Сведения об образовательной организации

ТРАДИЦИИ ПРОВЕДЕНИЯ КРЕСТЬЯНСКОЙ СВАДЬБЫ НА ТАМБОВЩИНЕ

ТРАДИЦИИ ПРОВЕДЕНИЯ КРЕСТЬЯНСКОЙ СВАДЬБЫ НА ТАМБОВЩИНЕ

Мурзина О.Б.
Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация,
заведующая кафедрой социально-культурной деятельности, кандидат педагогических наук, доцент
e-mail: murzina.olga@mail.ru

Гусар Е.А.
Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация,
студентка кафедры социокультурных коммуникаций и актерского мастерства

Свадебный обряд на Руси представлял собой целый многожанровый спектакль со своими актерами, традиционными действами, костюмами, песнями. Веками складывались история, лучшие традиции, элементы, приемы и национальные особенности русского свадебного обряда. Это бесценное «знание» передавалось и преумножалось из поколения в поколение. Традиционная свадьба всегда была празднична, разнообразна и удивительно красочна.

Каждый обряд сопровождался шуточными сценками, веселыми играми, состязанием в искусстве танца, песен, в остроумии, исполнении частушек и др. Свадьба не просто шла, она разыгрывалась. Поэтому в лексиконе многих народов прочно бытовало и сохраняется поныне выражение «играть свадьбу».

Многие свадебные традиции являются для нас привычными: от бросания букета и разрезания свадебного торта до осыпания пары монетами или зерном.

Местные условия и традиции налагали свой отпечаток на проведение Русского свадебного обряда, однако, несмотря на это, сложился определенный стереотип свадьбы, общий для русских, украинцев и белорусов.

В тамбовских краях был распространен очень своеобразный свадебный обряд, который включал в себя множество обрядовых элементов. По рассказу Александры Кальницкой, опубликованному в газете «Тамбовский курьер», «Все начиналось, как и у других славян, с девичника. Но сам девичник проходил иначе. Девушки приносили в дом большой репей и наряжали его, украшали лентами и бумажными розами. Получалось красивое дерево вроде новогодней елки, которое символизировало невесту. Перед ним невесту и оплакивали. А самой невесте подруги расчесывали волосы и в последний раз заплетали их в одну косу - замужние женщины носили уже две косы»[2].

Крестьянская свадьба справедливо считается вершиной всего обрядового цикла. Древнейшие элементы брачных ритуалов, обрядов сохранились в народной памяти до наших дней. Среди них характерны для Тамбовщины, были: ритуал связывания рук молодых рушником в локтях во время свадьбы, что обозначает неразлучность до конца их жизни и игра «Покойник» на второй день свадьбы (разновидность салок, игра была рассчитана только на взрослых людей). Как правило, покойником обряжали кого-то из сватов.

В Ржаксинском и Уваровском районах до сих пор невеста дарит жениху перчатки из козьего пуха, связанные самостоятельно.

Тамбовским ритуалом считается вручение свекровью невесте маленького каравая, или «каравайца», который по своему виду напоминал пышку. Этот ритуал представлял собой обычай принятия невесты в семью. Врученный караваец высушивался и съедался невесткой только после рождения первого ребенка.

«По результатам исследований ученых-этнографов ТГУ им. Г.Р. Державина, в Бондарском, Уваровском районах считается, что только в нашей губернии невеста к свадьбе пекла пышки, пироги или блины и после свадьбы разносила их по домам тех, кто не смог прийти на ее торжество. Чаще всего это были люди старые, немощные, больные» [1].

В отличие от северных краев, банный обряд как элемент свадебного обряда распространен не был. Зато на Тамбовщине был принят другой обряд, связанный с водой. В день свадьбы невеста шла к колодцу и приносила оттуда два ведра воды. Одно она выливала под столб ворот, и только после этого ворота открывались и впускали жениха. А второе ведро воды она должна была продать, разливая воду по кружкам, что должно было привлечь благополучие и достаток в ее дом.

Вода, вылитая у ворот, символизировала семя, которое оплодотворяет землю, так как «Женщина сравнивалась с землей, - поясняет Александра Михайловна Кальницкая, - в ней подчеркивалась способность к плодородию и деторождению» [2].

В свадебном обряде Тамбовского края была отчетливо заметна символика земледелия. Например, молодых осыпали зерном, когда они выходили из дома, встречались в церкви, и даже в первую брачную ночь несколько снопов клали на кровать под перину, сноп стоял в углу.

Помимо этого для молодых пекли большой свадебный каравай, а свадебный пир начинался с обрядовой каши: свадебную кашу готовили просто - из распаренной пшеницы, но могла использоваться и перловая крупа.

Отдельные фрагменты празднования свадьбы сохранились и в настоящее время. Конечно, все существующие современные обряды отличаются от древних и соблюдаются они уже не так строго, но, тем не менее, традиции не забыты, они продолжают жить и передаваться из поколения в поколение.

Конечно, традиционный свадебный обряд не возродишь в полной мере, многое устарело и безвозвратно ушло в прошлое. Но есть в нем немало полезного и ценного, что можно использовать и в наши дни.

Список использованных источников:

1. Празднование на тамбовщине крестьянской свадьбы [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: http://www.naselo.ru/culture/id19845

2. Пронина Е. Память предков. Фольклор Тамбовского края продолжает жить // Тамбовский курьер [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: http://www.tmbtk.ru/culture/2905

Разделы