Сведения об образовательной организации

СРЕДНИЙ ВОЗРАСТ ЧЕЛОВЕКА КАК КРИТЕРИЙ ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ ТЕХНОЛОГИЙ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

СРЕДНИЙ ВОЗРАСТ ЧЕЛОВЕКА КАК КРИТЕРИЙ ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ ТЕХНОЛОГИЙ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Квасова Н.С.
РЗИ(ф) МГУКИ,
кан. пед. наук, доцент кафедры социально-культурной деятельности

Возраст человека является не только биологическим, но и социальным понятием. Каждый временной отрезок ставит перед личностью свои специфические социальные задачи и открывает или закрывает определенные социальные возможности.

Так как между людьми всегда происходит социальное взаимодействие, то каждой группе индивидов, составляющих одно поколение, присущ взгляд на общество под относительно однородным углом зрения. Следовательно, им присуще и достаточно однородное ценностное восприятие социальной реальности. В связи с этим возраст человека является важнейшим критерием дифференциации технологий социокультурной деятельности.

В данной статье мы будем рассматривать средний возраст человека в качестве критерия дифференциации технологий социально-культурной деятельности. Для этого необходимо выяснить, что следует понимать под категорией «средний возраст».

Несмотря на то, что возраст кажется объективной характеристикой, представления о возрастных периодах жизни человека конвенциональны и меняются в ходе эволюции. То, что еще сто лет назад считалось старостью, в настоящее время воспринимается как пожилой или даже средний возраст. Примеры из истории о возрасте правителей, вступлении в брак у тех или других народов, наступлении юридической ответственности и т.п., подтверждают, что возраст определяется историческими условиями, поэтому он понятие больше социальное, нежели биологическое и является результатом не столько биологического, сколько социального развития личности.

Существует много различных критериев возрастной классификации, что подтверждает многоаспектный характер этой проблемы. Каждый исследователь, в зависимости от цели, может предложить и обосновать свои критерии.

Наиболее общая трактовка понятия «возраст», на наш взгляд, существует в демографии «Возраст человека – это период от рождения человека до того или иного отсчитываемого периода его жизни…Помимо этого, возраст есть конкретный результат и стадия социально-психологического развития личности, определяемая влиянием соответствующих исторических условий жизни[1]».

В этом определении существуют два важных компонента, необходимых для возрастной характеристики индивида – его социальная и психологическая зрелость на данном временном отрезке жизни. Конечно же, социальное и психическое развитие личности осуществляется на всех этапах жизненного пути человека и имеет свои специфические особенности.

Еще одной из важных характеристик возраста являются психические свойства личности, как проявление высшей интеграции всех феноменов психического развития человека.

В связи с этим можно сказать, что  люди среднего возраста (30-49 лет) – это самый представительный возрастной контингент населения, достигший пика социальной и биологической зрелости, трудовой и социальной активности.

Чтобы представить наиболее полную картину о людях среднего возраста, вначале рассмотрим количественную характеристику и с этой целью обратимся к данным Федеральной службы государственной статистики. Так, на 1 января 2014 г. население России составляло 14366931 мл. чел., из них людей среднего возраста (30-49 лет) - 41211817 мл. чел., что составляет 29% от общего количества населения. В связи с этим можно утверждать, что люди среднего возраста являются самой представительной частью населения. Далее следуют люди зрелого возраста, молодежь, дети, люди пожилого возраста, подростки и долгожители.

Таблица 1.

Численность население России на 1 января 2014 г.

по возрастным когортам.

 

Возрастные интервалы

(количество лет)

Количество (млн. чел.)

% от общего количества

Ранг

1 Все население России

143657134

 

 

2

Дети (0-9 лет)

8899149

11,5

4

3

Подростки (10-14 лет)

6822546

4,7

6

4

Молодежь (15-29 лет)

6955412

20,3

3

5

Люди среднего возраста (30-49 лет)

11660628

29

1

 6

Люди зрелого возраста (50-64 года)

11184223

21,5

2

 7

Пожилые люди (65-79 лет)

5268775

10

5

 8

Долгожители  (80 лет и старше)

2560557

3

7

Анализ численности экономически активного населения России на 1 января 2013 г. по возрастным группам то и здесь люди среднего возраста занимают первое место, являясь наиболее трудоактивной частью.

Таблица 2.

Распределение населения, занятого в экономике страны,

по возрастным группам.

Возрастная группа (лет)

% от общего кол-ва занятых

место

Молодежь

(15-29)

24,4

2

2. Средний возраст (30-49)

49,3

1

Зрелый и пожилой возраст (50-72)

26,3

3

Далее обратимся к качественной характеристике этой возрастной когорты населения.

Один из пионеров в области изучения возрастного структурирования общества американский социолог Матильда Рилей рассматривает общество как совокупность возрастных страт, с каждой из которых связаны определенные наборы ролей и статусов. Сменяющие друг друга когорты вступают в социальную систему и проходят через определенную последовательность возрастных страт. Особенности когорт, проходящих через определенную страту, влияют на социокультурную систему в целом. Образцы жизненных траекторий людей в последовательных когортах отличаются друг от друга, поскольку трансформируется возрастная система социального структурирования. Эти элементы, по мнению М. Рилей, имеют «двойников» на уровне культуры в виде норм, выступающих в качестве регулятора действия индивида и требующих адекватного возрасту поведения, и существуют в форме идей, мнений, ценностей.

Наиболее активное время жизни взрослого человека, как считают ученые, приходится именно на период 30-50 лет. В это время происходит стабилизация всего жизненного уклада индивида, его личностных особенностей: устанавливаются относительно устойчивые и постоянные социальные связи и семейные отношения, профессиональные роли, ценности, кардинальное изменение которых после 35 лет маловероятно. С другой стороны, в этом возрасте начинается очередной период социализации личности, этот возрастной промежуток является фазой не только сохранения всего приобретенного на предшествующей стадии, но и дальнейшего развития личности.

В то же время, именно средний возраст является временем наибольшей тревоги, депрессии, страха смерти, стресса и кризисов. Например, существует так называемый «кризис середины жизни» или «десятилетие роковой черты» (35-45 лет), «когда человек ясно видит расхождение между мечтами, целями и действительностью, оказываясь перед необходимостью пересмотра своих замыслов и соотнесения их с оставшейся частью жизни. Субъект полностью осознает, что будущее не несет безграничных возможностей[2].

Чтобы вывить социально-психологические особенности людей среднего возраста, сравним их с другими возрастными когортами населения по следующим параметрам: социально-психологические особенности и основные виды социально-культурной деятельности.

Таблица 3.

«Социально-психологические особенности различных

возрастных когорт населения»

Возрастная когорта

Социально-психологические особенности

Основные виды социально-культурной деятельности

1.

Дети

(5-10 лет)

Зависимость от родителей, развитие самостоятельности.

Игровая, коммуникативная

2.

Подростки

(11-13 лет)

Активный период самоутверждения, стремление к полной самостоятельности.

Познавательная.

3.

Молодежь

(14-29 лет)

Поиск смысла жизни.

Выбор профессии, создание семьи.

Познавательно-преобразовательная.

4.

Люди среднего возраста

(30-49 лет)

Активный период самореализации. Стремление к полной реализации своих способностей в профессиональной деятельности.

Созидательная.

5.

Люди зрелого возраста

(50-65 лет)

Снижение трудовой активности, акцент на общественную работу.

Общественная

6.

Пожилые люди

(старше 65 лет)

Прекращение трудовой деятельности, стремление передать накопленный социальный и культурный опыт.

Коммуникативно-практическая

 

Но люди среднего возраста отличаются не только социально-психологическими особенностями. Средний возраст человека определяет и специфику формирования ценностной системы. Именно в этом возрасте она принимает стабильный характер. Сравним процесс формирования ценностной системы людей среднего возраста с другими возрастными группами населения.

Таблица 4.

«Специфика формирования ценностной системы различных возрастных групп населения».

N п/п

Возрастная группа

Специфика

формирования ценностной системы

Осн. источники формирования ценностей

1.

Дети

(5-10 лет)

Активное восприятие ценностей. Формирование базовых ценностей.

Семья

2.

Подростки

(11-13 лет)

Активный поиск приоритетных жизненных ценностей. Критическое усвоение предлагаемых ценностей.

Сверстники.

Социальные институты.

3.

Молодежь

(14-29 лет)

Усвоение и перевод ценностей в свой внутренний мир Формирование основных личностных ценностей

Социальные институты.

Молодежная субкультура.

4.

Люди среднего возраста

(30-49 лет)

Оценка и отбор ценностей. Формирование устойчивой системы ценностей

Социальная среда и личный опыт.

5.

Люди зрелого возраста

(50-65 лет)

Интеграция социальных и личностных ценностей.

Жизненный опыт.

Социальная среда.

6.

Пожилые люди

(старше 65 лет)

Сформировавшаяся, устойчивая система ценностей. Слабое восприятие новых ценностей.

Жизненный опыт

 

Таким образом, прослеживается тесная взаимосвязь между понятием «возраст», его временными границами, психофизиологическими особенностями и функциями конкретной возрастной группы в социуме. Социально-психологические особенности людей среднего возраста связаны, на наш взгляд, с фазой стабилизации в рамках очередного периода социализации личности, что выражается в становление устойчивой системы ценностей, стабилизации жизненного уклада, окончательном становление социальных ролей, потребности в реализации накопленного жизненного и профессионального опыта.

