Сведения об образовательной организации

ФОРМИРОВАНИЕ ДЕЛОВОГО ОБЩЕНИЯ ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ В МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫХ КОРПОРАЦИЯХ

ФОРМИРОВАНИЕ ДЕЛОВОГО ОБЩЕНИЯ ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ В МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫХ КОРПОРАЦИЯХ

Амир Абдулхуссейн Хашим
Аспирант кафедры иностранных языков и технологий перевода
Воронежского государственного технического университета (г. Воронеж)

Значительное расширение масштабов международного и межкультурного взаимодействия, деловых контактов, вхожде­ние Ирака в мировое экономическое пространство обусловили радикальные изменения предъявляемых требований к развитию умений кросскультурного общения, которое становится одной из ведущих характеристик специалиста. Именно поэтому ориен­тация на формирование умений делового общения в межнацио­нальных корпорациях и обеспечивает способность будущего специалиста участвовать в диалоге культур, деловых перегово­рах, зарубежных стажировках, экономических семинарах и кон­ференциях, его готовность к наращиванию и приобретению но­вых знаний, к формированию активно - деятельностной, субъект­ной позиции как основы самореализации и саморазвития.

В связи с тем, что межнациональные корпорации появи­лись еще в начале XX в. Большинство западных и азиатских стран вовлечены в их деятельность форме картелей, деливших между компаниями участвовавших стран рынки сбыта. Их ос­нову составляет национальный капитал главных капиталистиче­ских держав и они, осуществляют широкое производственное внедрение в народно-хозяйственные комплексы всех стран.

Зарубежная деятельность приносит межнациональным кор­порациям примерно в два раза больший доход на равновеликий капитал, чем операции на отечественном рынке. Но соображе­ния прибыльности - это не единственный повод для развития сети заграничных филиалов. Не меньшее значение имеют стра­тегические расчеты в конкурентной борьбе. Даже в том случае, когда развертывание производства в новом регионе не сулит снижения себестоимости или других «меркантильных» выгод, оно потенциально создает значительно больше возможностей для приспособления продукции к условиям местного рынка, для налаживания эффективного послепродажного обслуживания.

К концу 90-х годов в мире функционировало около 60 тыс. межнациональных корпораций Они контролировали за преде­лами своих стран до 250 тыс. дочерних предприятий. Их семей­ство за последние двадцать пять лет разрослось более, чем в 5,5 раза. Так, в 1970 г. было зарегистрировано лишь 7 тыс. подоб­ных фирм. Вместе с тем общемировую значимость имеет срав­нительно небольшое число международных компаний.

Из 500 самых мощных межнациональных корпораций 85 контролируют 70% всех заграничных инвестиций. Эти 500 ги­гантов реализуют 80% всей произведенной международными корпорациями продукции электроники и химии, 95% фармацев­тики, 76% продукции машиностроения. По прогнозам западных экономистов к 2000 г. в мировом хозяйстве установится господ­ство 400 -500 транснациональных корпораций. Причем, 300 из них будут распоряжаться 75% валового промышленного про­дукта мира. Существует 4 типа межнациональных корпораций:

 

Глобальная компания

  1. Глобальная компания
  2. Транснациональная компания
  3. Многонациональная компания
  4. Интернациональная компания

Особый интерес представляют транснациональные корпо­рации с зарубежными активами и межнациональные корпора­ции, объединяющие национальные компании ряда государств на производственной и научно-технической основе. Поэтому про­блема формирования готовности иностранных студентов к де­ловому общению в межнациональных корпорациях является актуальной и требуется формирование таких качеств как целе­устремленность, самоорганизация, развития способности ре­шать задачи с высоким уровнем проблемности. Это актуализи­рует проблему формирования готовности иностранных студен­тов к деловому общению в межнациональных корпорациях.

Феномен делового общения и коммуникации в социальных науках стал активно изучаться в XX в. В научной литературе выделяются два основных подхода к изучению делового обще­ния: «психологический» (Грегори Бейтсон (Gregory Bateson), Поль Вацлавик (Watzlawick), в рамках которого деловое обще­ние рассматривается как взаимодействие; и «контекстный», где деловое общение рассматривается как формирование умений делового общения в будущей профессиональной деятельности студентов (А.А. Вербицкий, И.А. Зимняя, Э.П. Комарова, А.В. Хуторский).

В ряде научных исследований уделяется особое внимание изучению деловой коммуникации (Р.Л. Дафт, Н. Джуэт, Л.И. Лингард, В.Г. Афанасьев, А.А. Бодалев, Н.Е. Зарецкая, А.А. Леонтьев, Б.Д. Парыгин), формированию культуры дело­вого общения как самостоятельной проблеме (С. Мики, З.Ненцкий, Ю. Подгурецкий, Н.И. Архипова, В.В. Кульба, С.А. Косяченко, Ф.Ю. Чанхиева, В.Н. Андреева, И. Атватер, М. Беркли-Алена).

Проанализированы работы по межличностным коммуника­циям (Грегори Бейтсен, Ж. Вивен, Д. Джексон), коммуникациям как взаимодействиям участников (Роберт Крейг), определена модель коммуникативной подготовки специалиста (И.И. Барахович, А.Н. Дахин), коммуникативная компетентность как осно­ва профессиональной подготовки специалиста (Л.П. Кистанова, Е.Р. Сизова, Е.В. Стафеева, Т.А. Ходюкова).

Анализируется научная литература с целью теоретического определения феномена «делового общения», уточняется поня­тие «деловое общение на основе проблемно-модульной техно­логии». Деловое общение рассматривается как социально- психологический процесс взаимного влияния членов коллектива друг на друга в целях согласованного и эффективного выполне­ния ими определенных действий, в которых реализуется потен­циал личности на основе установленных служебных отношений (В.Г. Успенский); как общение, включенное в процесс какой- либо профессиональной деятельности, взаимодействие людей в процессе производственной деятельности, связанное с их офи­циальной ролью (C.JI. Жукова); как процесс взаимосвязи и взаимодействия, в котором происходит обмен деятельностью, информацией и опытом, предполагающим достижение опреде­ленного результата, решение конкретной проблемы или органи­зацию определенной цели (В.Г. Бороздина); как процесс про­движения в разрешении проблем путем сопоставления, столкно­вения, согласования, самообогащения предметных позиций де­ловых партнеров (Ю.М. Жуков); как возможность контактов на уровне общения между разными отраслями, сферами, конкрет­ными ситуациями, создаваемыми обстоятельствами и условия­ми социальных и этических отношений между людьми (Н.Г. Михайловская); как управление и руководство людьми, взаимодействие между руководителем и подчиненным, в ре­зультате которого происходит наиболее полная самореализация личности (А.Ю. Панасюк).

Проанализировав психолого-педагогическую литературу, в нашем исследовании под деловым общением мы будем пони­мать многофункциональный процесс практического взаимодей­ствия партнеров в рамках экономического и социокультурного поля, в ходе которого происходит реализация определенной со­вокупности коммуникативных знаний и умений, социальных норм, ценностных ориентиров в своей профессиональной дея­тельности. При этом деловое общение представляет собой особую форму обмена информацией на основе экономического дискурса посредством системы знаков и символов, при которой информация передается целенаправленно, принимается избира­тельно, а взаимодействие осуществляется в соответствии с оп­ределенными правилами и нормами.