Сведения об образовательной организации

ТАМБОВСКИЕ ГУБЕРНСКИЕ ВЕДОМОСТИ» - ОПЫТ СОЗДАНИЯ МАССОВОЙ ПРЕССЫ

Видная О.Е.
Тамбовский  государственный университет  имени Г. Р. Державина
olga0871@mail.ru

Уже доказано, что первая провинциальная газета появилась в Тамбове благодаря реформаторским начинаниям Державина. Правда, долго «Тамбовские известия»  не просуществовали  - газета оказалась несвоевременной. Но позволила говорить о тамбовской губернии как о просвещенной провинции.  Региональное издание на Тамбовщине было возрождено в начале XIX века при Тамбовском губернском правлении с 1838 года одновременно с подобными изданиями в других губерниях. Это было основное для губернии издание – «Тамбовские губернские ведомости». Оно просуществовало до 1918 года.

В начале 90-годов XX века, через 150 с лишним лет, в Тамбове начала свое существование еще одна тамбовская газета с интересной историей. Свое название она берет от «Тамбовских губернских ведомостей» («ТГВ»), прокладывая историческую связь между поколениями. Причем, сделано это было намеренно, специально призывая читателя вспомнить традиционные ценности.  

Конечно, это было совершенно другое издание, отличное от всех исторических и современных изданий. «ТГВ» XX века, безусловно,  нельзя сравнивать с одноименным изданием царской России. Параллель с той губернской газетой – это своеобразный журналистский эпатаж. Но современная газета также оставила свой особый след в истории уже современной тамбовской журналистики. Она по сути своей  была пионером в сфере региональных массовых или даже желтых коммерческих изданий.

Газета  «Тамбовские губернские ведомости» (1990 – 1995, редакторы О. Поздняков, В. Рогожкин, А. Муждабаев, А. Зверев, Ю. Антоненко). Направленность издания -  информационно-развлекательная и коммерческая. Тираж издания, по словам одного из учредителей П. Кашаева, доходил до 50 тысяч, выпускалось несколько приложений: «Черный ящик», «Гороскоп», «Тамбовский трактир». О читательском и  коммерческом успехе  этого издания до сих пор ходят легенды. «Тамбовские губернские ведомости» примечательны тем, что показали успешность развлекательно-сенсационного формата и привели в профессиональную сферу плеяду журналистов, совершенно нового типа, востребованных  современными  масс-медиа.   

Чем же так интересна эта газета? Ее смело можно отнести к ярким образцам коммерческой (а можно говорить о бульварной, желтой прессе), которая еще только зарождалась на постсоветском пространстве.  Можно привести такие цифры: «За десять лет доля прессы такого рода среди новых российских газет выросла более чем вдвое (с 7% в 1988–1990 гг. до 15% в 1995–1997 гг.) Речь идет прежде всего о информационно-развлекательной прессе» [Алексеев]. То есть это был период зарождения массовой прессы, характеризующейся скандальными сенсационными материалы, криминальными темами и информацией интимного плана.  

Этот период различными специалистами назван «золотым веком российской прессы» [Засурский]  А.Н. Алексеев пишет:  «Именно с 1990 г. (особенно - после вступления в действие Закона СССР «О печати и других средствах массовой информации» 1 августа 1990 г. - закона, отменившего цензуру) начался «бум», уже не только «самиздатской» (1989-1990 гг.), но и легитимной (официально зарегистрированной) новой, в частности, газетной прессы, достигший пика в 1991 г., а затем пошедший на спад, по достаточно пологой кривой» [Алексеев]. Однако многие из известных массовых изданий, выходящих в регионах, появились позже. Например,  газета «Выходной» (Томск) выходит только с конца 90-х годов (towiki.ru/view/Газета_«Выходной»?), воронежская «Мое»  ведет свою историю с 1994 года (http://36on.ru/catalog/7555/show/11363), «Балагур» (Брянск) имеет даты существования: 1997 – 2014 (http://reestrsmi.info/19758.html, http://gorodbryansk.info/2014/02/rsoc-4/). Таким образом, в Тамбове выходит массовая газета, которая является для региональных неискушенных читателей совершенно новым изданием.  

