Сведения об образовательной организации

ОСОБЕННОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ РЕГИОНАЛЬНОГО ТВ В СОЦИОКУЛЬТУРНОМ АСПЕКТЕ (НА ПРИМЕРЕ АНАЛИЗА СМИ Г.ВОРОНЕЖА)

Шестерина А.М.
Воронежский государственный университет
shesterina@mail.ru

                 Взаимосвязь СМИ с различными сферами жизни социума является сегодня общепризнанной и не нуждается в дополнительной аргументации. Ее можно рассмотреть в двух аспектах:

  1. СМИ как средство создания смыслов (любое событие в любой сфере приобретает новый смысл в восприятии аудитории в зависимости от того, как о нем расскажут СМИ, какие акценты будут расставлены);
  2. СМИ как канал распространения смыслов, созданных в сфере культуры и искусства (показательна в этом отношении фраза «Если тебя нет на телевидении – тебя нет в политике»).

                 Точки соприкосновения культуры и искусства с другими сферами жизни общества неизбежно катализируют сложные явления и проблемы, требующие решения. Наиболее ощутим подобный процесс там, где речь идет о возможных каналах распространения культурных норм. Мы имеем в виду семью, систему образования, СМИ и, в первую очередь, - телевидение. ТВ характеризуется максимально полным охватом аудитории и предлагает нам образцы, позволяющие утверждать, что оно давно уже стало одним из важнейших каналов трансляции, популяризации и сохранения произведений искусства. Именно ТВ как никакой другой канал  способствует интериоризации явлений искусства в обыденное сознание масс.

                 Влиятельность этой сферы в последние годы возрастает. По данным социологического исследования, осуществленного TNS Gallup Media в январе 2012 года, среднее время телепросмотра в городах 100+ растет и составляет 5.2 часа (около 6 часов зимой и 4.8 летом).[1] В более крупных городах, таких как Воронеж, время телепросмотра увеличивается.

Значительную роль телевидения в распространении культурных ценностей фиксирует и аналитический отчет по итогам социологического исследования  по анализу и изучению культурной среды и культурной политики Воронежской области, который показывает, что наиболее популярным источником информации в области культуры и искусства для воронежцев стали телевизионные передачи: их выбрали 66,3% респондентов. Вторыми по популярности стали газеты и журналы: их назвали  46,5% респондентов. Заметно присутствие Интернет-изданий (37,7%), превзошедших по популярности радиопередачи (32,7%) и социальные сети  в Интернете (26,9%) (Диаграмма 1.).

Диаграмма 1. Источники информации о культурных событиях в Воронеже, в процентах по данным 2013 года: 1-из телевизионных передач; 2-из радиопередач; 3-из газет и журналов; 4-из интернет-изданий; 5-из социальных сетей в Интернет; 6-из наружной рекламы; 7-из других источников.

                 Существенной разницы в информационном поведении жителей Воронежа в зависимости от пола не наблюдается. Мужчины в большей степени предпочитают обращаться к сетевым ресурсам, чем женщины. Однако разница эта незначительна (График 1.).

График 1. Источники информации о культурных событиях в Воронеже, в зависимости от пола респондента, в процентах по данным 2013 года.

                 В сельской местности, где Интернет еще не получил широкого распространения, зависимость от ТВ порой тотальна. Вот почему именно телевидение как канал трансляции культурных норм и ценностей должно вызывать устойчивый интерес у всех структур, заинтересованных в положительной социокультурной динамике региона.

                 Включение средств массовой информации во все сферы развития общества произошла с невероятной быстротой.  Если принять время развития вида Homo sapiens (36000 лет) за одни сутки, то мы получаем следующую картину: 0:00 ч. - выход на сцену Homo sapiens, развитие речи; 8:00 ч. - изобретение наскальной живописи; 20:00 ч. - изобретение шумерской письменности; 23:38 ч. - изобретение книгопечатания; 23:57:04' -  звуковой фильм; 23:58:02' - цветное телевидение; 23:59:33' - телекоммуникации и компьютер.  Фактически, самый мощный канал циркуляции социально значимой массовой информации – аудиовизуальные СМИ, - появились на последних двух минутах в сутках существования человечества[2] и существенным образом изменили социокультурный ландшафт. В реалиях современной России СМИ в целом и телевидение в частности стали мощнейшим и одним из действительно влиятельных социальных институтов, чье воздействие распространяется на сферы политики, экономики, права и т.д.

