Сведения об образовательной организации

ТЕАТРАЛИЗОВАННЫЙ КОНЦЕРТ КАК ЭФФЕКТИВНАЯ ФОРМА РАЗВИТИЯ КОРПОРАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ ВУЗА

ТЕАТРАЛИЗОВАННЫЙ КОНЦЕРТ КАК ЭФФЕКТИВНАЯ ФОРМА РАЗВИТИЯ КОРПОРАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ ВУЗА

Курапина Е.В., Тараторин Е.В.
ФГБОУ ВПО «Орловский государственный институт искусств и культуры», г. Орёл, Россия
etaratorin@mail.ru

Корпоративная культура формирует определенный имидж организации, отличающий ее от любой другой; она создает систему социальной стабильности, являясь «социальным клеем», который помогает сплачивать коллектив. Корпоративный досуг представляет собой неотъемлемую часть корпоративной культуры.      Участие в совместном праздновании или отдыхе позволяет сотрудникам лучше узнать друг друга, наладить отношения, создать  доброжелательную атмосферу в коллективе.

В современном российском трудовом коллективе межличностное общение часто преобладает над профессиональным: сотрудники отечественных компаний общаются постоянно и с удовольствием, причем нередко и в рабочее время, соответственно вопрос о повышении мотивации персонала к выполнению непосредственных трудовых обязанностей сегодня наиболее актуален. Тем не менее, значимость праздничных корпоративных мероприятий в арсенале менеджеров по организации досуга фирмы возрастает. Работодатели рассматривают корпоративные праздники как возможность осуществить перенос положительных эмоций, которые возникают у человека во время проведения досуга, на сферу труда.

Орловский государственный институт искусств и культуры – это крупная организация с большим числом преподавателей, сотрудников и студентов. Между членами данного коллектива существует сложная система вертикальных и горизонтальных связей. Как любая современная  организация институт создает и хранит собственные традиции и обычаи, которые вносят особый вклад в её корпоративную культуру.

Традиционный праздничный календарь мероприятий вуза позволяет одновременно решить несколько внутренних задач: создать благоприятный доброжелательный климат в коллективе,  мотивировать сотрудников, поддержать их корпоративный дух, обеспечить положительное отношение к новым инициативам менеджмента.  К таким мероприятиям относятся: Новый год, Международный женский день, День защитника Отечества, День Победы, День народного единства, День славянской письменности и культуры и другие традиционные для  коллектива праздники.

Одной из эффективных формразвития корпоративной культуры в вузе является театрализованный концерт.  

Многие исследователи определяюттеатрализованный концерт как творческую форму, имеющую единый художественный сценический образ и конкретную актуальную тему. Для создания образа концерта используются выразительные средства: сюжетный ход, ролевая персонификация ведущих, сценография, театральный костюм, грим, сценическая атмосфера.  По мнению профессора А.А. Рубба, содержание театрализованного концерта раскрывает определенную тему, связанную с тем событием, которому посвящен концерт. Номера самых различных жанров присущими им средствами (словом, пением, танцем, музыкой) с разных сторон освещают эту тему. Специально созданное оформление определяет и выражает образ всего концерта и отдельных его эпизодов; обязательное использование игрового света, фоновой музыки, шумов и других элементов создает нужную в данном эпизоде и во всем концерте определенную и точную сценическую атмосферу [4].

Театрализованный концерт подразумевает тесную связь между артистом и зрителем, так основной партнер для артиста –  это зритель (публика). Концерт непосредственно подразумевает диалог между сценой и залом.

На этапе разработки замысла концерта важными ключевыми составляющими являются тема, вид театрализованного представления,  место проведения (концертный зал или городская площадь, банкетный зал или лесная поляна) и будущие участники – зрители.

Авторская оценка определенных жизненных явлений, событий всегда отражается в теме концерта,  пронизывает все эпизоды и номера, являясь главной мыслью, позицией режиссера-постановщика и благодаря этому концерт становится единой, логически законченной композицией. Тематика театрализованных концертов, как правило, тесно связана с календарными событиями, жизнью конкретного коллектива, города, региона, их прошлым и настоящим, важными событиями, юбилейными датами или фестивалями.

Первоначально режиссер конкретизирует тему, находит основной приём для организации материала, затем разрабатывает сценарный план концерта, который представляет собой перечень эпизодов с кратким описанием их содержания, определением основных выразительных средств в смысловом и художественном контексте сценарного хода.

В настоящее время существуют следующие требования к номерам театрализованного тематического концерта: лаконизм, актуальность, яркость формы. Номер – это завершенное отдельное произведение, построенное по законам драматургии, включающее в себя выступления одного или нескольких исполнителей. Эстрадный номер более доступен для восприятия зрителями и отличается краткостью и лаконичностью, носит момент развлекательного отдыха, оригинальности, легкости. При организации и постановке театрализованных концертов существуют определенные закономерности, проявляющиеся в разнообразии номеров, сопряженности номеров, гармоничности их сочетания, контрастности, переключение внимания с одного на другое.

Конфликт в театрализованном концерте создается в процессе монтажа  разножанровых номеров. Монтаж становится способом выявления социально-общественных ценностей сценария, средством, организующим художественную форму и выявляющим сверхзадачу.

В качестве примера мероприятия, направленного на развитие корпоративной культуры вуза, приведем новогодний театрализованный концерт «Новогодний огонёк в ОГИИК или навстречу Синей деревянной лошади…», который состоялся в декабре 2013 г. в концертном зале Орловского государственного института искусств и культуры. Концерт был ориентирован на смешанную аудиторию: профессорско-преподавательский состав, сотрудников, студентов и гостей вуза.

Праздничный концерт, как правило, начинается мощным, ярким номером – театрализованным прологом. В прологе рассматриваемого театрализованного концерта были представлены два логично связанных друг с другом номера:  хореографическая композиция «В лесу родилась елочка» в исполнении участников Детской студии танца «Феникс» и вокального номера «Счастье в каждый дом» в исполнении участников студии эстрадного мастерства института.

Перед участниками концерта режиссером  была поставлена задача подготовить номера в юмористической форме, темы которых отражали бы насущные проблемы и события коллектива института в уходящем году.  По задумке режиссера, преподаватели и студенты вуза в этот раз являлись не пассивными зрителями театрализованного концерта, а активными участниками праздничного действа. В новогоднем концерте были представлены эстрадные номера различных жанров: вокальных, хореографических, театральных и инструментальных, которые исполняли как студенты, так и преподаватели института.

Сценарий заявленного театрализованного концерта представлял собой перечень художественных номеров, сопровождаемых текстами-связками ведущих, а также описанием выразительных средств (свет, музыка, кино, пластика, хореография), создающих единый образ концерта. Номера концерта были объединены в три художественно – смысловых эпизода: «И хорошее настроение не покинет больше нас?», «Что год грядущий нам готовит?» и «Что тебе подарить, человек мой дорогой?»

Смена уровней активности зрительской аудитории концерта происходила целенаправленно и последовательно – от восприятия к осмыслению, от осмысления – к сопереживанию, от сопереживания – к действию благодаря приему активизации «вопрос-ответ». Между эпизодами в сюжет сценария логично вплетался прием «включения прямого эфира «ОГИИК-ТВ», при этом на экране транслировалось происходящее в концертном зале, что вызывало живой отклик и позитивную реакцию зрителей, которые в свою очередь становились активными участниками концерта. 

Организация такого рода творческой формы стала доброй традицией вуза, неотъемлемым элементом праздничного календаря, частью корпоративной культуры, так как служит созданию в коллективе дружеского, человеческого контакта и ощущения «сопричастности» общей цели и идее.

       Таким образом, театрализованный концерт является эффективным способом налаживания системы внутриорганизационных коммуникаций, выступает в качестве механизма сплочения и важного элемента жизни коллектива, проводника базовых ценностей вуза, неотъемлемым компонентом его организационной культуры.

Список использованных источников:

            1. Абрамова, С.Г., Костенчук, И.А. О понятии «корпоративная культура»/И.А. Костенчук. - М., 1999.

            2. Долгов, М.Я. Методы формирования и развития командных эффектов в организации/М.Я. Долгов. - М., 2005.

            3. Марков, О.И. Сценарная культура режиссеров театрализованных представлений и праздников/О.И. Марков. – Краснодар, 2004.

            4. Рубб, А.А. Театрализованный тематический концерт: совершенствование организации и проведения/А.А. Рубб. – М., 2005.  

Разделы