Сведения об образовательной организации

СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ РЕГИОНАЛЬНОГО ТЕЛЕВИДЕНИЯ

Попова О.Ю.
Тамбовский государственный университет имени Г. Р. Державина
kseniya2021@yandex.ru

Региональное телевидение как самостоятельная отрасль стала складываться в 90-ых годах прошлого века. В каждом регионе открывались свои телестудии, зачастую многие из них становились филиалами  федеральных, но наряду с этим открывались и частные региональные телекомпании.  Стали возникать понятия, которые сейчас все больше становятся предметом научного интереса и исследований, такие как: «региональное телевидение», «специфика работы региональных журналистов».

 В связи, с чем можно отметить, что региональное телевидение, безусловно, имеет генетическую связь с  федеральным, однако со временем все больше становится самостоятельным явлением нежели просто подсистемой центрального телевидения.

 Принятый в 1991 году Закон РФ «О средствах массовой информации» провозгласил право граждан на получение информации и недопустимость цензуры. А главное он дал возможность партийным и общественным, коммерческим организациям, а также отдельным гражданам право учреждать газеты, журналы, радио и телестудии. Это вызвало огромный рост численности печатной и радиотелевизионной продукции. В 1990-е годы право на ведение телерадиовещания получило более 1 200 независимых организаций и физических лиц.

22 декабря 1992 года впервые вышла в эфир Тамбовская государственная телевизионная и радиовещательная компания.   Это была новогодняя двухчасовая передача. «Среди первых программ 1993 года были: общественно-политическая программа «Выбор», историко-краеведческая «Родные пенаты». В 1994 году появились «Храмы земли тамбовской», о развитии сельского хозяйства  рассказывали авторы программы «Село: времена года», об  интересных людях в «Облике». Еще через год добавились - музыкально-развлекательная программа «Музыкальное рандеву»,  социальная - «Эпицентр». Затем фильм «Антоновщина» журналиста С.Фролова и оператора Ю. Сычева  занял первое место на Всероссийском фестивале. С 1998 года на телекомпании -  активный взлет, масса авторских программ, острых социальных сюжетов, фильмов и очерков». [3]

С 1993 года начинается история «Телекомпании «Полис». Следом выходит первая программа телеканала «Олимп».  10 апреля 1996 года  впервые выходит в эфир еще один частный телеканал -  «ВДВ», а еще через два года он по профессионализму догоняет  и перегоняет своих конкурентов. 

В 1999 году  на ТК «Полис» выходит в эфир одна из самых нашумевших и популярных программ – «Будни». Журналисты телекомпании стали пионерами прямого эфира и регионального ток-шоу.   В том же году на телеканале «ВДВ» создается первый интерактивный проект «День города», а чуть позже – оригинальное новостное вещание «Время новостей».

Смелые искания генерального директора В. Пересадько на ТК «Олимп» положили начало рождению развлекательного  формата на региональном телевидении. С 2004 года на «Олимпе» начинается и информационное вещание, редакционная политика которого была рассчитана на позитивные новости [1].

В 2003 году появляется телеканал «Новый век», учредитель – государственное предприятие областная телерадиокомпания «Тамбовская губерния». Новый телеканал профинансирован  администрацией Тамбовской области  и призван стать посредником между органами власти и населением. Благодаря грамотной политики руководства, телеканал быстро становится популярным  и занимает свое место на информационном рынке.

Стоит отметить, что время появления телеканала совпадает со временем застоя на региональном телевидении. Характеризуется это тем, что  в начале  2000-х гг. пик роста популярности телевидения в регионе прошел, телеканалы сталкиваются с финансовыми, кадровыми проблемами и усилением роли власти в СМИ. Период гласности и предвыборных гонок, когда телеканалы получали дополнительные финансовые средства от выборных компаний, когда можно было говорить и показывать то, что долгое время было под запретом, прошел. Теперь нужно было зарабатывать на рекламе и искать другие виды финансовой поддержки, таким образом, региональные телеканалы все больше становятся ангажированными, а лучшие журналистские кадры либо уезжают в столицу, либо меняют род деятельности, разочаровавшись в «несложившейся демократии».