Скорость перехода к информационному обществу, сложность постепенной адаптации человека к новым формам социального взаимодействия в значительной степени усилили долю участия медиасектора во всех сферах жизни. А резкое увеличение каналов дистрибуции информации и объемов доступного широкой аудитории аудиовизуального контента[3] снизило возможность критического восприятия видеопродукции. В ходе восприятия медиасообщений (и, в первую очередь, – телевизионной информации) в восприятии аудитории формируется то, что учеными принято называть третьей реальностью. Принято полагать, что под первой реальностью понимается мыслимая нами объективно существующая действительность. Вторая реальность - это отраженная действительность (сфера культуры, произведения искусства интегрированы в этот уровень реальности). Но именно на сегодняшнем витке развития цивилизации появляется третья реальность – созданная реальность, - Масс Медиа. Это также отраженная реальность, однако аудиторией она воспринимается во многом как первая, объективно существующая. Именно восприятие последней как объективной позволяет говорить об исключительности участия медиареалности в нашей жизни. Для того, чтобы события из сферы культуры и искусства стали известны большей части граждан, они должны освещаться средствами массовой информации, и в первую очередь электронными. В противном случае лишь небольшая группа людей, культурная элита общества будет знакома с происходящими процессами, и большая часть усилий по развитию культурного ландшафта региона не будет в достаточной степени эффективной. Между тем, результаты социологического исследования мнения жителей г. Воронежа относительно удовлетворенности содержанием и характером культурной среды показали, что в наименьшей степени культурному критерию соответствует характер ценностей, транслируемых СМИ и ТВ. Индексы  у этих показателей отрицательные, а именно -0,23; -0,33 соответственно (Диаграмма 2.).

 

Диаграмма 2. Индексы удовлетворенности содержанием и характером культурной среды Воронежской области.

       Такая ситуация, наряду с упомянутой ранее значительной информационной  ролью Медиа, свидетельствует о том, что проблемы в области взаимодействия СМИ и культуры в регионе есть и игнорировать их нельзя.

       В Докладе Общественной палаты РФ по вопросу: «Культура и будущее России. Новый взгляд» (2007 г.) читаем: «В современном мире телевидение   –  главный проводник, транслятор культурных образцов, идеалов, критериев опознания происходящего». Действительно, функции телевидения в формировании культурного информационного поля региона многогранны и в целом сводимы к следующим:

  1. Телевидение  – канал распространения культурных ценностей;
  2. Телевидение – средство формирования моделей их потребления;
  3. Телевидение – канал формирования моделей соучастия граждан в их создании и поддержании;
  4. Телевидение – средство переключения интереса с одной ценности на другую.

       Вышесказанное свидетельствует о том, что процесс формирования культурной политики в регионе должен теснейшим образом соприкасаться с корректировкой информационной политики. Во-первых, медиакультура давно уже стала неотъемлемой частью культуры в ее широком понимании, а во-вторых, без репрезентации в электронных СМИ любые усилия в области культуры и искусства сегодня будут заметно менее эффективны, чем могли бы быть[4].

       Однако на уровне Воронежа и Воронежской области системного взаимодействия в этой сфере не наблюдается. В отчете Департамента  культуры за 2012 год вопрос о СМИ не поднимается. В 2012 году в числе ключевых направлений в работе Департамента культуры было обозначена работа по обеспечению свободного доступа всех категорий граждан к культурным благам и информационным ресурсам, однако участие СМИ не рассматривалось. В предложениях по развитию отрасли на 2013-2015 год положений о средствах массовой информации также нет. В числе   реализуемых Департаментом связи и массовых коммуникаций Воронежской области проектов нет тех, что направлены на развитие СМИ. Отсутствуют такого рода проекты и в рамках деятельности Администрации городского округа города Воронеж. На ее сайте на 13.07.2013 последний видеоматериал о событиях в городе датирован 14.05.2013 и посвящен празднованию Дня Победы. Ситуацию подтверждают и результаты исследования группы экспертов, проведенного летом 2013 года в г. Воронеже, в которых в числе слабых сторон культурной политики региона называются «отсутствие гласности» и «диалога»[5].

