СПЕЦИФИКА ОРГАНИЗАЦИИ ПОСТАНОВКИ ТЕАТРАЛЬНО-ЗРЕЛИЩНЫХ ФОРМ ДОСУГА ДЛЯ НАСЕЛЕНИЯ
Немцева А.
методист ЦКД «Молодежный»
п. Строитель, Тамбовской область
Современные социально-культурные условия требуют создания новых форм программ для удовлетворения духовных и культурных потребностей населения.
В последние годы стало традиционным проведение массовых зрелищ – это и шествия, парады, аэро-шоу, праздники пива, гуляния, праздники популярных средств массовой информации, спортивные представления и т.п.
Поэтому, в первую очередь, возникла необходимость обратить внимание на качество программ, создаваемых современными режиссерами.
Театрализованные зрелища - это многогранное общественное явление, отражающее жизнь каждого человека и общества в целом. Являясь неотрывной частью социальной жизни, они соизмеряют с ней жизнь личности и выступают как особый вид человеческой деятельности, выражающей гармонию человека и общества или стремление к ней.
Театрально-зрелищное мероприятие для своей успешности нуждается в определенных организационных действиях. Они должны быть направлены на определение целей и задач мероприятий, выбор методов и форм достижения ожидаемого результата, согласование действий всех участников творческого события. Театрально-зрелищным мероприятием называется событие культурной жизни, в котором применены различные формы и средства художественного воздействия на людей. Как правило, такое мероприятие соответствует традициям и уровню развития культурной жизни общества и имеет просветительские, образовательные, развлекательные цели.
Для создания любого театрально-зрелищного мероприятия необходимо наличие трудовых (творческих), финансовых, информационных ресурсов, а также следующих компонентов:
– место проведения;
– творческий материал;
– костюмы и грим;
– световое и звуковое оформление мероприятия;
– подготовительный репетиционный период;
– повод и время проведения мероприятия.
Качество и количество трудовых ресурсов должны соответствовать целям и задачам мероприятия. Следовательно, необходимо формирование нескольких профильных групп исполнителей мероприятия: сценаристы, режиссеры, звукорежиссеры, осветители, администраторы, техниковспомогательный состав, творческие исполнители (музыканты, художники, актеры, писатели...).
Каждое зрелищное мероприятие должно иметь организованное информационнорекламное пространство. Оно может быть информационным рядом представлено в органах СМИ, рекламной различного вида продукцией, информационно-справочными изданиями.
Местопроведения культурно -зрелищного мероприятия выбирается взависимости его от вида , целей и масштабов. Например, театральнаяпостановка ( спектакль) подразумевает наличие зала и возвышающейся, над нимсцены. Цирковое представление, спортивное подразумевают наличие арены и, вокруг нее расположенного зрительного зала. Художественные модные, дефиле выставки обычно проводятся в закрытых типа манеж «помещениях». Улица также может служитьместом проведения культурно-зрелищного мероприятия (уличное, шествие парад и т.д.).
Творческий материал определяеткак содержание , так и форму мероприятия и можетбыть представлен в виде литературных, художественных, музыкальных .
Мероприятие включает в себя несколько этапов исполнения, эти этапыпредставляют из себя план проведения мероприятия. А именно:
– «идеи» мероприятия, рождение или получение заказа;
– объема стоимости и определение работ;
– формирование команды;
– объема творческого материала (в том числеподбор видеоряда);
– подготовкаматериально-технического обеспечения;
– размножение рекламно-информационного материала мероприятия;
– организациярепетиционного процесса;
– подготовка звуко-технического мероприятия, монтаж;
– оснащения видеоряда;
– обеспечение информационнойподдержки мероприятия;
– оценка и подведение итогов, в томчисле с помощью СМИ.
Современные условия требуют научно-обоснованных подходов ко всем вопросам жизни, в том числе и к вопросам социально-культурной сферы. Не смотря на события последних десятилетий, наше государство сохранило свои высокие культурные и нравственные традиции, основополагающими ценностями которых являются: тесная взаимосвязь личности, общества и государства, духовность, стремление к воплощению добра и справедливости, свободы и порядка.
Поэтому концертно-зрелищные программы призваны нести массовому зрителю не только развлекательное, рекреационное направление, но и возможно и нужно использование познавательной, педагогической, коммуникативной функции зрелищ. Зрелище должно выражать в своей полноте противоречивую целостность мира. Создатели концертно-зрелищных программ должны уметь создавать реальную картину мира сегодня, не обходя вниманием ни одну деталь этой картины, воплощаемой в концертно-зрелищной программе.
Для этого постановщик должен во всем объеме ознакомиться с эстетическими, историческими, культурологическими аспектами зрелищности, ведь в том, что представлено на сцене зрителю заложена информация о психологии, стиле, времени.
Исходя из поставленных целей, можно сделать следующие выводы:
Технология концертно-зрелищных программ трактуется как процесс, в ходе которого отдельные ее стороны - предметная, организационная и методическая - сливаются, органически обусловливая друг друга.
Можно дать определение концертно-зрелищной программы как программы предназначенной для зрительского просмотра, состоящей из совокупности концертных номеров, в которой присутствует массовость участников и зрителей, а также может использоваться театрализация, различные жанры искусства, аттракционность воздействия, оформленных средствами быстрой и непрерывной смены ощущений, неожиданностями и эксцентрическими разрешениями сценических ситуаций.
Номер является неотделимой составляющей технологического процесса концертно-зрелищной программы в совокупности с особенностями его создания (участия режиссера, балетмейстера, исполнителя и т.д.), кратковременности исполнения, мастерства исполнителя, качества и личностного характера.
Драматургия концертно-зрелищной программы является сюжетно-образной концепцией, где само драматургическое действие создается через выстраивание и проигрование сюжетно-образного решения программы.
Можно сделать вывод о том, что форма концертно-зрелищной программы трансформируется в продукт, когда творческий процесс завершается созданием остросюжетного произведения, в реализации которого в связной цепи выступлений, действий, зрительных образов раскрывается та или иная тема, где нет однозначного деления на исполнителей и публику.
Отсюда, концертно-зрелищная программа - это наиболее универсальная и всеобъемлющая форма художественного моделирования, "разыгрываемая перед публикой, обращенная ко всем способностям чувственного восприятия, допускающая в известных ситуациях непосредственное вовлечение публики в сценическое действие самой жизни, где каждый индивид выступает одновременно и как актер, и как зритель".
Концертно-зрелищная программа, созданная из самых разных выразительных средств (изображения, слова, музыки и т.д), способна обладать целостностью, гармоничностью частей, пронизанных единым авторским началом.
Итак, драматургия концертно-зрелищной программы включает в себя следующие обязательные элементы цель как ожидаемый эффект от организуемого общения участников, характеристику соответствующего методического принципа (или принципов), логику использования форм, средств и способов организации деятельности участников; набор условий ее эффективной реализации.
Список использованных источников: