ЗНАЧИМОСТЬ СОЦИОКУЛЬТУРНОГО ПРОЕКТИРОВНАИЯ ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ ДОСУГОВОГО ПРОСТРАНСТВА НАСЕЛЕНИЯ
Апажихова Н.В.
Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина, г. Тамбов,Российская Федерация
Кандидат педагогических наук, доцент кафедры социокультурных коммуникаций и актерского мастерства
Института гуманитарного и социокультурного образования
Рожкова С.В.
Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация
студентка 4 курса направления подготовки «Социально-культурная деятельность»
кафедры социокультурных коммуникаций и актерского мастерства
Института гуманитарного и социокультурного образования
Современная социокультурная ситуация опирается на ряд таких положений, как: • экономическое положение регионов, финансовые и материальные средства должны распределяться на конкурсной основе, а деятельность культурно-досуговых институтов должна осуществляться в соответствии с приоритетными направлениями развития культуры, принятыми в регионе.
В связи с создавшейся ситуацией внедрение в практику современных технологий, дающих возможность всесторонней организации досугового пространства населения, необходима и закономерна.
Речь идет о социокультурном проектирование – представляющим специфическую технологию, сущность которой заключается в анализе проблем и выявлении причин их возникновения, выработке целей и задач, характеризующих желаемое состояние объекта (или сферы проектной деятельности), разработке путей и средств достижения поставленных целей.
В качестве объекта социокультурного проектирования выступает сложное образование, включающее в себя накладывающиеся друг на друга две подсистемы: социум и культуру. Расхождение, противоречие между реальной картиной и идеальными представлениями проектировщика о норме (задаваемой, в свою очередь, конкретной культурой и социумом) составляет проблемное поле формирования и реализации социокультурных проектов. Проект в таком случае является средством сохранения или воссоздания социальных явлений и культурных феноменов, соответствующих (как количественно, так и качественно, содержательно) сложившимся нормам.
Ведущими целевыми ориентациями проблемно-целевого проектирования являются:
· создание условий для развития социокультурного субъекта (личности, общности, общества в целом), самореализации человека в основных сферах его жизнедеятельности путем оптимизации его связей с социокультурной средой, разрешения или минимизации проблем, характеризующих неблагоприятные обстоятельства его жизнедеятельности, активизации совместной деятельности людей по поддержанию культурной среды в пригодном для жизни состоянии, ее конструктивному изменению собственными усилиями;
· обеспечения благоприятных условий для саморазвития культурной жизни посредством стимулирования механизмов самоорганизации, осмысленного сочетания и поддержки исторически сформировавшихся и новых социокультурных технологий, элементов, явлений.
Задачи проектной деятельности:
· анализ ситуации, т.е. всесторонняя диагностика проблем и четкое определением их источника и характера;
· поиск и разработка вариантов решений рассматриваемой проблемы (на индивидуальном и социальном уровнях) с учетом имеющихся ресурсов и оценка возможных последствий реализации каждого из вариантов;
· выбор наиболее оптимального решения (т.е. социально приемлемых и культурно обоснованных рекомендаций, способных произвести желаемые изменения в объектной области проектирования) и его проектное оформление;
· разработка организационных форм внедрения проекта в социальную практику и условий, обеспечивающих реализацию проекта в материально-техническом, финансовом, правовом отношении.
Основными результатами технологии социокультурного проектирования являются программа и проект.
Программа - это развернутый документ, прорабатывающий в масштабах конкретной территории (района, города, региона, федерации) всю совокупность условий, необходимых для оптимизации культурной жизни (т.е. процессов создания, сохранения, трансляции и развития культурных ценностей, норм, традиций, технологий) и включающий в себя, помимо анализа социокультурной ситуации и обоснования приоритетов культурного развития, функционально-содержательные модели учреждений и организационно-управленческих структур, а также материально-техническое, организационное, кадровое и информационное обеспечение реализации намеченных в рамках программы мероприятий, акций, идей, инициатив.
Проект может существовать в двух формах:
· как составная часть программы, представляющая собой форму конкретизации и содержательного наполнения приоритетных направлений развития социокультурной жизни территории;
· как самостоятельный вариант решения локальной проблемы, адресованный конкретной аудитории.
Важнейшим структурным элементом технологии проектирования является исследовательская деятельность, поскольку именно проектировщик должен:
· во-первых, знать, видеть реальные проблемы функционирования той или иной объектной области (например, культуры региона, среды и условий жизнедеятельности личности, социальной группы и т.д.);
· во-вторых, иметь представление об идеальном состоянии целого и способах его поддержки.
Таким образом, проектирование есть, прежде всего, идеально-мыслимое представление о конечном продукте (параметрах того или иного явления, новом качестве объекта), которое проходит путь от проблематизации исходного состояния объектной области проектирования через формулировку целевых установок к определению конкретных методов изменения ситуации. Объектные области проектирования - и социум, и культура - рассматриваются как некие теоретические (а значит, в определенной степени - искусственные) модели, подлежащие переконструированию и усовершенствованию в рамках проекта. Общую логику формирования проекта можно представить следующим образом: проблематизация, целеполагание, инструментализация.
Список использованных источников:
1. Генисаретский О.И. Регионализм, средовое проектирование и проектная культура // Экология культуры. - М.: НИИ культуры, 1991.
2. Дридзе Г.М., Орлова Э.А. Основы социокультурного проектирования. - М., 1995.