Встречного движения со стороны электронных СМИ, телеканалов, заинтересованности их в поиске и распространении новейших событий в сфере культуры и искусства, значимых проектов в рамках эфирных (наиболее доступных населению) каналов мы также не обнаружили, что ощущается горожанами как определенный пробел в информационной политике региона. Это подтверждается результатами того же исследования, в котором была отмечена и проблема СМИ: «газеты, журналы, телевидение. Молодежь не верит им. А молодежь – это то, на что надо опираться. Каналы общения больше неформальные»[6].

Налицо разрыв между  имеющимся эффективным каналом распространения и интериоризации культурных ценностей и использованием этого канала со стороны структур, заинтересованных в таком распространении. Этот разрыв тем более опасен, что по результатам исследования, осуществленного летом 2013 года значительная доля респондентов (11% мужчин и 8% женщин) в числе ключевых проблем культуры Воронежа и Воронежской области называют недостаток информации о культурных мероприятиях[7].

       Вот почему вопрос об участии ТВ в социокультурном развитии региона актуален.

Система регионального телевидения Воронежской области сегодня фактически обрела все структурные компоненты, свойственные некогда общероссийскому телевещанию. По форме вещания его можно разделить на две группы – эфирное и неэфирное. Каждая группа будет иметь свои преимущества и недостатки относительно участия в культуроформирующем процессе (Таб. 1).

 

Эфирное

Неэфирное

Вещание

Эфирное наземное

Кабельное, спутниковое, сетевое, IPTV, мобильные сети

Бизнес-модель

Доходы от рекламы, дотации

Абонентская плата, доходы от рекламы

Стоимость

условно бесплатное

Платное (за исключением online-tv)

Каналы

В Воронеже около 20 общероссийских, в том числе региональных

В Воронеже более 100

Контент

В основном универсальный

В основном специализированный, нишевый

Таблица 1. Характеристика форм телевизионного вещания.

       Таким образом, современный рынок регионального ТВ способен самым активным образом участвовать в социокультурных процессах, происходящих в регионе – как в качественном, так и в количественном отношении. Вопрос заключается лишь в эффективности такого участия. Его оценка осложняется непрозрачностью рынка телеуслуг.

       Так, определить точный перечень телекомпаний, действующих в Воронеже и Воронежской области, невероятно сложно.

       По данным Департамента связи и массовых коммуникаций Воронежской области, в Воронежской области ныне действует только одна государственная телекомпания – ОАО «Студия Губерния» (http://www.gubernia-tnt.ru).

       «Справочник СМИ» Союза журналистов Воронежа включает в число телекомпаний также следующие:

Воронежская ГТРК, телекомпания (http://www.vestivrn.ru);

Рен ТВ-Воронеж, телеканал (http://www.ren-tv.com);

СТС-Воронеж, телекомпания (http://www.ctc.ru);

       В расширенный список телеканалов, производящих свой контент, можно включить следующие:

НТВ-Воронеж, телекомпания (http://www.ntv.ru);

41-ТВ, телеканал;

25 ТВ Край воронежский, телеканал;

КТВ, кабельный телеканал;

СВИК ТВ – сетевой телеканал (www.свик-тв.рф).

       Целевые аудитории эфирных каналов полностью совпадают с аудиториями каналов-партнеров. Аудитория КТВ – преимущественно 35+ со средним уровнем дохода. Зрители on-line ТВ – немногочисленная молодежная аудитория.

       Кроме того, жители Воронежа в различной степени (в зависимости от выбора поставщика услуг) имеют доступ к следующим эфирным каналам: Первый канал, Россия 1, Россия 24, Россия К, ОРТ, Россия 2, НТВ, СТС, ТНТ, ТВЦ, Домашний, Все ТВ, Рен ТВ,  5 канал, Карусель, Телекомпания ПЯТНИЦА, ТВ 3, Ю, Перец, МИР, Звезда[8].

       Возможности доступа к телеканалам без производства собственного контента в г. Воронеже предлагают:

  1. ОАО «Телесервис», ОАО «МТС» - пакет домашнего телевидения МТС «Классика» в г. Воронеж включает 36 каналов. Среди них Discovery Channel, Animal Planet, «Дом кино», «ТВ 1000», «Ретро» и другие. Ежемесячная плата на тарифном плане «Классика» с 1 июля 2013 года - 175 рублей;
  2. ДОМ.RU – предлагает два пакета услуг: ДОМ.RU TV – 86 цифровых канала, 34 HD-канала; КАБЕЛЬНОЕ ТВ – 62 кабельных канала, 18 цифровых каналов;
  3. Ростелеком – предлагает 4 пакета услуг: Популярный – 103 канала; Детский – 43 канала; Спортивный – 47 каналов; Кино – 57 каналов.

       Можно также назвать и менее влиятельных поставщиков услуг: Стрим Воронеж, Эр-Телеком Холдинг и др.

       В числе транслируемых ими кабельных каналов к каналам, выполняющим культурно-просветительские функции, условно можно отнести следующие: Viasat History, Nat Geo Wild, Discovery World, Кто есть кто, Оружие, Зоопарк, OceanTV, Просвещение, Discovery Invistigations, Агро ТВ, Animal Planet, Наука 2.0, Охота и рыбалка, English Club TV, Страна, Galaxy, Телепуешествия, CBS Reality, Discovery Science, Закон ТВ, Первый образовательный, Viasat Nature, Ностальгия, Моя планета, Nachional Geographic, 24 Техно, Здоровое ТВ, Da Vinci Learning, 24 док, 365 дней, Travel And Advanture, Viasat Explorer, Discovery Chanel.

       Таким образом, в Воронеже, как и в России,  неэфирное ТВ практически полностью закрывает ниши, которые не может перекрыть эфирное ТВ.

          Также на территории г.Воронежа и области действует немало продакшн-студий. Учесть их все не представляется возможным, поскольку многие из них предпочитают не регистрировать свою деятельность. В числе ключевых игроков можно назвать:

  1. Wizart Animation. Одна из наиболее быстро развивающихся анимационных студий в России. Была основана в 2007 году в Воронеже на базе студии, занимающейся разработкой и локализацией мультимедийных продуктов и программного обеспечения. Сегодня это студия компьютерной анимации, где работаю специалисты из России и Украины. Основное направление деятельности Wizart Animation – производство высококачественных семейных анимационных фильмов и мультипликационных сериалов. В январе 2012 года студия выпустила свой первый большой проект 3D-фильм «Снежная королева». На текущий момент в работе у студии находится анимационный 3D-фильм фильм с рабочим названием «Волки и Овцы», а также продолжение истории Снежной Королевы, которая выйдет на экраны в 2014 году (http://www.wizartanimation.com);
  2. Art BOFFO Studio – продакшн-студия, разрабатывающая видеопродукцию разного уровня и степени сложности – от презентационных и рекламных роликов до корпоративных фильмов;
  3. Mastervideovizitok – студия видеопроизводства, занимающаяся, в основном, рекламной деятельностью;
  4. Объединение Droizvodstvo – продакшн-судия, оборудование и квалификация сотрудников которой позволяет создавать аудиовизуальные продукты средней степени сложности;
  5. HELIKAM – съемка объектов с воздуха;
  6. Специализированное агентство Кристалл – съемка видео разной степени сложности и различного (в зависимости от требований клиентов) качества;
  7. ВИДЕО/ФОТО студия "VOLEM CINEMA" – клипы разной степени сложности, концертная съемка;
  8. Видеостудия МАРГО – в основном свадебная и рекламная съемка;
  9. Mainemotion – видеоклипы, еврофильм, репортажный фильм;
  10. Art-BOFFO Studio – видеозарисовки, love Story, музыкальные клипы, рекламные ролики.

          Перечень продакшн-студий может быть продолжен, однако важно отметить, что самостоятельным креативным производством занимаются единицы. В основном речь идет о выполнении требований клиентов. Уровень исполнения, как правило, неэфирный. Количественные и качественные показатели не всегда совпадают.