Такое положение вещей сохраняется и первое десятилетие нового века, пока не заговорили всерьез о цифровом вещании. Главный вопрос этого периода – что будет с региональным телевидением? Новый формат передачи сигнала позволяет федеральным каналам иметь прямой доступ к аудитории по всей стране,  минуя посредников - региональные телекомпании. Расставание с сетевыми каналами (партнерами),  туманная перспектива попадания в какой-нибудь мультиплекс цифрового вещания  – все эти тревожные обстоятельства заставляют представителей региональных телекомпаний  уже который год усиленно искать свою нишу [2].

Намечаются новые тенденции развития региональных ТВ-компаний: усиление роли интернет-сайтов телекомпаний, появление новых форм интернет ресурсов, таких как региональные информагентства,  повышение  уровня собственного контента.

Самый простой путь для многих компаний - это интернет-вещание и продвижение своего сайта. Более сложный и затратный вариант -  это  создание своего полноценного канала с большой долей собственного программного продукта. Яркий пример первого варианта – телекомпания «ВДВ» и ее интернет-ресурс «vtambove.ru». Выпуск новостей ТК «ВДВ» на аналоговом телевидении построен на чтении и просмотре веб-ресурса «vtambove.ru».  Интернет-сайт насыщен актуальными новостями о событиях в городе, большим количеством фотоиллюстраций, имеются интервью со специалистами и спецрепортажи журналистов.

Тенденции, связанные с усилением роли собственного контента и созданием качественного программного продукта, прослеживаются в деятельности телекомпании «Новый век». Появившись гораздо позже остальных телекомпаний, она раньше столкнулась с необходимостью поиска новых форм развития. Сейчас на телеканале выходит широкий спектр авторских программ: от информационно-аналитических до развлекательных. Кроме этого творческая группа работников телекомпании создает документальные фильмы. Например, Фильм «Контрудар по Цепелину» получил высокую оценку жюри конкурса ТЭФИ. 

Во многих городах региональные компании стремятся стать самостоятельными, создавать свой уникальный контент. Для поддержки таких инициатив, обмена опытом, творческими и техническими ресурсами создаются синдикаты. Так в 2005 году при поддержке «Первого канала» и по инициативе региональных вещателей был создан Национальный Телевизионный Синдикат, который является контент-агрегатором разноформатного программного продукта региональных телекомпаний для организации собственного вещания. Ассоциации телевещателей и телепроизводителей Красноярского края «Енисей ТВ» активно продвигает интернет-платформу «Баррикады» для обмена телевизионным контентом между регионами. В Тамбове тоже есть подобный проект – интернет-платформа  «Мир регионального контента», созданный инициативной группой тамбовских журналистов. Посредством этого ресурса региональные телекомпании имеют возможность обмениваться уникальными телепродуктами: фильмами, ток-шоу, реалити-шоу, созданными в регионах. А также могут налаживать творческие и коммуникативные связи.

Объединение малых телекомпаний в одну, усиление роли собственного вещания и улучшение  качества программного продукта, появление творческих синдикатов и других объединений региональных компаний  - все это предпосылки становления регионального телевидения на новый путь развития. Каким он будет – покажет время, но уже сейчас можно  сказать, что региональные вещатели будут стремиться и уже стремятся создать действительную конкуренцию федеральным телеканалам.

Литература:

[1] Видная О.Е., Иванов А.И. Тамбовская журналистика: день вчерашний и день сегодняшний (к 15-летию журналистского образования в Тамбовской области [Текст] / О.Е. Видная, А.И. Иванов//  Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки.-2012.-Вып.3 (107).- С. 23.

[2] Павлова Л. Региональное ТВ готовит «кабельные подушки»  / Л. Павлова [Электронный ресурс] Режим доступа:  http://delta.donetsk.ua/2012/12/regionalnoe-tv-gotovit-kabelnye-podushki/ (11.12.2012)  дата обращения  28.10.2013.

[3] Хазиев А. История тамбовского государственного телевидения 1992 –2008 гг. / А. Хазиев. -  Тамбов. 2012.