Сведения об образовательной организации

ОСОБЕННОСТИ ОСВЕЩЕНИЯ ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНЫХ ПРОИСШЕСТВИЙ НА ПРИМЕРЕ РЕГИОНАЛЬНЫХ СМИ

Алешина К.Р.
Тамбовский  государственный университет  имени Г. Р. Державина
ksenijaaleksandrvich@rambler.ru

ДТП в настоящее время стало настолько обыденным явлением, что порой нас  это даже не удивляет. И вот, в очередной раз по дороге в институт, магазин, на работу, или по другим делам мы наблюдаем множество мелких аварий, виной которых стало нарушение правил дорожного движения или банальная невнимательность водителей. Однако помимо подобных несерьезных происшествий встречаются и крупные, в результате которых люди получают тяжелые травмы, или чего еще страшнее – погибают.

Безусловно, чаще всего СМИ останавливают свой "выбор" на более серьезных авариях, в которых есть пострадавшие и погибшие. Оно и понятно - какой смысл писать о слабом столкновении двух автомобилей, в котором пострадало лишь самолюбие их управленцев. Другое дело, когда случается что-то по-настоящему страшное, и об этом следует поскорее рассказать, предоставив аудитории как можно больше подробностей.

Само собой разумеется, что количество эфирного времени или печатных знаков увеличивается параллельно тяжести случившегося. Если столкнулись два автомобиля, и пострадал один из водителей - к примеру, сломал палец - это будет небольшой материал, а вот когда на пешеходном переходе сбивают женщину с коляской - здесь журналисты постараются упомянуть все детали.

В Тамбове ситуация на дорогах не менее напряженная, чем в остальных городах и регионах, и средствам массовой информации в этом плане отдыхать не приходится. Так, например, на сайте vestitambov.ru опубликована сводка ГИБДД с печальной статистикой - за два дня сотрудники ДПС оформили 98 происшествий.

Более подробно мы рассмотрим работу СМИ в таких ситуациях на примере трех серьезных ДТП – так называемая «Крещенская авария» (19 января 2013 года); авария, в которой погиб полицейский (14 июня 2012 года) и происшествие, где грузовик насмерть сбил студентку (13 февраля 2014 года).

Безусловно, стоит начать с аварии в крещенскую ночь. Она получила наибольший общественный резонанс, и не зря - дело оказалось весьма и весьма "громким". В эту роковую ночь, четверо парней возвращались после купания в проруби на машине домой.  Внезапно, на огромной скорости в них влетела иномарка, за рулем которой, к слову, находился племянник одного из тамбовских вице-губернаторов. Кроме него в этой аварии не выжил никто - молодые люди погибли, не прожив и двух десятков лет. Виновник ДТП с места трагедии скрылся - камеры видеонаблюдения, установленные на соседнем от дороги здании, зафиксировали этот момент. Через некоторое время он сдался полиции, и тут начался долгий судебный процесс.

Эта страшная история не просто была у большинства на устах - о ней говорила вся область. Она получила огласку даже на федеральных каналах. Эфир передачи "Говорим и показываем" от 18 февраля 2013 года на НТВ также был посвящен «Крещенской трагедии». Стоит ли упоминать о многочисленных пикетах, митингах, автопробегах и подобных вещах, которые проводились в городе едва ли не каждую неделю с целью добиться справедливости. И  об этом  местные СМИ тоже говорили.

Телеканал "Россия-Тамбов"  посвятил этим событиям несколько спецвыпусков передачи "Дежурная часть" -  26 января 2013 года и спустя 40 дней - 2 марта того же года. Этим делом персонально занимался специальный корреспондент программы Игорь Корнейков. Именно он отправился снимать "итоговый" сюжет - о том, как виновнику аварии выносили судебный приговор - "Суд вынес приговор в отношении Дмитрия Горденкова" от 24 февраля 2014 года.

Газеты также пестрили кричащими заголовками о произошедшем. Например: "После купания в Крещенской проруби четверо друзей заживо сгорели в "Жигулях", именно под таким названием вышел обширный материал в издании "Тамбовский меридиан" от 22 января 2013 года. Здесь можно было найти все известные на тот момент подробности аварии, комментарии свидетелей и сотрудников ГИБДД. Безусловно, не замолкали печатные издания и на протяжении всего расследования, вплоть до 2014 года.

В интернете эту тему тщательно муссировали. Надо ли говорить, что в сети развернулись целые "баталии" касательно этого инцидента. К примеру, на портале "Новый Тамбов" уже через несколько часов появилась информация о ДТП: "В ночь на Крещение в Тамбове произошла страшная авария: погибли четверо молодых парней".

Жаркие споры и обсуждения продолжались на протяжении целого года, и даже сейчас иногда всплывают в социальных сетях и информационных порталах. И даже год спустя большинство интернет-СМИ, газет и телеканалов выпустили отдельные материалы. К примеру, в передаче "Вести-Тамбов" 20 января - "Крещенская авария, год спустя", а на портале ВТамбове.ру - "«Крещенское ДТП»: год судов и слез".

Следующее происшествие не менее серьезное, чем авария в ночь 19 января, произошло годом ранее, которое также получило огласку в СМИ.

Ситуация такова: обычное ночное дежурство сотрудников ДПС. Они стоят около своей машины. Никто не ожидал, что водитель автомобиля, который двигался по той же полосе, на которой находились полицейские, внезапно решит обогнать "идущий" впереди транспорт прямо перед экипажем ДПС. Скорость была не маленькая, и 20-летний парень не справился с управлением. Он задел попутно едущий автомобиль, а затем сбил стоящего на обочине лейтенанта. В результате, полицейский погиб.

На следующий день об этом знал уже весь город. В 11 часов утра вышел материал на канале "Новый век" под названием "Смертельный исход", посвященный  произошедшей аварии. В интернете также появилось огромное количество информации касательно этого инцидента, например, на портале «Новый Тамбов» - статья: "20-летний лихач насмерть сбил полицейского в Тамбове", или на сайте  "Вести-Тамбов": "Инспектора ГИБДД сбили в центре Тамбова". И как и в первом случае освещение шло до самого "финала", то есть до вынесения приговора. Сначала передача "Вести-Тамбов" выпустила сюжет под названием "Тамбов: Подробности ДТП, в котором погиб инспектор ДПС", где рассказывалось о процессе расследования, а затем, как итог - на телеканале "Новый век" появился небольшой материал "Суд приговорил", о том, что молодого человека осудили. И история забылась на фоне произошедших после различных событий.

Последняя история случилась совсем недавно. 20-летняя студентка переходила дорогу, когда на неё налетел многотонный грузовик.  Из СМИ только было известно, что КАМАЗ двигался с небольшой скоростью, а девушка якобы была в капюшоне и наушниках. Дополнительных  подробностей пока нет, лишь только то, что в настоящее время ведется следствие.  Достаточно информации, наверное, журналистам "накопать" не удалось - на страницах таких газет, как например, "Город на цне" №8 от 2014 и "Житье-Бытье" №7 от 2014 года появились лишь короткие материалы, сообщающие о том, что сбили девушку, а по данному факту возбудили уголовное дело. А вот в передаче "Вести - Тамбов" произошедшему уделили большее внимание. В день случившегося вышел не слишком крупный материал, зато через некоторое время - целый сюжет под названием "Как продвигается расследование громкого ДТП, в котором погибла 19-летняя девушка".

В интернете инцидент также был максимально освещен порталами, такими, как,  например, Онлайн-Тамбов. Буквально через час здесь появилась  новость об этом ДТП - "В Тамбове водитель "КамАЗа" насмерть сбил 19-летнюю студентку".

В итоге получается, что СМИ нашего региона активное внимание уделяют крупным происшествиям с трагическим финалом, а остальные подают аудитории как статистику. Журналисты пытаются привлечь внимание общества к проблеме ДТП, показать, насколько страшными могут быть последствия несоблюдения правил дорожного движения и невнимательность за рулем. Именно поэтому сотрудники редакций и телерадиокомпаний подходят к освещению подобных материалов наиболее ответственно, что положительно сказывается на качестве статей и видеосюжетов. Несложно заметить, что в анализируемых выше материалах рассмотрено все до мельчайших подробностей. Это позволяет формировать определенные представления у аудитории, которые помогают ориентироваться  в различных жизненных ситуациях.