                 Если обратиться к качественному анализу каналов, аудиовизуальный контент которых отражает культурную жизнь региона, то сектор культуры на этих телеканалах представлен слабо. Передачи, производимые воронежскими телеканалами, единичны и, как правило, выходят еженедельно за исключением новостных выпусков (Таб. 2).

Телеканал

Передачи социокульурной проблематики

ТНТ Губерния

«Адрес истории» - познавательно-развлекательная историческая программа;

«Марафон» - телевизионный информационный журнал о физической культуре и спортивной жизни области;

«Атмосфера» - музыкальное интерактивное шоу.

ВГТРК

 

«Проселки» – программа о жителях воронежской области;

«Вести: Культура» – новости.

Рен ТВ-Воронеж

«Энциклопедия здоровья «– познавательно-развлекательная программа.

КТВ

 

«Променад» - программа об архитектуре Воронежа;

«Спорт 36» – программа о спорте в Воронеже;

«Звездопад» – бесплатное размещение музыкальных клипов воронежских исполнителей.

Таблица 2. Передачи культурно-просветительской тематики, выходящие на региональном ТВ.

     Необходимо отметить постепенное вытеснение культурно-просветительских программ из сетки вещания воронежских телекомпаний. Так, телекомпания «Губерния» еще несколько лет назад могла предложить зрителю более широкий спектр такого рода передач, отвечавших самым взыскательным вкусам телезрителей. Большой популярностью среди сельских зрителей пользовалась передача «Село на село», структурно формировавшаяся на основе конкурса частушечников. Любовь воронежцев и жителей области к частушкам отразилась и в высоко оцененном зрителями документальном фильме о Марии Мордасовой. Выходила документальная линейка программ Театра драмы им. А.Кольцова «Монолог», детские и молодежные культурно-просветительские передачи. Важно констатировать не только их количественное богатство и качественное разнообразие, но и глубокий подход к рассказу о культурных ценностях, отличавшийся диалогичностью и опорой на интересы воронежского зрителя.

Как справедливо отмечается в Докладе Общественной палаты РФ по вопросу «Культура и будущее России. Новый взгляд», о телевидении, о культурных матрицах, им распространяемых, мы не говорим никогда. А ведь воздействие ТВ в области освещения вопросов культуры призвано пробудить у зрителя эмоциональную память и возможно лишь тогда, когда тележурналист эффективно задействует основные метапрограммы, важнейшими среди которых для местного вещания можно считать следующие:

  1. Метапрограмма «Люди». Формирует признание права человека на индивидуальность, толерантность, интерес к неординарной личности.  В данном случае персона, личность становится ключевой фигурой действия, и именно она привлекает внимание к повествованию, рассказу о том или ином событии в области культуры. Такая метапрограмма эффективна в том случае, если телевизионное произведение построено на доминировании прямой речи источника информации. Студийные беседы – ярчайший тому пример. Телеэфир Воронежа богат программами такого формата («Встречи на журфаке», «Зеленая лампа», «Белый альбом»). А вот иная форма реализации метапрограммы – портретные документальные фильмы и передачи, – практически исчезла с экранов воронежских телеканалов;
  2. Метапрограмма «Ценности».  Опирается на уже сложившиеся духовные потребности аудитории и построена на их демонстрации. В рамках этой  метапрограммы автор берет на себя сложную миссию возвращения аудитории забытой информации о культурных ценностях или (что сложнее)  распространения абсолютно нового для широкой аудитории знания. Но в данном случае ценность этого знания должна быть доказана – и именно вокруг этого выстраивается ключевой конфликт передачи. К метапрограмме «ценности» в рамках воронежского телеэфира можно отнести программу «Променад». Эта же метапрограмма реализуется в случае, когда речь идет о крупных событиях и явлениях в сфере культуры (Платоновский фестиваль);
  3. Метапрограмма «Сходство». В значительной степени затрагивает вопросы бытовой культуры. Базируется на перемещении зрителя в простую среду с целью создать образ доступности, похожести. В данном случае механизмы отождествления позволяют зрителю погрузиться в мир экрана («Проселки»);
  4. Метапрограмма «Процесс». Актуализирует значимость самого события, а не только его результата. Построена на демонстрации сцен  жизни.  В такой программе обязательно должна быть пружина действия, какой-либо конфликт, связанный с риском решения проблемы или раскрытия интриги. Внешний темпоритм определяет качество такого произведения. Процессом может стать повествование или показ истории создания шедевра, путешествие по каким-либо культурно-историческим местам, сопряженное с определенными трудностями или неожиданностями, шоу и спортивное мероприятие («Атмосфера», «Марафон»). Такого рода телепрограмм на воронежском экране слишком мало. Могло бы быть значительно больше за счет увеличения в сетке вещания прямых трансляций (подобных осуществленной ВГУ трансляции пресс-конференции Владимира Познера) или документальных фильмов («Золотое кольцо России»);
  5. Метапрограмма «Прошлое». Акцентирует важные моменты истории в монологовой или документальной форме («Адрес истории»).