Исследователи отмечают, что бурный рост коммерческой прессы приходится на 1994 – середину 1995 года. К этом времени тамбовская газета уже пережила свои лучшие времена. Но парадокс заключается еще и в том, что в самом начале она сочетала в себе черты политически ориентированной прессы, которая «отражая общественный подъем реформаторских 80-х и 90-х годов», стала «естественным союзником восходящей звезды российской политики Бориса Ельцина» [Засурский]. Обо всем по порядку.

Идея современного издания принадлежала одному из прогрессивных тамбовских журналистов Олегу Позднякову и отчасти историку Вячеславу Рогожкину. Модель издания придумали сами, учитывая тамбовскую специфику.  Ориентировались на западные образцы, ставшие известными в новой России. Важную роль сыграло и то, что инициатор и вдохновитель издания, ее первый редактор Олег Поздняков был профессионалом с высшим журналистским образованием. То, что популярно во всем мире, должно быть интересно и тамбовским читателям, значит можно повторить успех коммерческой западной прессы – так решили учредители.

Однако в первых номерах было много политики: в издании участвовал один из известных тамбовских политиков того времени Валентин Давитулиани (1989-1991 гг. - народный депутат СССР по Тамбовскому избирательному округу, с августа 1991 г. представитель Президента России в Тамбовской области), учредителем значилась тамбовская организация СДПР (Социал-демократическая партия России).  К тому же, в этот период существовать вне политики было невозможно. Она, даже если не приносила деньги, то давала другие дивиденды: контакты, связи, информацию – то, что жизненно важно для журналистов. Да и не могли молодые прогрессивно настроенные люди в тот момент не исповедовать демократические идеи и не поддерживать новую власть. К тому же некоторые из учредителей и корреспондентов газеты имели непосредственное отношение к самиздатовскому демократическому «Содействию».  Однако в «ТГВ»  достаточно быстро от чистой политики отошли.

Конечно же, в газете, были явно видны политические и общественные настроения того времени. Возврат в современное информационное пространство названия губернской газеты – это идеологический разрыв с советским прошлым. «Но не мы виноваты в том, что те, прежние «ТГВ» могут помнить разве что самые глубокие старожилы. Большевики запретили нашу газету семьдесят с хвостиком лет назад. Газету, которая была основана в январе 1938 года (цитируется с опечаткой в газете, имеется в виду 1838 год – прим. автора), при губернаторе Корнилове, друге Пушкина. Так что мы не заново издаем, а всего лишь возобновляем выпуск старейшей газеты тамбовского края – после затянувшегося перерыва» («ТГВ», 1-31 июля 1990).  Православная тематика соседствует с откровенными фото. Однако и то, и другое было в диковинку  читателю и потому востребовано. Эклектичность, которая наблюдается и во всех последующих номерах, стала также отличительным признаком первого тамбовского аналога бульварного или «желтого» издания.

Особым спросом пользовалась краеведческие материалы, так как они открывали белые пятна тамбовской истории, неизвестной до сих пор.

На страницах издания особое место занимает диалог с «Тамбовской правдой» (нынешняя «Тамбовская жизнь»). Это конечно, не просто диалог – это злая пикировка, ерничанье, сатирические выпады – этакая жесткая информационная война.

В одном из первых номеров в колонке редактора читаем своего рода миссию газеты: «На ее страницах найдет место любая информация, вплоть до самой скандальной. Приукрашивать жизнь или прятать ее грязь от читателей мы не станем» («ТГВ», 1-31 июля 1990). В первом номере действительно вся жизнь: фоторепортаж с автомобильной аварии, выступление демократов, материалы о  крестьянском восстании на Тамбовщине и о Серафиме Саровском, заметка о принудительных сельхозработах в колхозе для студентов и статья об обитателях медвытрезвителя и т.п., а на последней странице – совершенно голые красавицы.

Однако журналисты издания демонстрируют знание социальных проблем Тамбова, оперативные данные о различных преступлениях, эффективную работу с различными источниками информации, в том числе и письмами и сигналами читателей – то, чему может «позавидовать» любое издание, обладающее современными информационными возможностями для поиска информации.  Многие из журналистов «ТГВ» (в том числе и перечисленные выше) стали известными журналистами, настоящими профессионалами: Михаил Карасев, Павел Ильин, Наталья Саморукова, Андрей Богданов и другие.

Газета стремилась соответствовать развлекательному профилю. В традициях желтой прессы здесь появлялась вся табуированная тематика, личная жизнь звезд, криминальные события все видов, магия и мистика. Можно найти материалы прямо под рубрикой «Сенсация!!! Сенсация!!!». На ее страницах - первый инфотеймент, «ироничное письмо», явная игра с читателем, собирательные и вымышленных героев (Ражий мужчина, поручик Ржевский). Зачастую освещались мелкие незначащие темы, однако они привлекали журналистов тем, что содержание позволяло поиронизировать, поехидничать в прямом смысле, перейти на «личности». Большинство авторов имели псевдонимы,  некоторые «острые» материалы печатались анонимно. И в этом также проглядывали элемент фарса, игры, нарушение традиций.

Надо отметить непривычную для регионального контекста дискуссионность и диалогичность материалов. Журналистский коллектив  призывал читателя к проявлению общественной активности, к обсуждению «горячих» для того времени тем. Это также подстегивало интерес к изданию и поднимало  его популярность.

Лицом издания стали карикатуры, политические комиксы и другая визуальная информация, приблизительно через год сформировался постоянный логотип издания. Среди штатных дизайнеров можно назвать художников: Олега Котова, Владимира Николаева.

Бизнес-модель издания складывалась в основном из средств от реализации тиража газеты. Для Тамбова – это было достаточно дорогое издание, но продавались не только новые, но даже старые номера, которые были чуть дешевле. В одном из номеров зафиксирован тираж -  20 000 экземпляров, что является для независимой газеты, не имеющей финансовых вливаний, хорошей цифрой.  «Газета попала в струю, приносила неплохой доход, - говорит один из ее корреспондентов Михаил Карасев. -  Гонорары были высокие, зарплаты - хорошие. Газета всех кормила».

Финал, впрочем, был предсказуем, но начался он не с упадка интереса к изданию. Для этого было много объективных и субъективных причин: создавать долговременный, да еще к тому же издательский  бизнес в то время было сложно, в творческом коллективе накапливалась естественная усталость,  бумага быстро дорожала, а слово также быстро обесценивалось.  

Можно ли повторить коммерческий и читательский успех газеты сегодня в рамках региона. Трудно сказать однозначно. М. Карасев констатирует, «что все зависит от коллектива творческих личностей. Главное в бизнесе – создать команду, которая работает на общую идею  и общую цель».  Часть материалов легендарного для новейшей тамбовской истории издания можно почитать на сайте последнего редактора Ю. Антоненко (http://19safe.ru/).

1.Алексеев А.Н. Новая российская газетная пресса: типологическая структура и ее изменения (1988-1997гг.)  [Электронный ресурс] / А.Н.Алексеев // «Телескоп»: наблюдения за повседневной жизнью петербуржцев. – 1999. - №1. – Режим доступа: http://www.teleskop-journal.spb.ru/files/dir_1/article_content1202497597234485file.pdf. – Дата обращения: 10.03.2014. – Загл. с экрана.

2. Засурский И.И. Масс-медиа Второй Республики [Электронный текст] / И.И.Засурский. М.: Изд-во МГУ. – 1999. - Режим доступа: http://soob.ru/n/1999/1/0/4/print – Дата обращения: 12.03.2014. – Загл. с экрана.