Сведения об образовательной организации

ЗНАЧИМОСТЬ СОЦИОКУЛЬТУРНОГО ПРОЕКТИРОВНАИЯ ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ ДОСУГОВОГО ПРОСТРАНСТВА НАСЕЛЕНИЯ

ЗНАЧИМОСТЬ СОЦИОКУЛЬТУРНОГО ПРОЕКТИРОВНАИЯ ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ ДОСУГОВОГО ПРОСТРАНСТВА НАСЕЛЕНИЯ

Апажихова Н.В.
Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина, г. Тамбов,Российская Федерация
Кандидат педагогических наук, доцент кафедры социокультурных коммуникаций и актерского мастерства
Института гуманитарного и социокультурного образования

Рожкова С.В.
Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация
студентка 4 курса направления подготовки «Социально-культурная деятельность»
кафедры социокультурных коммуникаций и актерского мастерства
Института гуманитарного и социокультурного образования

Современная социокультурная ситуация опирается на ряд таких  положений, как:  •            экономическое положение регионов, финансовые и материальные средства должны распределяться на конкурсной основе, а деятельность культурно-досуговых институтов должна осуществляться в соответствии с  приоритетными направлениями развития культуры, принятыми в регионе.

В связи с создавшейся ситуацией внедрение в практику современных технологий, дающих возможность всесторонней организации досугового пространства населения, необходима и закономерна.

Речь идет о социокультурном  проектирование – представляющим специфическую технологию, сущность которой заключается в анализе проблем и выявлении причин их возникновения, выработке целей и задач, характеризующих желаемое состояние объекта (или сферы проектной деятельности), разработке путей и средств достижения поставленных целей.

В качестве объекта социокультурного проектирования выступает сложное образование, включающее в себя накладывающиеся друг на друга две подсистемы: социум и культуру. Расхождение, противоречие между реальной картиной и идеальными представлениями проектировщика о норме (задаваемой, в свою очередь, конкретной культурой и социумом) составляет проблемное поле формирования и реализации социокультурных проектов. Проект в таком случае является средством сохранения или воссоздания социальных явлений и культурных феноменов, соответствующих (как количественно, так и качественно, содержательно) сложившимся нормам.

Ведущими целевыми ориентациями проблемно-целевого проектирования являются:

· создание условий для развития социокультурного субъекта (личности, общности, общества в целом), самореализации человека в основных сферах его жизнедеятельности путем оптимизации его связей с социокультурной средой, разрешения или минимизации проблем, характеризующих неблагоприятные обстоятельства его жизнедеятельности, активизации совместной деятельности людей по поддержанию культурной среды в пригодном для жизни состоянии, ее конструктивному изменению собственными усилиями;

· обеспечения благоприятных условий для саморазвития культурной жизни посредством стимулирования механизмов самоорганизации, осмысленного сочетания и поддержки исторически сформировавшихся и новых социокультурных технологий, элементов, явлений.

Задачи проектной деятельности:

· анализ ситуации, т.е. всесторонняя диагностика проблем и четкое определением их источника и характера;

· поиск и разработка вариантов решений рассматриваемой проблемы (на индивидуальном и социальном уровнях) с учетом имеющихся ресурсов и оценка возможных последствий реализации каждого из вариантов;

· выбор наиболее оптимального решения (т.е. социально приемлемых и культурно обоснованных рекомендаций, способных произвести желаемые изменения в объектной области проектирования) и его проектное оформление;

· разработка организационных форм внедрения проекта в социальную практику и условий, обеспечивающих реализацию проекта в материально-техническом, финансовом, правовом отношении.

Основными результатами технологии социокультурного проектирования являются программа и проект.

Программа - это развернутый документ, прорабатывающий в масштабах конкретной территории (района, города, региона, федерации) всю совокупность условий, необходимых для оптимизации культурной жизни (т.е. процессов создания, сохранения, трансляции и развития культурных ценностей, норм, традиций, технологий) и включающий в себя, помимо анализа социокультурной ситуации и обоснования приоритетов культурного развития, функционально-содержательные модели учреждений и организационно-управленческих структур, а также материально-техническое, организационное, кадровое и информационное обеспечение реализации намеченных в рамках программы мероприятий, акций, идей, инициатив.

Проект может существовать в двух формах:

· как составная часть программы, представляющая собой форму конкретизации и содержательного наполнения приоритетных направлений развития социокультурной жизни территории;

· как самостоятельный вариант решения локальной проблемы, адресованный конкретной аудитории.

Важнейшим структурным элементом технологии проектирования является исследовательская деятельность, поскольку именно проектировщик должен:

· во-первых, знать, видеть реальные проблемы функционирования той или иной объектной области (например, культуры региона, среды и условий жизнедеятельности личности, социальной группы и т.д.);

· во-вторых, иметь представление об идеальном состоянии целого и способах его поддержки.

Таким образом, проектирование есть, прежде всего, идеально-мыслимое представление о конечном продукте (параметрах того или иного явления, новом качестве объекта), которое проходит путь от проблематизации исходного состояния объектной области проектирования через формулировку целевых установок к определению конкретных методов изменения ситуации. Объектные области проектирования - и социум, и культура - рассматриваются как некие теоретические (а значит, в определенной степени - искусственные) модели, подлежащие переконструированию и усовершенствованию в рамках проекта. Общую логику формирования проекта можно представить следующим образом: проблематизация, целеполагание, инструментализация.

Список использованных источников:

1. Генисаретский О.И. Регионализм, средовое проектирование и проектная культура // Экология культуры. - М.: НИИ культуры, 1991.

2. Дридзе Г.М., Орлова Э.А. Основы социокультурного проектирования. - М., 1995.

Разделы