СТАНОВЛЕНИЕ СИСТЕМЫ МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ЮЖНОЙ КОРЕЕ
Ан Су Минь
Соискатель МГУКИ, Южная Корея.
Взаимообогащение культур в процессе культурного диалога - результат демократических преобразований международной политики в созидании ценностей Культуры Мира. Поэтому, прошедшее десятилетие является ярким примером расширения географии культурных связей Кореи и России, обогащения исполнительской практики и оптимизации системы национального музыкального образования.
XX век - целая эпоха в развитии корейской музыкальной культуры. Распространение фортепианной музыки в начале столетия, формирование основ методики преподавания фортепиано, творческий международный обмен опытом с представителями исполнительских школ разных стран - все эти этапы были пройдены Кореей в течение одного лишь столетия.
Многие ведущие корейские музыканты современности имеют прямое отношение к русской музыкальной культуре, совершенствуя исполнительское искусство в учебных заведениях России. Международный авторитет русской музыкально-исполнительской школы, утверждающей приоритет авторского замысла, соответствия выразительных средств художественно- образному содержанию музыки, стилистической чистоты интерпретации, отрицания сценического самопоказа, является общепризнанным. Культурное сотрудничество с консерваториями и университетами культуры и искусств Москвы, Санкт-Петербурга, Новосибирска, Владивостока, Магнитогорска, Петрозаводстка и др. оказывает существенный вклад в процесс подготовки кадров для профессионального музыкального образования Кореи.
Взаимообогащение исполнительских школ музыкантов выходит за рамки процесса обучения. В связи с этим, характерной особенностью современной международной музыкальной жизни является проведение различного рода культурных акций и состязаний. Успехи южнокорейских музыкантов (Лим Дон Хек, Юнг Вук Йоо, Ю Джу О и др.) на авторитетных международных конкурсах являются закономерным результатом, свидетельствующим о самостоятельном развитии исполнительской школы Кореи.
Серьезное изучение предмета фортепианной педагогики и образования начинается в Корее только во второй половине XX века, поэтому работы, посвященные данному вопросу, являются единичным явлением. Авторы первых научных исследований (Сон Чжий Хи, Чо Сан Хен), рассматривая важность музыкального воспитания и образования, обращаются в своих работах к опыту зарубежных стран и описывают систему фортепианного образования, сложившуюся к тому времени в этих странах, а воздействие музыкального образования на патриотическое воспитание и эмоциональный настрой, и в этом смысле обучение музыке является важной частью социально-общественных отношений.
Следует отметить, что за прошедший период корейскими исследователями накоплен определенный материал по истории музыкальной культуры (Им Дон Ын, Со У Сок, Сон Тхэ Рен, И Ю Сон и др.), музыкальной педагогике (Па Чхан Сок, Пан Кым Чу, Ю Док Хи, И Хон Су и др.), музыкальной психологии, искусствоведению и эстетике (И Ган Сук, Пэк Хи Сук и др.), фортепианной педагогике (Ю Ен Хен, Пак Чхан Сок, И Сун Чжон, Чо Сам Чжин, Ким Мен Чжин, Ким Ен Бэ, Ким Ен Хо, Чо Сук Хен, Кан Чун Мо и др.), исследования феномена любительского творчества и школьной музыкальной самодеятельности (Ким Ми Дя, Кан Джи Дин и др.).
Одним из первых к вопросам фортепианной педагогики и образования обращается корейский пианист-педагог Пак Чхан Сок в своей книге «Правильное фортепианное образование». Исследование Пак Чхан Сока является своего рода «путеводителем» по музыкальной теории для студентов фортепианных отделений музыкальных факультетов университетов, Сон Чжин Хи, прогнозируя направления фортепианного образования будущего для специалистов (на примере современной американской системы педагогических вузов и колледжей), также рассматривает их и для всех тех, кто обучается основам игры на фортепиано самостоятельно. В своей работе автор обращает внимание на необходимость содействия и поддержки не только со стороны родителей ученика в процессе его обучения игре на фортепиано, но в большей мере со стороны умелого и опытного педагога.
