Сведения об образовательной организации

МОЛОДЫЕ ЖУРНАЛИСТЫ РЕГИОНОВ РОССИИ: ЦЕННОСТИ И ИНТЕРЕСЫ

 Н.В. Вакурова
Государственный университет управления
moskovkin_lew@mail.ru

В современной журналистике с ее конвергентными тенденциями следует учитывать не только интересы и ожидания аудитории, но и ценностные ориентации самих журналистов.

Опрос был проведен с целью изучения ценностных ориентаций регионального журналистского сообщества. Исследование обращено на перспективу развития традиционной и конвергентной журналистики, так как изучались интересы и ценности людей, которые будут во многом определять характер и направленность журналистики завтрашнего дня. Типологическая группа опрошенных составила 17 человек. Опрос проводился 5 марта 2014 года.

Группа опрошенных была объединена по принципу интереса к журналистике. В исследовании приняли участие молодые журналисты в возрасте до 25 лет, а также студенты вузов, интересующиеся журналистикой, публикующиеся в СМИ или ведущие свои блоги. В качестве респондентов выступили слушатели курсов, организованных для победителей всероссийского конкурса творческих работ на тему «Россия – наш общий дом» из различных регионов России: Башкортостан, Дагестан, Кабардино-Балкария, Карачаево-Черкесия, Северная Осетия, Ставропольский край, Чечня, Астрахань, Москва, Оренбург, Санкт-Петербург, Пенза и др.

Результаты опроса «Ценностные ориентации региональных журналистов»

Ответы респондентов на вопросы анкеты распределились следующим образом.

1. Может ли журналист всегда писать абсолютную правду?

Да – 3; нет – 14.

2. Вы больше доверяете Интернету или традиционным СМИ?

Доверяю Интернету – 7; не доверяю никому – 7.

3. Какую из тем вы бы выбрали для своей публикации?

Политическое противостояние – 7; проблемы детей-сирот – 5; национальный вопрос – 3; культура и искусство – 2.

4. Какие ценности, на ваш взгляд, наиболее популярны в молодежной среде (укажите не более трех)?

Рейтинг, популярность, слава, тщеславие, искусственные идеалы – 9;

карьера, успех – 9;

деньги, материальное благополучие – 8;

авторитет, самоутверждение, самовыражение, самореализация – 4;

«техника», веселье, отдых – 3;

любовь, общение с противоположным полом – 3;

религия 2;

дружба, братство – 2;

власть, влияние – 2;

бренд; гармония; мода; патриотизм; свобода; семья; справедливость; стремление к большему – указали по одному респонденту.

5. Кому из современных телеведущих вы наиболее доверяете?

Максим Шевченко – 6;

Владимир Познер – 6;

Александр Анатольевич MTV; Александр Гордон; Леонид Каневский; Михаил Леонтьев; Андрей Малахов; Владимир Соловьев; Иван Ургант; ведущие передач «Вести» и « Россия-24»; одинаково; никому – указали по одному респонленту.

6. Стали бы вы освещать тему бездомных животных?

Да – 11; нет – 6.

7. Должны ли журналисты открыто выражать в публикациях свои политические взгляды?

Да – 6; нет – 9; не знаю – 1; хотелось бы, но опасно – 1.

8. Что важнее лично для вас: семья или карьера?

Семья – 9; карьера – 2; не знаю – 2; можно совмещать – 2; семья, а до нее – карьера; нет ответа – 1.

9. Как вы думаете, способствует ли современная реклама продвижению общечеловеческих ценностей?

Да – 7; нет – 6; не знаю – 2; иногда – 1; сегодня – нет, но может брать на себя подобные ценности – 1.

10. Что следует запретить в журналистике?

Ничего нельзя запрещать – 4; выдумка, ложь – 3; безграмотность – 2; недостоверность; необъективность; предвзятость; указание национальной принадлежности преступников; оскорбление национальных и религиозных чувств верующих; пропаганда плохих ценностей; фальсификация исторических фактов; коррупция; глупые телепередачи («Давай поженимся», «Мы и они»).

11. Какие темы, по вашему мнению, мало освещаются в журналистике?

Культура – 3; социальные темы и проблемы – 2; дружба народов, примеры взаимопомощи народов – 2; семья; экономическая ситуация; воспитание; нравственность; наука, образование; работа общественных организаций; исторические корни текущих проблем; тема национальных культур; национальный вопрос; хорошие стороны народов России; тема России с т.зр. туризма (природа, города); воровство в большой политике и чиновничестве; не знаю.

12. Считаете ли вы, что темы национализма и патриотизма неправильно освещаются в СМИ?

Да – 14, в том числе «абсолютно согласна», «полностью согласна»; не всегда, частично, отчасти – 3;

13. Допустимо ли использование нецензурной лексики в социальных сетях?

Да – 6; нет – 10; да, со знаком «*» -1.

14. Вы чаще смотрите отечественные или зарубежные фильмы?

Зарубежные – 12; отечественные – 2; советские или про СССР – 1; хорошее кино – 1; все – 1..

15. Назовите три наиболее важные лично для вас ценности.

Семья – 8; карьера – 4; образование, самообразование – 4; достаток, материальное благополучие – 3; вера – 2; религия; справедливость – 2; честность – 2; свобода – 2. Также были названы: честь; признание; истина; здоровье; простота; открытость; верность; воспитание, уважение; взаимоуважение; толерантность; правда; дружба; уверенность в завтрашнем дне; дзен (гармония); любовь к людям как братьям, сестрам, доброта; порядочность, мир во всем мире; общественное благо; патриотизм; нация, гражданский национализм (величие и могущество России); сближение наций, народов; профессионализм; отдых; искренность и дружественность (что-то между дружбой и любовью).

