ФОРМИРОВАНИЕ ДЕЛОВОГО ОБЩЕНИЯ ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ В МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫХ КОРПОРАЦИЯХ
Амир Абдулхуссейн Хашим
Аспирант кафедры иностранных языков и технологий перевода
Воронежского государственного технического университета (г. Воронеж)
Значительное расширение масштабов международного и межкультурного взаимодействия, деловых контактов, вхождение Ирака в мировое экономическое пространство обусловили радикальные изменения предъявляемых требований к развитию умений кросскультурного общения, которое становится одной из ведущих характеристик специалиста. Именно поэтому ориентация на формирование умений делового общения в межнациональных корпорациях и обеспечивает способность будущего специалиста участвовать в диалоге культур, деловых переговорах, зарубежных стажировках, экономических семинарах и конференциях, его готовность к наращиванию и приобретению новых знаний, к формированию активно - деятельностной, субъектной позиции как основы самореализации и саморазвития.
В связи с тем, что межнациональные корпорации появились еще в начале XX в. Большинство западных и азиатских стран вовлечены в их деятельность форме картелей, деливших между компаниями участвовавших стран рынки сбыта. Их основу составляет национальный капитал главных капиталистических держав и они, осуществляют широкое производственное внедрение в народно-хозяйственные комплексы всех стран.
Зарубежная деятельность приносит межнациональным корпорациям примерно в два раза больший доход на равновеликий капитал, чем операции на отечественном рынке. Но соображения прибыльности - это не единственный повод для развития сети заграничных филиалов. Не меньшее значение имеют стратегические расчеты в конкурентной борьбе. Даже в том случае, когда развертывание производства в новом регионе не сулит снижения себестоимости или других «меркантильных» выгод, оно потенциально создает значительно больше возможностей для приспособления продукции к условиям местного рынка, для налаживания эффективного послепродажного обслуживания.
К концу 90-х годов в мире функционировало около 60 тыс. межнациональных корпораций Они контролировали за пределами своих стран до 250 тыс. дочерних предприятий. Их семейство за последние двадцать пять лет разрослось более, чем в 5,5 раза. Так, в 1970 г. было зарегистрировано лишь 7 тыс. подобных фирм. Вместе с тем общемировую значимость имеет сравнительно небольшое число международных компаний.
Из 500 самых мощных межнациональных корпораций 85 контролируют 70% всех заграничных инвестиций. Эти 500 гигантов реализуют 80% всей произведенной международными корпорациями продукции электроники и химии, 95% фармацевтики, 76% продукции машиностроения. По прогнозам западных экономистов к 2000 г. в мировом хозяйстве установится господство 400 -500 транснациональных корпораций. Причем, 300 из них будут распоряжаться 75% валового промышленного продукта мира. Существует 4 типа межнациональных корпораций:
Глобальная компания
Особый интерес представляют транснациональные корпорации с зарубежными активами и межнациональные корпорации, объединяющие национальные компании ряда государств на производственной и научно-технической основе. Поэтому проблема формирования готовности иностранных студентов к деловому общению в межнациональных корпорациях является актуальной и требуется формирование таких качеств как целеустремленность, самоорганизация, развития способности решать задачи с высоким уровнем проблемности. Это актуализирует проблему формирования готовности иностранных студентов к деловому общению в межнациональных корпорациях.
Феномен делового общения и коммуникации в социальных науках стал активно изучаться в XX в. В научной литературе выделяются два основных подхода к изучению делового общения: «психологический» (Грегори Бейтсон (Gregory Bateson), Поль Вацлавик (Watzlawick), в рамках которого деловое общение рассматривается как взаимодействие; и «контекстный», где деловое общение рассматривается как формирование умений делового общения в будущей профессиональной деятельности студентов (А.А. Вербицкий, И.А. Зимняя, Э.П. Комарова, А.В. Хуторский).
В ряде научных исследований уделяется особое внимание изучению деловой коммуникации (Р.Л. Дафт, Н. Джуэт, Л.И. Лингард, В.Г. Афанасьев, А.А. Бодалев, Н.Е. Зарецкая, А.А. Леонтьев, Б.Д. Парыгин), формированию культуры делового общения как самостоятельной проблеме (С. Мики, З.Ненцкий, Ю. Подгурецкий, Н.И. Архипова, В.В. Кульба, С.А. Косяченко, Ф.Ю. Чанхиева, В.Н. Андреева, И. Атватер, М. Беркли-Алена).
Проанализированы работы по межличностным коммуникациям (Грегори Бейтсен, Ж. Вивен, Д. Джексон), коммуникациям как взаимодействиям участников (Роберт Крейг), определена модель коммуникативной подготовки специалиста (И.И. Барахович, А.Н. Дахин), коммуникативная компетентность как основа профессиональной подготовки специалиста (Л.П. Кистанова, Е.Р. Сизова, Е.В. Стафеева, Т.А. Ходюкова).
Анализируется научная литература с целью теоретического определения феномена «делового общения», уточняется понятие «деловое общение на основе проблемно-модульной технологии». Деловое общение рассматривается как социально- психологический процесс взаимного влияния членов коллектива друг на друга в целях согласованного и эффективного выполнения ими определенных действий, в которых реализуется потенциал личности на основе установленных служебных отношений (В.Г. Успенский); как общение, включенное в процесс какой- либо профессиональной деятельности, взаимодействие людей в процессе производственной деятельности, связанное с их официальной ролью (C.JI. Жукова); как процесс взаимосвязи и взаимодействия, в котором происходит обмен деятельностью, информацией и опытом, предполагающим достижение определенного результата, решение конкретной проблемы или организацию определенной цели (В.Г. Бороздина); как процесс продвижения в разрешении проблем путем сопоставления, столкновения, согласования, самообогащения предметных позиций деловых партнеров (Ю.М. Жуков); как возможность контактов на уровне общения между разными отраслями, сферами, конкретными ситуациями, создаваемыми обстоятельствами и условиями социальных и этических отношений между людьми (Н.Г. Михайловская); как управление и руководство людьми, взаимодействие между руководителем и подчиненным, в результате которого происходит наиболее полная самореализация личности (А.Ю. Панасюк).
Проанализировав психолого-педагогическую литературу, в нашем исследовании под деловым общением мы будем понимать многофункциональный процесс практического взаимодействия партнеров в рамках экономического и социокультурного поля, в ходе которого происходит реализация определенной совокупности коммуникативных знаний и умений, социальных норм, ценностных ориентиров в своей профессиональной деятельности. При этом деловое общение представляет собой особую форму обмена информацией на основе экономического дискурса посредством системы знаков и символов, при которой информация передается целенаправленно, принимается избирательно, а взаимодействие осуществляется в соответствии с определенными правилами и нормами.