Сведения об образовательной организации

АВТОРСКИЙ СТИЛЬ И ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ ЖУРНАЛИСТА СЕТЕВОГО ИЗДАНИЯ КАК ОДНА ИЗ ОСНОВНЫХ ПРОБЛЕМ ИНТЕРНЕТ-ЖУРНАЛИСТИКИ

Мякенина И.М.
Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина
ezhik3103@mail.ru

Сегодня процесс перехода журналистики в электронный формат принял повсеместный характер. Эта тенденция влечёт за собой возникновение новых проблем в сфере отношений типа «автор – Интернет». Сегодня онлайн-издания переживают пик своей популярности, и большое количество их авторов – это молодые начинающие журналисты, в том числе и студенты, для которых формирование авторского стиля является основной целью, при достижении которой они сталкиваются с множеством проблем. Данная работа направлена на детальное рассмотрение этих проблем и изложение возможных путей их решения, что и обосновывает её актуальность.

С. М. Виноградова в своём труде «Журналист: профессиональные особенности личности» [Корконосенко 2000: 50] указывает на основные черты, которыми должен обладать журналист, как то: «Язык и стиль автора, умение изложить свою мысль...», что, по С. М. Виноградовой, сосредоточено в квинтэссенции профессионализма: «Совершенное владение словом для журналиста обязательно». С 2000-го года, когда было издано данное пособие, многое в медиасфере изменилось. Однако, что касается совершенства владения словом, какой бы вид СМИ ни был на пике популярности, и в каких бы условиях он ни функционировал, слово журналиста действительно должно стремиться к совершенству. Сегодня актуальна проблема заниженных требований со стороны редакции к авторам касательно качества письма, будь то совершенство владения словом или такие базовые моменты, как орфография и пунктуация, в то время как безграмотность несовместима с журналистикой, она её антоним. Данная тенденция имеет две основных первопричины:

? высочайшая оперативность сетевых СМИ, следствием чего становится некачественная вычитка материала;

? тяготение интернет-изданий к кратким визуальным жанрам, например,  фотообзора и т.д.

Чтобы сформировать свой стиль письма, нужно также обладать определённой степенью эрудиции, быть способным к самообразованию. Не напрасно считается, что хороший журналист – это профессиональный дилетант во всём. Чтение книг – важнейший момент, определяющий журналиста. Всякий успешный публицист и писатель находил свой стиль именно в томах художественной литературы, на страницах – как чужих, так и своих, ? это называется опытом.

Безукоризненная грамотность, безупречное владение словом, эрудированность. В этот же ряд необходимых «свойств» хорошего журналиста можно поставить самодисциплину, стремление к самообразованию, культуру общения и многое другое. И, несмотря на то, что все эти условия в той же степени важны для сотрудника любого другого вида СМИ и никак не выделяют автора в режиме «онлайн», начинающие журналисты порой забывают о них. Они полагают, что начитанным и эрудированным следует быть сотруднику печатного издания, а журналисту интернет-СМИ достаточно владеть поисковыми системами и бегло печатать. Именно поэтому работе  интернет-журналиста  на передний план выдвигаются базовые, классические навыки журналиста.

Что же касается навыков, которыми должен обладать именно интернет-журналист [Амзин 2013: 10 ? 11], здесь мы не будем перечислять их все, а проследим, каким образом они  влияют на формирование авторского стиля и какие проблемы на этой почве возникают у журналиста интернет-издания. Как уже было сказано, специфику работы интернет-СМИ обуславливает высочайшая оперативность, которая способствует преобладанию жанров, наиболее пригодных для сетевых изданий. Здесь следовало бы сказать о специфических жанрах онлайн-изданий, таких, как реферат, обзор реакций и т. д. [Амзин 2013: 33 ? 37]. Но в Интернете мы чаще сталкиваемся с жанрами, которые применимы и к газетной журналистике, но сейчас наиболее продуктивно развиваются  в Интернете, – это информационная заметка и новостная статья (или информационная корреспонденция) [Тертычный 2000: 50], а также репортаж. Наиболее пригодные жанры здесь – это те, которые отвечают специфике работы интернет-издания, жанры, на подготовку которых журналист затрачивает минимальное количество времени, изложив при этом достаточно подробно всю необходимую информацию. Характерная черта этих материалов состоит в том, что журналист пишет их почти автоматически, согласно схеме (перевёрнутая пирамида [Шостак 2001: 46 ? 48]). Схематическое изложение фактов естественным образом ограничивает творчество и стирает личность автора. Выработать индивидуальный стиль письма в таких достаточно жёстких условиях, где творчеству отводится незначительная роль, если отводится вообще, крайне сложно. Для этого требуются не только профессиональные, особые творческие, но и психологические предпосылки. В этом заключается решающее, коренное отличие автора в режиме «онлайн» от автора, например, печатного издания.

О том, как преодолевается данная проблема, следует судить только по конкретным примерам, так как некоторые авторы (Андрей Колесников, «Коммерсант.ру» http://www.kommersant.ru/authors/3) посредством своего индивидуального стиля письма даже в этих условиях современной интернет-журналистики становятся не просто узнаваемыми и читаемыми, а по-настоящему популярными и уважаемыми как авторы грамотных качественных материалов.

Чтобы выработать свой уникальный стиль письма, журналист должен быть не только абсолютно грамотным, внимательным, образованным и как можно больше практиковаться, но и в совершенстве освоить искусство творческого мышления. Для этого необходимо чаще обращаться к творчеству современных журналистов и подвергать анализу с профессиональной точки зрения их материалы, а также посещать тренинги и лично общаться с авторами таких произведений. Это бесценный опыт для начинающего журналиста, который позволит ему в ходе практики применить выявленные методы и сформировать собственный стиль, а также, возможно, выработать свои, новые методы подготовки информационного, но в то же время сугубо авторского произведения.

ЛИТЕРАТУРА
1.                           Амзин А. Новостная интернет-журналистика. М., 2013.
2.                           Корконосенко С. Г. /Ред./ Основы творческой деятельности журналиста. М., 2000.
3.                           Тертычный А. А. Жанры периодической печати. М., 2000.
4.                           Шостак М. И. Репортёр: профессионализм и этика. М., 2001.