В настоящее время существует широкий круг нерешенных и неизученных вопросов в области корейского фортепианного искусства, педагогики и образования. Многие начальные учебные учреждения были основаны именно проповедниками. В их число вошли такие школы, как Пэчжехактан, Ихвахактан, Андервудхактан (позже переименован в Кенсинхактан), организованные в 1886 году, женская школа Чонсин, основанная в 1887 году, женская школа Енхва (1890) и Сунсильхакке (1897). Христианство, благодаря стараниям проповедников, эволюционировало в некую форму социального просвещения, в котором образование отождествлялось с религиозной деятельностью. Однако уже в 1891 году в академический план школы Ихвахактан были включены такие предметы, как вокал и исполнительство. Это событие знаменовало собой реальное начало осуществления специального музыкального образования в Корее по типу европейского. В целях разрушения образовательной системы колониальной Кореи японскими чиновниками был издан Школьный закон от 27.08.1906, по которому срок обучения и тематический план предметов значительно сокращались. В начале XX века было принято решение впервые ввести музыкальное образование в казенных и муниципальных школах. Приблизительно к 1906 году соответствующий академический предмет был окончательно сформирован, и в школе появился новый курс «Западная музыка».
К этому времени в страну уже был завезен орган, который использовался в процессе обучения.
В 1910 году было основано первое в истории Кореи народное музыкальное училище «Клуб Чоян». Переименованное в 1912 году Корейское училище классической музыки ставило своей целью интерпретацию западной музыкальной традиции в контексте национального музыкального наследия. В список предметов, изучавшихся на отделении западной музыки, входили вокал, теория музыки, песенная мелодика, орган и скрипка. Ли Санчжун и Ем Гвансоп специализировались на органе, а работавший в качестве преподавателя Ким Инсик (1885-1963) собственно и был первым корейским преподавателем музыки. Получив свое музыкальное образование под руководством одного из американских миссионеров, он преподавал музыку во многих учебных заведениях, и поэтому стал в корейских музыкально-педагогических заслуженно уважаемым музыкантом. В 1918 году из-за проблемы с Че Чонсаном, первое корейское учреждение музыкального образования было вынуждено закрыться [1].
Вскоре в университете Сунсиль был создан первый в Корее оркестр и организована «Партия распространителей музыки», что послужило положительным толчком к распространению музыки. Из данного учебного заведения вышло огромное число знаменитых музыкантов, таких, как Ким Инсик, Ким Енхван, Пак Тхэчжун, Хен Чемен, Ким Сехен, Ким Тончжин.
В 1910 году в Ихвахактан открылся новый факультет с четырехлетней формой обучения, на котором наряду с английским языком было введено преподавание профессиональной игры на фортепиано и вокала. На специальном факультете университета Ихва впервые было организовано обучение корейских девушек западной музыке.
Ким Енхван (1893-1978) впервые в стране стал преподавать игру на фортепиано в официально открытом музыкальном училище (токийском музыкальном училище). Он был также и первым в Корее специалистом, владевшим этим инструментом. Ким Енхван в 1918 году получил пост заведующего отделением музыки в профессиональном училище Енхи, на собственные средства приобрел инструмент Стейнвуэй Гранд (Steinway Grand Piano) для малой лекционной аудитории и поставил в академическое расписание гуманитарного отделения занятия музыкой два раза в неделю. Кроме того, он лично преподавал сольфеджио и руководил репетициями хора после окончания дневных занятий. Вслед за этим Ким Енхван, профессор математического факультета, и пианист Бэйкер, а также Андервуд приложили все силы для организации специального музыкального факультета, однако попытка закончилась неудачей.
В тоже время в профессиональном училище Енхи (официальная лицензия получена в 1917 году) и пхеньянском профессиональном училище Сунсиль (официальная лицензия получена в 1925 году) в учебное расписание был включен предмет «музыка», но при этом он не преподавался в рамках профессионального учебного курса, считаясь ординарным предметом.
Все это позволило аналогичной системе образования широко распространиться во всех вновь образованных после Освобождения (1945) университетах и стать универсальной корейской системой обучения западной музыке на многие последующие десятилетия.
Музыкальное училище Кенсон, которое впоследствие стало базой музыкального факультета Сеульского университета, было основано 25 декабря 1945 года по приказу об образовании профессиональных учебных заведений отдела образования американской военной администрации. Количество учащихся первого набора достигло девяносто трех человек. Директором был назначен Хен Чемен, а профессором-преподавателем фортепианного отделения (в тот период он назывался Янгымом) - Ким Вон Бок.
В связи с основанием в мае 1946 года государственного Сеульского университета, музыкальное училище Кенсон было преобразовано в музыкальное отделение факультета искусств. В то время количество баллов, которое должны были набрать учащиеся, равнялось в сумме 180, из которых более 32 баллов приходилось на долю обязательных предметов, на долю же специальных дисциплин - более 60. Изучение «специальных» предметов заключалось в обучении исполнительскому мастерству. Хоровое пение было включено в качестве обязательного для изучения всех специализаций. Кроме того, проводились занятия по методике вокального исполнения и «тренировки слуха»; история музыки, наряду с занятиями по пониманию и разбору музыкальных произведений, включалась в академическое расписание, начиная со второго курса.
В октябре 1948 года на факультете культуры Сеульского университета состоялся первый музыкальный конкурс для учеников женских и мужских старших классов средних школ, который открывал двери к успеху в любой области музыкального творчества для учащихся учреждений среднего образования.
Сеульский университет стал первым в стране высшим учебным заведением, где было введено совместное обучение для юношей и девушек (впервые музыкальное образование появилось в женском университете Ихва и только для девушек). Данный университет занимает лидирующее положение: на сегодняшний день более 80% преподавателей высших музыкальных учебных заведений Кореи являются выпускниками Сеульского государственного университета.
Завершив курс бакалавриата, желающие могут продолжить обучение в магистратуре и докторантуре, кроме того, пройти обучение за границей, после чего имеют право вести преподавательскую или исполнительскую деятельность.
После освобождения (1945) активизировались меры по сохранению и развитию национальной культуры. Осознание того, что для искоренения остатков колониального наследия и восстановления художественного потенциала нации наиболее насущной является задача принятия основополагающего закона об образовании, который соответствовал бы отечественной национальной идее государственного строительства, привело к тому, что такой закон был принят и обнародован 31 декабря 1949 года. Практическое внедрение этого закона имело своим следствием то, что с апреля 1950 года в рамках системы образования, построенной на принципе раздельного получения неполного и полного среднего образования, а также высшего по схеме «6+3+3+4» (начальная школа с шестилетним обучением, среднее неполное образование с трехлетним обучением, полное среднее образование с трехлетним обучением, высшее образование с четырехлетним обучением), стали обучаться молодые и совсем юные учащиеся, на плечи которых легла задача построения будущего для обновленной Республики Корея.
В городах-столицах различных регионов страны в течение восьмидесятых годов были открыты: Пусанская художественная школа, художественная школа Кванчжу, Кевона, Аняна, Кимчхона. Тем не менее, в образовательной практике продолжает ощущаться насущная потребность в обеспечении базы для начального музыкального образования и профессионального обучения музыкально одаренных детей.
В 90-е годы были основаны следующие школы: художественная школа Тогвона, художественная школа Бониэль, художественные школы городов Инчхона, Тэчжона, Чончжу, Пхохана, провинций Северная Чхунчхон, Южная Чхунчхон, Южная Чолла и Южная Кенсандо - всего 21 учебное заведение (в том числе две школы, специализирующихся на национальной корейской музыке).
Таким образом, в Корее сложилась национальная государственная система художественно-творческого образования, охватывающая ступени начального, среднего и высшего звеньев и включающая государственные и частные учебные заведения.
Перед поступлением в школу первой ступени (начальную) дети получают общее художественное начальное образование в детских садах (от 4 до 7 лет), однако в них невозможно осуществление фортепианного образования, т.к. отсутствует система индивидуальных занятий. Во всех школах первой ступени дети последовательно изучают основные школьные предметы (родной язык, математика, обществоведение, природоведение, труд, музыка, рисование, физкультура и др.), а фортепианное образование в этом случае необходимо получать частным образом.
Для школьников, желающих получать специальное фортепианное образование, музыкальных школ нет. В 1993 году при Министерстве культуры в Корейской государственной школе искусств (Хангук есуль чонхапхакке) основаны подготовительные курсы, где можно получить основную музыкальную подготовку. Курсы являются единственными в Корее, и по этой причине поступить туда невероятно трудно. Начиная со второй ступени, можно продолжить обучение в школе искусств второй ступени (по сравнению со школами искусств третьей ступени первых очень мало), а затем в школе искусств третьей ступени (в Сеуле их пять, а в провинциях всего двадцать), где можно получить специальное музыкальное образование. После окончания школы третьей ступени встает вопрос о продолжении образования в университете.
Таким образом, процесс формирования национальной школы фортепианной педагогики в республике Корея за прошедшее столетие стал ярким подтверждением социокультурных преобразований и трансформации общественного национального самосознания, пройдя этапы от возникновения до расцвета исполнительства, развития композиторского творчества, становления образовательной системы.
Литература
1. НоДонын. История современной музыки в Корее. Сеул: Хангильса, 1995. С. 653.