалун Е. И.
Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация,
студент 4 курса кафедры «Социально-культурной деятельности»
Юшина А.О.
Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация
студентка 4 курсакафедры «Социально-культурной деятельности»
На современном этапе основные проблемы педагогической науки возникают вследствие демократизации не только образовательных технологий и методик воспитания, но и процессов, предполагающих свободный выбор стратегий педагогического воздействия в культурно- образовательных учреждениях, занимающихся духовно-нравственным воспитанием, сохранением и возрождением культурного наследия региона.
Все это, безусловно, благотворно влияет на создание условий для развития педагогического творчества с одной стороны, а с другой приводит к возникновению противоречий в выработке единой образовательно – воспитательной линии, как системы, направленной на конечный результат. Разрешение этих противоречий происходит посредством требований, предъявляемых к педагогическому коллективу в учреждениях культурно-образовательного типа.
Коллектив – это высокоразвитая общность людей, отношения в которой строятся на позитивных нормах морали. Групповая сплоченность педагогического коллектива возникает лишь в случае, когда каждый из его субъектов прилагает максимум усилий для решения задач повышения эффективности общей деятельности, при условии принятия решений совместными усилиями в единой программе действий по сохранению и возрождению культурного наследия региона, а также на основании следующих принципов:
1 - дифференцированность педагогических решений и воздействий на личность;
2 – системный подход в решении проблем, их профилактика;
3 – перспективность поставленных задач;
4 – преемственность между лучшими традициями и инновациями, планированием и результатом;
5 - согласованность содержания, методов и средств в достижении целей.
Рассмотрим уровни работы педагогического коллектива в культурно-образовательных учреждениях с различными категориями аудиторией:
1) «Авторитарное воздействие» возможно в случае, когда обучаемые и воспитуемые не проявляют желания и потребности в совершенствовании своего интеллектуального уровня, не имеют навыков в организации своей учебной работы. Усилия педагогов заключаются в разработке четких указаний и инструкций, постоянном контроле качества учебно – воспитательных воздействий, в указании на ошибки и хорошие промежуточные результаты, поощрении выполненной работы.
2) Уровень «первых шагов к самоуправлению» возможен в организации педагогического процесса, где обучаемые и воспитуемые проявляют достаточную заинтересованность, имеют определенные навыки работы, а также выполняют задания, предложенные педагогическим коллективом в целом и каждым отдельным педагогом в частности. Дальнейшее развитие такой аудитории требует поощрения их инициативности, предоставление им творческой свободы и самостоятельности, создание атмосферы сотрудничества с введением элементов самоконтроля. В таких случаях педагогам следует ограничить прямые указания и тотальный контроль за каждым действием обучаемых и воспитуемых. Эффективным способом развития активности такой группы является постановка целей с отсутствием уточнений относительно способов их реализации, а лишь опорой на их групповой авторитет в организации их творческой работы.
3) «Уровень передачи полномочий» возможен, когда педагогический коллектив имеет дело соаудиторией, как высокоразвитой общностью. Несмотря на высокие результаты деятельности внутри группы в этом случае необходимы усилия для дальнейшего продвижения к совершенным формам взаимодействия и еще более высоким результатам деятельности. Здесь необходимо ставить цели и достигать согласия по отношению к ним, предоставлять необходимые права и полномочия студентам для самостоятельного решения проблемы; следует избегать вмешательства в дела и оказывать поддержку при условии поступления просьбы на этот счет[1].
Последний уровень – это наиболее благоприятная почва для педагогической деятельности, способная при умелом руководстве привести к достаточно высоким результатам в вопросах подготовки высококвалифицированных специалистов, а также формирования и развития высоконравственной разносторонней личности. Этого можно достичь, пройдя успешно первые два уровня, это как итог слаженной педагогической деятельности, как итог добросовестно – проделанной работы.
Педагогическое мастерство в этом направлении предъявляет к личности отдельного педагога и коллектива в целом высокие требования, одним из которых является педагогическая культура специалиста в сфере образования. Обоснование парадигмы личностно-ориентированного образования определяет наиболее существенные качества педагога культурно-образовательного учреждения, необходимые ему для работы в современных условиях, в частности, такие как:
Педагогическая культура рассматривается с позиции аксеологического, деятельностного, личностного подходов и выглядит как динамическая система педагогических ценностей, способов деятельности и профессионального поведения педагогического работника.
В личностно-ориентированном образовании существенным образом изменяются позиции и способы взаимодействия педагога с обучаемыми и воспитуемыми в процессе учебно-познавательной и педагогической деятельности. Ученик становится субъектом познания, общения, оценки, деятельности, собственной жизни, он способен мыслить и творить, любить и сопереживать, развивать себя по законам красоты и добра.
Педагог выполняет функции соучастника познавательной деятельности, консультанта, помощника в познании, творчестве, общении, он помогает выстроить свой мир ценностей, усвоить систему знаний о мире, овладевать способами деятельности и жизнетворчества.
Психолого-педагогическая компетентность педагога в культурно-образовательных учреждениях наполняется новым содержанием, что отражается в таких характеристиках педагогической деятельности как:
В число компонентов педагогической деятельности наряду с традиционными, привычными педагогическими действиями включены и такие, которые определяют специфику работы культурно-образовательных учреждений;
Таким образом, важно подчеркнуть, что функционирование педагогического коллектива в культурно-образовательных учреждениях во многом определяет результаты систематического образования и воспитания и зависит оно, прежде всего, от мастерства каждого педагога в частности и от того, насколько его собственные задачи подчинены единой целевой программе культурно-образовательного учреждения.
Список использованных источников: