Сведения об образовательной организации

ЖАНРОВЫЕ ПРЕДПОЧТЕНИЯ СУБРЕГИОНАЛЬНЫХ КАНАЛОВ (НА ПРИМЕРЕ ТЕЛЕКОМПАНИЙ Г. УВАРОВО, ТАМБОВСКОЙ ОБЛАСТИ И Г. БОРИСОГЛЕБСКА, ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ)

Зайцева Г.С.
Тамбовский  государственный университет  имени Г. Р. Державина
urtuvarovo@yandex.ru

Для анализа жанровых предпочтений субрегиональных каналов были взяты контент телеканалов МБУ «Уваровское телевидение», ФГТРК «Новый Век-Уварово» - г.Уварово, Тамбовской области, ТК «Светоч» и ТК «Пятидесятый» - г.Борисоглебск, Воронежской области.

«Жанр — одна из форм отражения объекта, жизненной ситуации, факта, одна из форм воплощения определенной идеи, мысли. Он – своего рода «опредмечивание» авторского, художественного замысла.  Принадлежность телепроизведения тому или иному жанру, как правило, определяется автором еще в предсъемочный период. Это связано с тем, что жанр рубрики или программы, в которой излагается информация, непосредственно влияет на все стадии телевизионного производства. Динамика съемки, текстовая стилистика, манера озвучивания, монтажные фразы подчинены одной идее, которая должна быть выражена в соответствии с законами избранного жанра».[1: 74]

Палитру информационных жанров можно наблюдать и в спецматериалах (авторских проектах), и в новостных программах, но последние более наглядно показывают именно жанровые предпочтения телекомпаний, потому что собственно «новости были и остаются лицом любого регионального ТВ и в последнее время предстают на экранах различных города в виде информационно-публицистического часа вечернего вещания в прайм-тайм с подробным освещением всех местных событий».[3: 20]

Жанровые предпочтения уваровских и борисоглебских журналистов в большей степени определяются желанием ответить на информационные вопросы: «кто?», «что?», «где?», «когда?», а вот «почему?» остаётся без ответа. Поскольку, чтобы ответить на него, помимо информационных, необходимо обратиться к аналитическим жанрам. Это порой не под силу субрегиональным журналистам. Причины разные:

  1. Определённые отношения с властью, которая или оказывает сильное влияние на работу канала, или игнорирует его, намеренно затягивая предоставление комментариев по различного рода поводам (а там глядишь, и актуальность вопроса отпадает).
  2. Отсутствие технической возможности.
  3. И не менее важный фактор, а где-то и решающий – отсутствие профессионалов, которым было бы под силу создать материал в одном из аналитических жанров, хотя элементы аналитики встречаются в информационных материалах.

Главными жанрами становится «отчёт» о прошедшем событии, который требует, на мой взгляд, меньшего мастерства в подготовке, разные типы «интервью», которые в данном случае не отличаются оригинальностью и глубиной постановки вопроса, и, как правило, согласовываются заранее, поэтому ответы в кадре не выглядят импровизацией или неожиданностью. «Заметка» также занимает своё передовое место в ряду жанров новостной программы,  часто встречаются и такие, порой незамысловатые, «выступления в кадре» довольно. «Репортаж» во всех его разновидностях -  прямой или фиксированный, событийный или тематический – перестал быть доминирующим жанром новостных региональных программ. Таким образом,  в новостных программах присутствуют в основном - информационные жанры, а вот с аналитическими возникают большие трудности. Даже в подготовке материала в жанре «пресс-конференции» журналисты умудряются убрать из него всякую аналитику и делают его похожим на интервью. Больше, чем у других каналов, этот жанр можно наблюдать у «Пятидесятого» (г. Борисоглебск), но не в новостной программе, а в авторском проекте «На равных», когда в студию приходит гость и юные журналисты задают ему вопросы. Но поскольку журналисты юные, «вытянется» ли программа в жанре «пресс-конференции» или нет, зависит от гостя в студии. В жанре «беседа», пожалуй, ведётся только две программы – программа «Пятидесятого» «Беседы с земляками» - скайп-беседа с героем программы, которая выигрышно смотрится лишь благодаря ведущей Елене Фоминых, а также «Прямой эфир» на «Уваровском телевидении», который ещё и является единственным примером интерактивной программы. Кстати, если говорить об интерактивности, то специалисты считают, что «интерактивность в телепередачах необходимо развивать, что позволит расширить круг обсуждаемых вопросов, который на сегодняшний день на региональных телеканалах представлен обсуждением проблем жилищно-коммунального хозяйства, здравоохранения, образования, которые отнюдь не исчерпывают ряд актуальных для жителей региона вопросов» [2:9]. Из художественно-публицистических жанров «Уваровское телевидение» и ТК «Светоч» (г. Борисоглебск) используют жанр «зарисовки» в материалах краеведческого характера. Хоть и очень редко, встречаются также портретные телезарисовки — «монозарисовки» (автор повествует об одном человеке) и «полизарисовки» (такой материал рассказывает о группе людей).

