ТЕАТРАЛИЗОВАННЫЙ КОНЦЕРТ КАК ЭФФЕКТИВНАЯ ФОРМА РАЗВИТИЯ КОРПОРАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ ВУЗА
Курапина Е.В., Тараторин Е.В.
ФГБОУ ВПО «Орловский государственный институт искусств и культуры», г. Орёл, Россия
etaratorin@mail.ru
Корпоративная культура формирует определенный имидж организации, отличающий ее от любой другой; она создает систему социальной стабильности, являясь «социальным клеем», который помогает сплачивать коллектив. Корпоративный досуг представляет собой неотъемлемую часть корпоративной культуры. Участие в совместном праздновании или отдыхе позволяет сотрудникам лучше узнать друг друга, наладить отношения, создать доброжелательную атмосферу в коллективе.
В современном российском трудовом коллективе межличностное общение часто преобладает над профессиональным: сотрудники отечественных компаний общаются постоянно и с удовольствием, причем нередко и в рабочее время, соответственно вопрос о повышении мотивации персонала к выполнению непосредственных трудовых обязанностей сегодня наиболее актуален. Тем не менее, значимость праздничных корпоративных мероприятий в арсенале менеджеров по организации досуга фирмы возрастает. Работодатели рассматривают корпоративные праздники как возможность осуществить перенос положительных эмоций, которые возникают у человека во время проведения досуга, на сферу труда.
Орловский государственный институт искусств и культуры – это крупная организация с большим числом преподавателей, сотрудников и студентов. Между членами данного коллектива существует сложная система вертикальных и горизонтальных связей. Как любая современная организация институт создает и хранит собственные традиции и обычаи, которые вносят особый вклад в её корпоративную культуру.
Традиционный праздничный календарь мероприятий вуза позволяет одновременно решить несколько внутренних задач: создать благоприятный доброжелательный климат в коллективе, мотивировать сотрудников, поддержать их корпоративный дух, обеспечить положительное отношение к новым инициативам менеджмента. К таким мероприятиям относятся: Новый год, Международный женский день, День защитника Отечества, День Победы, День народного единства, День славянской письменности и культуры и другие традиционные для коллектива праздники.
Одной из эффективных формразвития корпоративной культуры в вузе является театрализованный концерт.
Многие исследователи определяюттеатрализованный концерт как творческую форму, имеющую единый художественный сценический образ и конкретную актуальную тему. Для создания образа концерта используются выразительные средства: сюжетный ход, ролевая персонификация ведущих, сценография, театральный костюм, грим, сценическая атмосфера. По мнению профессора А.А. Рубба, содержание театрализованного концерта раскрывает определенную тему, связанную с тем событием, которому посвящен концерт. Номера самых различных жанров присущими им средствами (словом, пением, танцем, музыкой) с разных сторон освещают эту тему. Специально созданное оформление определяет и выражает образ всего концерта и отдельных его эпизодов; обязательное использование игрового света, фоновой музыки, шумов и других элементов создает нужную в данном эпизоде и во всем концерте определенную и точную сценическую атмосферу [4].
Театрализованный концерт подразумевает тесную связь между артистом и зрителем, так основной партнер для артиста – это зритель (публика). Концерт непосредственно подразумевает диалог между сценой и залом.
На этапе разработки замысла концерта важными ключевыми составляющими являются тема, вид театрализованного представления, место проведения (концертный зал или городская площадь, банкетный зал или лесная поляна) и будущие участники – зрители.
Авторская оценка определенных жизненных явлений, событий всегда отражается в теме концерта, пронизывает все эпизоды и номера, являясь главной мыслью, позицией режиссера-постановщика и благодаря этому концерт становится единой, логически законченной композицией. Тематика театрализованных концертов, как правило, тесно связана с календарными событиями, жизнью конкретного коллектива, города, региона, их прошлым и настоящим, важными событиями, юбилейными датами или фестивалями.
Первоначально режиссер конкретизирует тему, находит основной приём для организации материала, затем разрабатывает сценарный план концерта, который представляет собой перечень эпизодов с кратким описанием их содержания, определением основных выразительных средств в смысловом и художественном контексте сценарного хода.