В то же время это период психологического кризиса, задающего личностную динамику, основным противоречием которой является выбор между социально-культурной активностью-пассивностью.

В связи с этим, исследование критериев дифференциации технологий социально-культурной деятельности по возрастному признаку, а именно людей среднего возраста, является весьма актуальным и необходимым как для более глубокого понимания самого процесса дифференциации, так и для формирования и реализации социокультурной активности этой возрастной категории населения средствами социально-культурной деятельности.

С социокультурной точки зрения, одним из показателей включенности личности в социальную жизнь является уровень ее творческой и социальной активности, который заключается в деятельном отношении человека к миру, в способности производить общественно значимые преобразования материальной и духовной среды[3].

Творческая активность включает в себя структуру свободного времени, формы, содержание, направленность досуга, привлекательность учреждений культуры как места проведения досуга, занятия самодеятельным творчеством.

Социальная активность определяется желанием и конкретным участием в социокультурной жизни своего города или поселка (занятия или желание заниматься общественной работой, отношением к тем, кто ею занимается).

Как показывает практика, игротехнические технологии являются наиболее оптимальными для формирования и реализации социально-культурной активности людей среднего возраста в условиях социально-культурной деятельности.

Наиболее эффективны такие технологии, которые ориентированы на саморазвитие и активизацию социально-культурной деятельности, где в комплексе реализуются функции социальной интеграции, стабилизации, творческой самореализации. Одной из таких технологий являются любительские объединения и клубы по интересам, в условиях деятельности которых происходит активное преобразование действительности, где люди среднего возраста могут приобрести знания, навыки и умения, дающие возможность использовать их в повседневной жизни, т.е. прикладного характера, и вместе с тем проявить свою социальную и творческую активность.

Все технологии формирования и реализации социально-культурной активности людей среднего возраста условно можно разделить на три вида: вербальные, деятельностные и вербально-деятельностные.

Вербальные методы позволяют непосредственно воздействовать на сознание личности, вовлекать в процесс общения. Вербальные методы реализуются в форме творческих вечеров, вечеров-встреч, лекций, диспутов, массовых праздников, конференций, психологических тренингов, консультаций, круглых столов и др.

Деятельностные методы позволяют овладеть конкретными навыками и умениями. Они реализуются в форме учебных занятий по освоению прикладных навыков и умений (например, техники бисероплетения, макраме, резьбы по дереву, вокальному искусству, ведению деловых бесед, созданию имиджа организации и т.д.).

Вербально-деятельностные объединяют основные качества вербальных и деятельностных методов и являются наиболее оптимальными с точки зрения формирования социокультурной активности людей среднего возраста в условиях социально-культурной деятельности. Они находят свое выражение в форме игротехнических технологий, а именно в имитационных, ролевых и деловых играх, которые можно использовать в деятельности различных любительских объединениях (клубах по интересам) в качестве оптимального метода работы с людьми среднего возраста.

Игротехнические технологии соединяют в себе основные формы, методы и средства социально-культурной деятельности и, с нашей точки зрения, наиболее полно соответствуют ценностным приоритетам, социальным и психолого-педагогическим особенностям людей среднего возраста: активному периоду социальной самореализации, стремлению к полной реализации своих способностей в профессиональной деятельности и семье.

Перечисленные методики позволяют одновременно использовать групповые и индивидуальные формы работы и реализовать ведущие функции социально-культурной деятельности. Они имеют много общего с игровыми методами, но в то же время не носят развлекательный или познавательный характер, а создают условия для активизации мышления взрослого человека на основе рефлексии.

Игротехнические технологии позволяют осуществить дифференцированный подход, воздействовать на ценностную систему, активизируя мыследеятельность участников игры, их социокультурный потенциал, что является оптимальным условием для самовыражения людей среднего возраста.

Таким образом, в ходе реализации игротехнических технологий формируется и реализуется социально-культурная активность, изменяются модели поведения в отношении социально-культурной деятельности, формируются навыки гибкого мышления, эффективной коммуникации, уверенность в себе, что способствует повышению уровня социально-культурной активности людей среднего возраста.



[1] Демографический энциклопедический словарь. /Ред кол.: Валентей Д.О. (гл.ред) и др. – М.: Сов.энциклопедия, 1985. С.63.

[2] Бороздина Л.В., Молчанова О.Н. Самооценка в возрасте второй зрелости // Вестник Моск. Ун-та. Сер. 14, Психология, 1996. - № 4 С.45.

[3] Российская педагогическая энциклопедия: В 2 тт. / Гл. ред. В.В. Давыдов. - М.: Большая Российская энциклопедия, 1993. – С.27.

Разделы