Сведения об образовательной организации

ГАЗЕТА «НАРОДНЫЙ УЧИТЕЛЬ»: ОСОБЕННОСТИ ВУЗОВСКОЙ МНОГОТИРАЖКИ

Белозерова Д.А.
Тамбовский государственный университет имени Г. Р. Державина
Arshada@yandex.ru

«Народный учитель» - газета Тамбовского государственного педагогического института, издававшаяся с 1957 по 1994 гг. Выходила 3 раза в месяц тиражом от 1000 до 1400 экземпляров, форматом А3, объёмом 2 полосы (1,5 п. л.), праздничные и специальные выпуски были четырёхполосными (3 п. л.). В отличие от привычного в настоящее время бесплатного распространения вузовских изданий, «Народный учитель» имел свою стоимость: 1 копейка (позже 2 копейки).

Газета имела чёрно-белое оформление, но в номерах, посвящённых праздничным датам, добавляли цвет: красный, зелёный или синий. Обычно так выделяли иллюстрации, передающие характер события и надписи-поздравления в верхней части первой полосы. Но встречалась и полная «заливка цветом», так в 18 номере от 29 декабря 1993 года, посвящённом празднованию нового года, текст, рисунки и фотографии зелёные.

Цветовые эффекты не единственный элемент дизайна: внешний вид газеты обращает на себя внимание и по другим причинам. Начнём с заглавной части – уже здесь есть особенность, не присущая современным изданиям. Название располагалось в верхней части страницы, но не имело постоянного, фиксированного места. Его ориентация на полосе зависела от распределения материала и праздничного оформления. Кроме того, за годы существования «Народного учителя» шрифт и логотип названия неоднократно менялись.

Что касается шрифтов в заголовках материалов, то здесь присутствует всё разнообразие, какое только возможно: прямые, наклонные, курсивные, жирные, узкие, широкие, с засечками и без. Отсутствие однообразия и ограничений – один из главных визуальных  способов привлечения аудитории.

Внешняя привлекательность и яркость газеты создаётся так же за счёт использования различных отбивочных и разделительных линий, акцентирующих рамок, орнаментов. Эти эффекты делают пятиколоночный текст живым и динамичным, а значит более удобным для восприятия. Но позднее – в номерах конца 80 - начала 90х гг. – стиль подачи информации стал строже и сдержаннее.

Довольно редко, но всё же, встречается приём, который на фоне выше описанных атрибутов, дезориентирует читателя. Иногда название материала помещалось в середине, разрезая его двумя линиями на две части. Не сразу удаётся понять, что это единый текст.

Газета  «Народный учитель» - это прежде всего орган ректората, парткома, комитета ВЛКСМ, профкома, поэтому неотъемлемой частью информационных материалов были отчёты о круглых столах, заседаниях и конференциях этих организаций. Но современному студенту вряд ли будет интересно политическое содержание советской прессы. Познакомимся с тем, что близко студенту всегда.

Огромнейшее внимание уделялось получению качественного высшего образования. Материалы, посвящённые сессиям, способам подготовки к ним, психологии сдачи экзаменов и общению с преподавателем, подведению итогов, успеваемости, не сходят со страниц многотиражки; особое значение придаётся занятиям в библиотеке. Например, заголовки статей  из различных номеров 1973 года: «Зимняя сессия началась», «В чём причина тройки?», «До сессии, во время её и после…», «Экзамены: преподаватель и студент», «Успеваемость – прежде всего», «Библиотека – студентам», «Весна не виновата», «Гигиена подготовки к экзаменам».

Бытовые проблемы стояли в те годы на одном уровне с общественно важными. Публикации «В который раз о буфете» (1973г.), «Об общежитии и о том, какая жизнь в нём» (1973г.), «Критика признана правильной» (1974г.) «Вкусно, красиво, удобно» (1988г.), «О талонах, макаронах и кокосе» (1993г.), «Макароны «вскатку» или что нового в столовых» (1994г.) поднимают вопрос о качестве питания и обслуживания в студенческих столовых; а также об организации свободного времени студентов, проживающих в общежитии.

Животрепещущая тема во все времена – как должны одеваться учащиеся и преподаватели. Споры не утихают до сих пор. И на страницах «Народного учителя» она вызывала активный отклик. В номерах 1957 года студенты и преподаватели с осуждающим негодованием обсуждали эксцентричность и яркость стиляг: «Как они танцуют», «А если посмотреть глубже?». В 1973 году на страницах также развернулась полемика по поводу стиля и опрятности: «Как должен одеваться студент-будущий учитель?», «Ох, уж эти брюки», «Ещё о моде», «Уместно или неуместно». Обсуждения растянулись на несколько номеров и суммировались в публикации «Пожалуйте к доске», раскрывающей тему внешнего вида и этикета общения как выражения внутреннего мира человека и его культуры.

Специфической особенностью студенческой журналистики советского периода являлась стенная печать. В ней отражалась жизнь каждого факультета. Студенты старались сделать стенгазеты наполненными и интересными, потому что каждая из них выставлялась на суд общественности и редколлегии «Народного учителя». В обзорах 1973 года «Могло бы быть лучше», «Возможностей ещё много» подводились итоги проделанной студентами работы. Обсуждались содержательность, актуальность и разнообразие представленной информации, грамотность, художественное оформление. Для юных журналистов очень важна была оценка «Народного учителя», поэтому они учитывали замечания и исправляли свои ошибки.

Нельзя не обратить внимания на раздел, без которого не могла бы существовать газета педагогического института: литературная страничка или литературный уголок. Рубрика не была постоянной, могла отсутствовать, занимать часть страницы или всю полосу. Это были стихи, рассказы, фельетоны, фантастические репортажи и анекдоты.

Газета «Народный учитель» и её литературная страничка стали первыми или важными ступенями в творческой лестнице известных поэтов, писателей и журналистов: Георгия Ремизова, Ивана Кучина, Валентины Дорожкиной,  Марины Кудимовой, Сергея Бирюкова, Николая Кулина, Анатолия Иванова и др.

Эти имена известны в Тамбове и далеко за его пределами, а вот сама газета малоизвестна современной аудитории, в том числе студенческой. Это является большим упущением. Ничто не характеризует историческую эпоху так ярко, как пресса; ничто не отражает направление студенческой мысли так ясно, как вузовская газета. В годы ограничений и запретов поднимались такие темы, поднять которые не всегда осмелится и современный студент. Газета «Народный учитель» учила простым, но самым необходимым вещам, а главное – прививала стремление к активной общественной позиции. Этого не хватает не только университетским газетам, но и всей прессе в целом.