По результатам опроса можно сделать следующие выводы. Говоря о других (молодежи вообще), респонденты указывают в качестве приоритетных ценностей популярность, славу, карьеру, успех и деньги. Говоря же о собственных ценностях, опрошенные поставили на первое место семью, и только на второе – карьеру: образование и материальный достаток оказались в равной степени значимыми и заняли третью строчку в рейтинге.

При выборе тематики для собственной публикации опрошенные отдали предпочтение проблеме политического противостояния. Однако в ответах на вопрос, какие темы недостаточно освещаются в СМИ, те же респонденты указывают культурную и социальную проблематику.

Во многом ценности молодежи формируются под влиянием кинематографа. Большинство опрошенных указали на то, что они намного чаще смотрят зарубежные фильмы, нежели фильмы отечественного производства. Исходя из этого, можно сделать предположение, что в молодежной среде все более значительное место занимают западные ценности, которые во многом также навязывает реклама. Молодые журналисты, понимая, что реклама может быть проводником позитивных общественных ценностей, считают, что на сегодняшний день большинство рекламных сообщений, размещаемых в СМИ, не выполняют эту миссию.

Результат опроса порождает парадокс: журналисты не доверяют СМИ. Возможно, такой результат связан с типологией данной группы по национальному и возрастному признаку. Наличие занятых в конвергентной журналистике поддерживает наличие определенного доверия к Интернету.

Кроме того, нельзя не заметить важность для респондентов тем, связанных с национальной политикой и национальным самоопределением, вопроса единства и взаимопомощи народов России, что подтверждает актуальность данной тематики и ее важности как тренда в современной региональной журналистике.

 На этом уровне соотношение  между глобальным и локальным так же очевидно, как и на всех других. Интернет, естественно, формирует глобальные тренды, но при огромной разнице в стоимости трафика по регионам, разнице в уровне конкуренции провайдеров, степени проникновения высокоскоростного интернета, наконец, при большой разнице в стилях жизни, уровнях образования, демографических параметрах населения различных регионов глобальный тренд имеет весьма различающиеся региональные локации.

Медиарегионалистика может стать направлением научных исследований,  изучающим специфику территориального медиаповедения людей. Представляется, что медиарегионалистика может быть обращена к двум основным проблемным,  взаимосвязанным, но не идентичным, областям: специфике региональных медиасистем и специфике регионального медиапотребления. Очевидная связь между этими областями или полюсами региональных медиаисследований очевидна, но не тотальна. В каждом конкретном случае она требует специального исследования и оценки.

Подводя итог сказанному, попробуем сформулировать, что же предлагается понимать под медиарегионалистикой.

Медиарегионалистика – отрасль медиаисследований, изучающая территориально обусловленное медиаповедение (медиапотребление и медиапроизводство) как некий  регионально ограниченный,  существующий продолжительное время  поведенческий паттерн, формирующий специфические для данного региона  способы и формы  медиатизации.

Примечания

1. Широчайший спектр подходом и пониманий этой области демонстрируют масштабные конференции и издаваемые по их итогам сборники. Так, например, обширный свод различных по идеологии, методологии, философии подходов отражен в недавних Материалах международной научно-практической конференции «Журналистика 2013»: «Регионы в российском медиапространстве» (М., 2014).

2. Подробнее об этом см.: Чернов А. Медиарегионалистика в парадигме российских исследований массмедиа// Национальные медиасистемы между национальным и глобальным: модели и тренды 2010-х гг. Тезисы, Пятые Международные научные чтения в Москве СМИ и массовые коммуникации 2013. – М., МГУ, 2013.

3. Сиди и смотри: Итоги 2013 года глазами телезрителей 20-ти больших городов страны // http://lenta.ru/articles/2014/01/22/2013tv/

4. Мехова А. Культура телесмотрения череповчан: телеспрос и телепредложение (по материалам социологических исследований) // СМИ на службе обществу. Справочно-аналитические материалы и практические рекомендации для журналистов // Редактор-составитель А.Чернов. - Вологда, 2004.- С.71-83.

5. Вырковский А.В., Макеенко М.И. Региональное телевидение России на пороге цифровой эпохи. - М., 2014.

6. Землянова Л.М. Инновации в концептуально-терминологическом фонде современной зарубежной коммуникативистики // Медиаальманах. 2013, №4. С.7.

7. Коломиец В.П. Медиатизация - социальный тренд //Философия коммуникативного пространства: расширяя галактику: Материалы Международной научно-практической конференции к 100-летию со дня рождения Герберта Маршалла Маклюэна.- М., 2012. С. 51-56.

8. Там же. С. 55.

9. Подробнее о модернизации и медиатизации в региональном аспекте см.: Чернов А.В. Медиа в «модернизационном дискурсе»: модернизация или медиатизация // Развитие русскоязычного медиапространства: коммуникационные и этнические проблемы: Материалы Международной научно-практической конференции. М., 2013. - С. 186-190;  Чернов А.В. Медиасоставляющая в структуре социального капитала региона// Социальный капитал как ресурс модернизации в регионе: проблемы формирования и измерения. - Череповец. ЧГУ, 2012. - С. 37-44.

   
Разделы