Сведения об образовательной организации

СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНЫЕ УСЛОВИЯ ПРОФИЛАКТИКИ КСЕНОФОБИИ В СТУДЕНЧЕСКОЙ СРЕДЕ

СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНЫЕ УСЛОВИЯ ПРОФИЛАКТИКИ КСЕНОФОБИИ В СТУДЕНЧЕСКОЙ СРЕДЕ

Григорьева Е.И.
Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация,
доктор культурологии, профессор кафедры социально-культурной деятельности

Апанасюк Л.А.

Рассматривая экстремизм и ксенофобию применительно к молодежи, следует отметить, что они в определенной степени свойственны молодежи в силу ее возрастных и психологических особенностей. Молодежь – это неполноценный субъект взрослого мира, находящийся на стадии социализации и становления. Это обстоятельство делает молодежь уязвимой, с неопределенной социальной позицией, что затрудняет процесс ее социальной идентификации. Именно в молодом возрасте несовершенство мира воспринимается особенно остро, что проявляется в желании либо отгородиться от него, либо его переделать, что, в свою очередь, порождает экстремальность поведения.

Можно утверждать, что первичной основой зарождения ксенофобии и экстремизма в молодежной среде выступают средовые предпосылки – экономическое неравенство, падение престижа власти, размывание системы духовных ценностей. Эти факторы формируют благоприятную среду для последующего вызревания установок и поведения конфликтного ориентирования.

Ксенофобия – это важнейший вызов, который за последние 20 лет приобрел особое значение[1]. В советское время существовал очень эффективный ответ на ксенофобию – новая историческая общность, советский народ, в котором сливаются все национальности, и прежние национальные различия теряют свою остроту. Был найден особый этический синтез.

Все это вкупе обуславливает актуальность различных форм работы с молодежью, начиная от регуляции социально-значимых каналов социальной мобильности до психолого-педагогической работы по формированию культуры толерантности межнациональных отношений.

Какие же надо создать социально-культурные условия, чтобы  профилактика ксенофобии в студенческой среде была эффективной? По нашему мнению это:

-                   интеграция организационно-педагогического потенциала и развитие социального партнерства различных субъектов социально-культурной деятельности, заинтересованных в решении проблемы профилактики ксенофобии в студенческой среде; привлечение к данной работе управленческих структур, организаций и учреждений, молодежных общественных ассоциаций, диаспор, землячеств, религиозных организаций, инициативных групп и др.;

-                   разработка и реализация внутривузовской и межвузовской политики, адекватных организационных процедур, а также соответствующей им инфраструктуры социально-культурной деятельности и сети организационно-методических коммуникаций, позволяющих оптимально использовать доступные и потенциальные ресурсы образовательного учреждения в профилактике ксенофобии в студенческой среде и формировании эффективных механизмов многопланового межкультурного взаимодействия в сфере досуга;

-                   создание в вузе духовно-нравственной этнотолерантной и психологически здоровой социально-культурной среды, способствующей комфортной и успешной жизнедеятельности студента, актуализирующей процессы саморазвития, самодеятельности, самореализации и самоактуализации, включающей студента в активный межкультурный диалог, культуросообразное и полисубъектное взаимодействие; инициативную вариативную творческую деятельность;

-                   проектирование и реализация интегративной социально-культурной программы профилактики ксенофобии в студенческой среде; создание вариативных досуговых программ, выступающих процессуальными характеристиками профилактики ксенофобии в студенческой среде в рамках социально-культурного подхода; насыщение всех направлений социально-культурной деятельности гуманистическим содержанием, продвигающим идеи этнокультурного единства и гражданского согласия и основанном на общечеловеческих ценностях мира, дружбы, добра, справедливости, милосердия и взаимопомощи;

-                   комплексное использование в социально-воспитательной работе вуза современных педагогических и информационных технологий, интерактивных методик, ориентированных на развитие способностей и компетенций, обеспечивающих эффективную профилактику ксенофобии, развитие толерантности и межкультурного взаимодействия студентов на основе сотворчества и партнерства;

-                   оптимизация содержания социально-воспитательной работы вуза по профилактике ксенофобии в студенческой среде посредством внедрения программ этнокультурного образования; активизации коммуникативной подготовки студентов и формирования готовности к эффективному межкультурному диалогу;

-                   управление развитием личности посредством формирования установки и создания педагогических ситуаций преодоления трудностей взаимодействия с представителями иной культуры, порожденных ксенофобией; признание и формирование индивидуальной траектории развития студента; создание условий для самостоятельного выбора студентом стратегии межкультурного диалога, субъект-субъектного межкультурного взаимодействия и сотворчества посредством достижения консенсуса и согласования интересов;

-                   создание позитивной мотивации, формирование и развитие у студентов направленности на эффективное межкультурное взаимодействие, предполагающее понимание и принятие его целей, задач и позволяющее поддерживать постоянный и устойчивый интерес и стремление совершенствовать соответствующие навыки;

-                   включение студентов в исследовательскую, художественную, проектную и волонтерскую деятельность, стимулирующую реализацию их творческой инициативы и потенциала, разработку и реализацию социально-культурных проектов, направленных на преодоление ксенофобии;

-                   создание системы коучинга и профессионального консультирования студентов – представителей разных этнических, культурных и социальных групп; формирование у них эмоционально и оценочно окрашенной совокупности знаний, представлений и убеждений относительно носителей иной культуры;

-                   обеспечение эффективного оперативного рефлексивного управления педагогическим взаимодействием; осуществление педагогического мониторинга посредством тестового контроля и систематической диагностики, позволяющей отслеживать, анализировать и корректировать; развитие межкультурного диалога и творческого взаимодействия студентов, направленных на профилактику и преодоление ксенофобии;

-                   создание системы повышения квалификации, развития и совершенствования подготовки и переподготовки кадров организаторов социально-культурной деятельности; реализация механизмов привлечения ученых, специалистов – практиков, научного потенциала высших учебных заведений к разработке основных направлений работы по профилактике ксенофобии в молодежной среде.



[1]URL: http://rus.ruvr.ru/radio_broadcast/2172039/48817274/html