Сведения об образовательной организации

ИССЛЕДОВАНИЕ ЗДОРОВЬЯ СТУДЕНТОВ В КОНТЕКСТЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ

ИССЛЕДОВАНИЕ ЗДОРОВЬЯ СТУДЕНТОВ В КОНТЕКСТЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ

Аль Кадхим Мусса Джавад
Аспирант кафедры гимнастики
Воронежский государственный педагогический университет

Вторая половина XX - начало XXI в. является периодом постнеклассической науки, идей современной научной картины мира, касающихся представлений о неаддитивной (обладающей несводимостью свойств системы к сумме свойств составляющих её компонентов) системе «природа - общество - человек» с по­зиций глобального эволюционизма. Данные идеи призваны обеспечить стратегию выживания человечества под угрозой кризисов современности, в которых проблема здоровья человека приобрела особую философско-научную и аксиологическую актуальность.

Переходя к рассмотрению понятия «здоровья», сопоставим гуманитарные и естественнонаучные подходы к нему, обозна­чив ключевые позиции, существенные для нашей работы. Во-первых, формированию современных представлений о здоровье способствовали исследования И. Пригожина, Г. Хакена, А.А. Андронова и др. Здоровье с позиций, разработанных ими идей синергетики представляет собой сложную самоорганизующую­ся систему открытого типа. Следующим шагом в обосновании идей самоорганизации на уровне живой материи стали исследо­вания И.А. Аршавского [1].

Во-вторых, это смена объяснительных принципов в пост классической науке, где фундаментальную схему объяснения принимает на себя категория «деятельность». Таким образом, стало возможно выстроить аналогии между категориями «раз­витие» и «здоровье», основываясь на деятельностном подходе и положении о единстве регуляторных механизмов всех видов активности человека (Е.Н. Дзятковская, П.К. Анохин, Б.Г. Ананьев, В.П. Казначеев и др.) [3].

Как отмечает Е.Н. Дзятковская, активность человека осуществляется в недизъюнктивной (неразрывной, нерасчлененной) системе «человек-среда», а все виды активности, управляются сложной регуляторной системой, опосредующей влияние мно­жества биологических и социальных связей. Дефект в любой из них приводит к нарушению взаимодействия со средой жизне­деятельности, и, как следствие, болезням (биологическим и со­циальным). Отсюда, активность является системообразующим началом целостности «человек-среда» и может реализовываться по одной из двух стратегий: стратегия защиты (сохранение, компенсация), реализуемой механизмами стресслимитирования или стратегии развития (изменения, мобилизации), как меха­низма стресс-реализации. Стратегия развития обеспечивает по­вышение резервов здоровья, стрессоустойчивости, адаптацион­ных возможностей организма и расширение его психофизиоло­гических возможностей.

С позиций педагогического подхода становится понятной роль воспитательных мероприятий (культуротворческой, здоровьесозидающей деятельности, профилактических, коррекционных мероприятий) как своеобразного, по выражению Е.Н. Дзятковской, «человеческого иммунитета», поскольку ликвида­ция патодетерминанты означает ликвидацию патосистемы и вы­здоровление.

Не отрицая концептуальной значимости изложенных выше положений, рассматриваемых нами как достижения современ­ной науки, мы должны отметить, что различные дисциплины опираются на более конкретные определения понятия «здоро­вье», которых существует более 300.

Здоровье человека определяют с точек зрения: медико- биологической (Н.М. Амосов, В.И. Бондин, В.Е. Кайма, Г.И. Царегородцев); социологической (И.М. Быховская, Н.Н. Визитей, И.С. Ларионова, Л.И. Лубышева); психологии здоровья (Е.С. Никифоров, О.С.Васильева, Ф.Р.Филатов и др.); психолого-педагогической (В.К. Бальсевич, Э.Н. Вайнер, А.В. Лотоненко, Л.П. Матвеев и др.). Здоровье как философ­скую, социально-психологическую и гуманитарную проблему самоорганизации человека исследовали такие авторы, как Ю.М. Хрусталев, П.Д. Тищенко, О.В. Терентьев, В.Д. Жирнов, И.К. Лисеев, В.М. Розин, Б.Г. Юдин и др. Влияние экологиче­ских деформаций на здоровье человека анализируют Н.А. Агаджанян, И.А. Крылова, Ю. Л. Лисицин и др. Условия взаимодействия биологического и социогуманитарного знания в понимании здоровья под различными углами зрения рассматри­ваются в работах Р.С. Карпинской, И.К. Лисеева, И.Т. Фролова. Философские и нравственно-аксиологические аспекты здоровья освещены в работах А.Я. Иванюшкина, И.К. Лисеева, П.Д. Ти­щенко, И.Т. Фролова, А.Т. Шаталова, Б.Г. Юдина и др. Многие ученые (И.И. Брехман, В.П. Казначеев, И.В. Вершинина, О.С. Васильева, О.Н. Волкова, М.Я. Якунчев и др.) определяют здоровье человека комплексно, как динамическое состояние со­хранения, развития биологических, физиологических и психиче­ских функций.

В педагогике с 80-х годов прошлого столетия активно раз­вивается педагогическая валеология. Ей осуществлены такие теоретические обобщения, как концепция многофакторного влияния на физическое здоровье человека (Ю.П. Лисицын); мо­дель индивидуального здоровья с позиции системного подхода (В.П. Петленко, А.Г. Щедрина и др.); концепция здоровья здо­рового человека (А. Разумов, В. Пономаренко, В. Пискунов и др.); школа здоровья и индивидуально-личностное развитие де­тей с приоритетом идей индивидуальности, гуманизации, цело­стности, системности, открытости, саморазвития (В.В. Колба- нов, Л.И. Татарникова, З.И. Тюмасева и др.); концепция непре­рывного валеологического образования (К.Е. Зайцев, В.В. Колбанов, Л.И. Татарникова и др.) и валеологизации образователь­ного процесса (Н.К. Смирнов, Л.И. Татарникова и др.), теория обусловленности здоровья человека образом жизни (Н.А. Амо­сов, И.И. Брехман, Ю.П. Лисицын, В.П. Петленко и др.) и др.

В теоретико-методологическом плане наблюдается стрем­ление исследователей обобщить, классифицировать многочис­ленные определения здоровья. Так, Е.С. Никифоров выделяет четыре основные группы: медицинская (отсутствие болезни, нормальное функционирование организма), биомедицинская (способность приспосабливаться к меняющимся условиям), биосоциальная (социальная значимость успешной профессио­нальной деятельности) и ценностно-социальная (условие полно­ценной жизни в социуме). П.И. Калью добавляет к этому еще два сущностных элемента определения здоровья: отсутствие болезненных изменений, нормальное самочувствие и полное физическое, духовное, умственное и социальное благополучие. В более поздних исследованиях термин «состояния полного благополучия» подвергается критике (В.А. Лищук, 1992) [4], (Е.Н. Дзятковская, 2005) [3].

По мнению академика В.А. Лищука, здоровье рассматривается, как способность сопротивляться деградации и старению, предотвращать и преодолевать болезни, адаптироваться к новым условиям и внутренним изменениям организма, способность созидать и т.п. Здоровье - это способность к самосохранению и саморазвитию.

По мнению С.Н. Горбушиной, все интерпретации понятия «здоровье» фактически выражают содержание трех отработан­ных историей моделей исследуемого феномена: как внутренней согласованности человеческой жизни (античная модель); при­способления к окружающей среде (адаптационная модель); уни­версального фактора разностороннего развития человека (ан­тропоцентрическая модель), которые были подробно рассмот­рены в исследовании О.С. Васильевой, Ф.Р. Филатова (2001) как социокультурные эталоны здоровья в их культурно- историческом контексте.

Обобщая существующие подходы, С.Н. Горбушина отмеча­ет, что здоровье, будучи феноменом многофакторной детерми­нации биогенетического самосохранения организма, культурно­го развития личности и среды ее жизни (природной, социаль­ной) - представляет собой результат и, одновременно, процесс становления человеческой духовности и телесности в их цело­стном рассмотрении, а философско-культурологический подход становится фундаментальным инструментом для познания уни­версальных законов и закономерностей устойчивого развития современного человека [2].

Таким образом, в науке развивается представление о здоро­вье как биосоциокультурной динамической целостной системе, включающей взаимодействие многих факторов разных уровней организации. Подвижное равновесие на уровне метаорганизма (человек, природная и социальная среда) рассматривается как фактор устойчивого развития, т.е. одновременное существова­ние двух противоположных тенденций (эндогомеостаза и экзо- гомеостаза). Первая связана с изменением, преобразованием, перестройкой «метаорганизма» (по Н.Н. Моисееву бифуркаци­онный механизм отбора). Вторая - с максимально сущностной его стабилизацией (сохранением), т.е. с адаптацией. На уровне интегральной индивидуальности (человек: организм, индивид, личность, интегральная индивидуальность) (B.C. Мерлин, В.М. Русанов) устойчивость системы реализуется механизмами стресс-лимитирования и стресс-реализации.

Литература

  1. Аршавский И.А. Физиологические механизмы и законо­мерности индивидуального развития. М.: Наука, 1982
  2. Горбушина С.Н. Мировоззренческие детерминанты формирования культуры здоровья будущего учителя: автореф. дис. д-ра пед. наук: спец. Ижевск, 2005.
  3. Дзятковская Е.Н. Стрессовая педагогика. Ангарск, 2014.
  4. Лищук В.А. Стратегия здоровья. М., 2012.