В настоящее время существуют следующие требования к номерам театрализованного тематического концерта: лаконизм, актуальность, яркость формы. Номер – это завершенное отдельное произведение, построенное по законам драматургии, включающее в себя выступления одного или нескольких исполнителей. Эстрадный номер более доступен для восприятия зрителями и отличается краткостью и лаконичностью, носит момент развлекательного отдыха, оригинальности, легкости. При организации и постановке театрализованных концертов существуют определенные закономерности, проявляющиеся в разнообразии номеров, сопряженности номеров, гармоничности их сочетания, контрастности, переключение внимания с одного на другое.
Конфликт в театрализованном концерте создается в процессе монтажа разножанровых номеров. Монтаж становится способом выявления социально-общественных ценностей сценария, средством, организующим художественную форму и выявляющим сверхзадачу.
В качестве примера мероприятия, направленного на развитие корпоративной культуры вуза, приведем новогодний театрализованный концерт «Новогодний огонёк в ОГИИК или навстречу Синей деревянной лошади…», который состоялся в декабре 2013 г. в концертном зале Орловского государственного института искусств и культуры. Концерт был ориентирован на смешанную аудиторию: профессорско-преподавательский состав, сотрудников, студентов и гостей вуза.
Праздничный концерт, как правило, начинается мощным, ярким номером – театрализованным прологом. В прологе рассматриваемого театрализованного концерта были представлены два логично связанных друг с другом номера: хореографическая композиция «В лесу родилась елочка» в исполнении участников Детской студии танца «Феникс» и вокального номера «Счастье в каждый дом» в исполнении участников студии эстрадного мастерства института.
Перед участниками концерта режиссером была поставлена задача подготовить номера в юмористической форме, темы которых отражали бы насущные проблемы и события коллектива института в уходящем году. По задумке режиссера, преподаватели и студенты вуза в этот раз являлись не пассивными зрителями театрализованного концерта, а активными участниками праздничного действа. В новогоднем концерте были представлены эстрадные номера различных жанров: вокальных, хореографических, театральных и инструментальных, которые исполняли как студенты, так и преподаватели института.
Сценарий заявленного театрализованного концерта представлял собой перечень художественных номеров, сопровождаемых текстами-связками ведущих, а также описанием выразительных средств (свет, музыка, кино, пластика, хореография), создающих единый образ концерта. Номера концерта были объединены в три художественно – смысловых эпизода: «И хорошее настроение не покинет больше нас?», «Что год грядущий нам готовит?» и «Что тебе подарить, человек мой дорогой?»
Смена уровней активности зрительской аудитории концерта происходила целенаправленно и последовательно – от восприятия к осмыслению, от осмысления – к сопереживанию, от сопереживания – к действию благодаря приему активизации «вопрос-ответ». Между эпизодами в сюжет сценария логично вплетался прием «включения прямого эфира «ОГИИК-ТВ», при этом на экране транслировалось происходящее в концертном зале, что вызывало живой отклик и позитивную реакцию зрителей, которые в свою очередь становились активными участниками концерта.
Организация такого рода творческой формы стала доброй традицией вуза, неотъемлемым элементом праздничного календаря, частью корпоративной культуры, так как служит созданию в коллективе дружеского, человеческого контакта и ощущения «сопричастности» общей цели и идее.
Таким образом, театрализованный концерт является эффективным способом налаживания системы внутриорганизационных коммуникаций, выступает в качестве механизма сплочения и важного элемента жизни коллектива, проводника базовых ценностей вуза, неотъемлемым компонентом его организационной культуры.
Список использованных источников:
1. Абрамова, С.Г., Костенчук, И.А. О понятии «корпоративная культура»/И.А. Костенчук. - М., 1999.
2. Долгов, М.Я. Методы формирования и развития командных эффектов в организации/М.Я. Долгов. - М., 2005.
3. Марков, О.И. Сценарная культура режиссеров театрализованных представлений и праздников/О.И. Марков. – Краснодар, 2004.
4. Рубб, А.А. Театрализованный тематический концерт: совершенствование организации и проведения/А.А. Рубб. – М., 2005.