Сведения об образовательной организации

ВЛИЯНИЕ КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВЫХ ПРОГРАММ НА ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ ПОДРОСТКА

ВЛИЯНИЕ КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВЫХ ПРОГРАММ НА  ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ ПОДРОСТКА

Ерохина И.А.
доцент кафедры «Социокультурных коммуникаций и актерского мастерства» ТГУ имени Г.Р. Державина,

Петрова В.В.
студентка 5 курса специальности «Социально-культурная деятельность» ТГУ имени Г.Р. Державина

В настоящее время  в деятельности учреждений  культуры и искусства реализуется достаточно мало культурно-досуговых программ для подростков, это связано  с сокращением бюджета, и рядом других факторов.  Социокультурная ситуация в стране характеризуется целым рядом негативных процессов, наметившихся в сфере духовной жизни: утратой духовно-нравственных ориентиров, отчуждением от культуры и искусства подростков. Организация продуктивной досуговой деятельности, с использование культурно-досуговых программ в проведении свободного времени для  подростков, тесно связаны с общей культурой, образованием, развитием духовного потенциала и  художественно-творческих способностей.

Являясь частью свободного времени, досуг привлекает подростков нерегламентированностью и добровольностью выбора его различных форм, демократичностью, эмоциональной окрашенностью, возможностью сочетать физическую, интеллектуальную, творческую, созерцательную и игровую деятельность. Однако все эти преимущества досуговой сферы деятельности пока еще не стали достоянием, привычным атрибутом образа жизни многих подростков.

Культурно-досуговые программы для подростков  по своему содержанию разнообразны и тесно связаны со становлением личности подростка, так как эти программы разработаны в социально значимых целях, где реализуются культурные потребности, как отдельного подростка, так и группы в целом. Именно поэтому они могут удовлетворять самые разнообразные интересы ребенка в свободное время, что позволяет рассматривать культурно-досуговые программы, как духовное пространство для расширения возможностей вхождения подростка в культуру.[1, с.48]

Создавая необходимые условия для самовоспитания, самообразования и самореализации личности, досуговая деятельность, реализуемая с помощью культурно-досуговых программ, является для подростка специфической средой, важной как для его творческого развития, социализации, становления жизненного опыта, так и для повышения уровня самооценки, улучшения межличностных отношений в коллективе сверстников.

Подростковый досуг во многом закладывает в подростке необходимые привычки и умения, которые затем будут всецело определять его отношение к свободному времени. Именно на этом этапе жизни человека вырабатывается индивидуальный стиль досуга и отдыха, накапливается первый опыт организации свободного времени, возникает привязанность к тем или иным занятиям. От умения направлять свою деятельность в часы досуга на достижение значимых целей, реализующих свои жизненные программы, развитие и совершенствование своих сущностных сил, во многом зависит социальное самочувствие подростка, его удовлетворенность своим свободным временем.[2,с.20]

Сама история становления и развития культурно-досуговой деятельности дает основания для ее совершенствования. Теоретическое осмысление этой сферы, начатое еще Н.К.Крупской, Е.Н.Медынским, С.Т.Шацким, было продолжено в работах современных исследователей (Е.В.Бондаревская, А.К.Бруднов, Б.З.Вульфов, О.С.Газман, М.Б.Коваль, С.В.Сальцева, А.Ш. Цетинская, Е.А.Леванова и других авторов.). В них дан глубокий анализ различных аспектов (внешкольной) досуговой деятельности подростка.

   Вслед за А.Б. Гальченко, Л.Н. Буйловой, Н.В. Клёновой мы выделяем следующие типы культурно-досуговых программ:

– разовая игровая программа;

– конкурсно-игровая программа по заданной тематике;

– игра-спектакль;

– театрализованная игра;

– зрелище;

– праздник;

– длительная досуговая программа.[3, с.107]

В основе предложенной квалификации, лежат два фактора: степень соучастия подростка в программе и ее протяженность во времени.

Из  личного опыта  организации и проведения культурно-досуговых мероприятий  можно сказать, что  на социализацию подростков, развитие их как личности влияют все виды культурно-досуговых программ. С помощью культурно-досуговых программ у подростков формируются жизненные цели, складывается мировоззрение, осваиваются навыки взаимодействия с противоположным полом и другое. Подросткам интересен взрослый, способный выступить в роли консультанта, советчика, старшего и более опытного товарища. Учитывая эти особенности, старшим  целесообразнее всего предлагать различные варианты кульутрно-досуговых программ, но с учетом их запросов и интересов. Это могут быть: вечера современной музыки, диско-шоу, вечера авторской песни, спортивные игры, дискуссии, тренинги, всевозможные формы общественно-полезной деятельности (благотворительные акции; выезды с концертными программами; целевые экспедиции – этнографические, экологические, археологические, фольклорные; трудовые дела с возможностью личного заработка и т.д.).

Нами были  проведены различные мероприятия  на основе культурно-досуговых программ. Нами было подмечено, что культурно-досуговые программы  раскрывают и формируют личность подростка. С помощью культурно-досуговых программ    можно не только организовывать досуг подростков, но и сформировать личность подростка, помочь справиться с какими-либо проблемами. Личный опыт дал понять, что для написания сценариев, проектов, учебно-методических разработок, научных работ, методических материалов необходимо подбирать конкретный вид культурно-досуговой программы с учетом индивидуальных способностей подростка.

Мы определили, что влияние культурно-досуговых программ на  формирование личности подростка достаточно велико. Именно в подростковом возрасте культурно-досуговые программы приобретают особое значение, отвечая притязаниям и потребностям подростков, что дает им реальную возможность проявить творческую самостоятельность, почувствовать свою индивидуальность.

На основании вышеизложенного, нами предложено несколько рекомендаций, которые необходимо учитывать при применении культурно-досуговых программ в организации досуга подростков специалистам социально-культурной сферы:

- создавать необходимые условия для работы с подростковой аудиторией;

- развивать воображение и фантазию, творческие способности подростка при проведении культурно-досуговых программ;

- использовать и применять новые технологии социально-культурной деятельности,  при организации культурно-досуговых программ.

В перспективе работы мы планируем реализацию следующих идей:

- разработать ряд практических рекомендаций, направленных на совершенствование культурно-досуговых программ для подростков;

- провести социологическое исследование с целью определения влияния культурно-досуговых программ на формирование личности подростка;

-  разработать ряд методических программ для специалистов социально-культурной сферы.

Таким образом, рассматривая проблему влияния культурно-досуговых программ на формирование личности подростков, можно отметить, что  при организации досуговой деятельности необходимо учитывать возрастные и психологические особенности подростков, проявляющиеся не только в познавательной, творческой деятельности, но и в системе межличностных отношений. Культурно-досуговые программы должны отвечать социальным и культурным потребностям подростков, наиболее активно способствовать формированию их духовности, высокой культуры нравственности, эстетичности и воспитанности,  личности.

Список использованных источников:

1. Григорьева Е.И., Ганьшина Г.В., Ерохина И.А. Медико-социальные основы здоровья и рекреации: Учебное пособие.- Тамбов: Изд-во Першина Р.В., 2007. -384с.

2. Жукова Т.В. Досуговые социальные институты в социализации подростков// Проблемы педагогического образования: сб. научн. ст. / Под ред. В.А. Сластенина, Е.А. Левановой. - М.: МПГУ, 2006. - Вып. 24.- 195с.

3. Новаторов В.Е. Культурно-досуговая деятельность. Словарь-справочник. Омск.-1992.- 182с.

Разделы