«Портретная зарисовка» в эфире региональной телекомпании, реже в новостных программах, чаще в авторских проектах на ТК «Светоч» в программе «Через века», на «Уваровском телевидении» в программе «Человек труда». Почему именно зарисовка, а не очерк? Склоняюсь именно к жанру «зарисовки» из-за небольшой протяжённости материалов.

Таким образом, подобный  жанровый выбор изучаемых телекомпаний можно назвать  «жанровым однообразием», хотя эта проблема относится не только к муниципальным, но и ко всем субрегиональным телеканалам: «В числе основных проблем функционирования муниципальных телекомпаний – не оперативность и малосодержательность материалов, жанровое однообразие, отсутствие «проблемных», аналитических, критических выступлений, затрагивающих интересы власти, а также низкий профессиональный уровень журналистов, нерегулярность выхода программ» [3: 200].

Исследуя контент данных телеканалов, можно утверждать, что жанровые предпочтения журналистов зависят от нескольких факторов:

1. Предмет будущего произведения и функции, которые должен выполнить созданный журналистом материал. К примеру, если это событие, то проще сделать отчёт о нём, включив «опрос-анкету» (блиц-опрос), поставив лайфы и «интервью-факты», чем подготовить «комментарий» или «обозрение».

2. Каждый жанр  связан с определенным типом жизненного материала и предназначен для решения определенной информационной задачи. Только на практике у региональных журналистов получается упрощение типа жизненного материала и решение однообразных информационных задач. Т.е. за основу берутся вопросы: «кто», «что», «где» и «когда», а «почему» остаётся в стороне.

3. Каждому жанру соответствует определенный метод работы с информацией. А региональные журналисты очень часто используют шаблоны при создании своего материала, и не важно, для какой программы он предназначен. Отсюда и получается жанровое однообразие. Хотя нельзя отрицать, что жанровое разнообразие проявляется при выборе сочетания полюбившихся жанров друг с другом внутри одного материала.

Ругать за подобное положение вещей региональных журналистов не стоит – главный сдерживающий разнообразие  жанров фактор – время, а точнее, его отсутствие при подготовке материала. В новостных программах редко используются так называемые «консервы» (материалы, не имеющие строгого временного ограничения в показе), которые можно готовить 1-2 недели. Как правило, два журналиста собирают программу из 3-5 новостей за 1-2 дня. А это большая нагрузка. Другое дело, конечно, если готовится авторский проект, то тут и аналитические, и художественно-публицистические жанры должны быть представлены гораздо шире, нежели они представлены на данный момент.

Литература.

1. Белоусова М.Н. Современное состояние и тенденции развития жанров тележурналистики [Электронный ресурс] / М.Н. Белоусова // Вестник РУДН. Серия: Литературоведение. Журналистика, 2011. — № 1. Режим доступа: http://media2050.ru/2012/01/15/89/– Дата обращения: 31.01.2014. – Загл. с экрана.

2. Белякова Н.Э. / Н. Э Белякова // Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Проблемы массовой коммуникации», 28-30 октября2010 г. (Тамбовский ГУ имени Г.Р. Державина).

3. Ершов Ю.М.Телевидение регионов в поиске моделей развития [Текст] / Ю.М.Ершов. – М.: Издательство Московского университета, 2012. - 340 с.

4. Зверева Н.В. Специфика профессиональной деятельности регионального журналиста [Текст] / Н.В.Зверева.-  М. 2002.