     Активное и грамотное использование этих метапрограмм, их баланс позволяют интегрировать представления о социокультурной палитре региона в сознание воронежцев наиболее полно и непротиворечиво. Сегодня этот потенциал задействован не полностью. Эффективность отрасли в этом смысле можно оценить как слабую.

     К основным критериям эффективности отрасли можно отнести:

- рейтинги передач о культуре, их действенность, индекс цитируемости (на уровне региона не изучается);

- увеличение их количества в сетках вещания каналов (в последнее время отмечается сокращение. Так, ВГТРК, ТНТ Губерния устранили  из сетки вещания ряд культурно-просветительских программ, прекратил свое существование канал Форум 36, имевший сравнительно большой объем культурно-просветительских программ);

- легкий поиск таких передач и формирование к ним устойчивого интереса (поиск затруднен и, в силу этого, возможности расширения круга зрительской аудитории ограничены).

     К экономическим показателям эффективности отрасли можно отнести:

- интерес спонсоров и рекламодателей (имеется к телеканалам в целом независимо от типа телепередачи);

- доходы СМИ, связанные с развитием сектора (информация недоступна);

- адекватная заработная плата у людей, освещающих вопросы культуры.

     По этим показателям отрасль в целом не может быть оценена как благополучная и эффективно функционирующая.

     Не смотря на это, нельзя не отметить существующие в целом позитивные тенденции:

- рост числа каналов (появляются сетевые каналы – ВИУ ТВ, а затем СВИК ТВ);

- появление большого количества творческих коллективов («продакшн-студий»), которые способны производить качественный продукт, но нередко не регистрируют себя.

- развитие некоторых секторов медиапроизводства (мультипликация: «Снежная королева», музыкальные клипы);

- укрепление образовательной базы (развитие на факультете журналистики ВГУ профиля «Телевидение и радиовещание», открытие на базе факультета нового для России направления «Телевидение», развитие сектора дополнительных образовательных услуг на телеканалах (ТНТ Губерния) и в вузах (ИПК ВГУ, краткосрочные курсы);

- наличие площадок для профессионального взаимодействия (фестиваль «АРТ квадрат», включающий кинономинацию, конкурсы «Новое поколение», «Репортер», «REC’орд»);

- наличие акций и мероприятий, инициируемых самими телеканалами (ТНТ-Губерния: Детский фестиваль «Старая-старая сказка» (2011, 2012,2013 гг.), «Я люблю ТНТ-Губерния» (2013), ТЭФИ-Регион (2010), Кулинарный конкурс среди телезрителей (2011), Лидер года (2010, 2012). Рен ТВ: презентации телесезонов (2012), кастинги, пресс-конференции, промо-акции).

                 К основным проблемам и негативным тенденциям можно отнести следующие:

- отсутствие связи между производителем и транслятором (отсутствие в сетке вещания эфирных каналов ниш для трансляции информации о событиях, связанных со сферой культуры; отсутствие значимых и широко известных зрителю телевизионных проектов в этой сфере);

- низкий уровень подготовки материалов (стереотипизация: одни и те же лица, одни и те же события, отсутствие поиска новых форм, утрата традиций); доминирование «интересов нижней части тела» (страх, секс, насилие, самосохранение) в ущерб верхним уровням (творчество, труд, мастерство, открытость, сострадание);

- понижающая селекция (качественный зритель не воспроизводится); примитивизация сложных явлений;

- отсутствие поддержки креативных проектов («Встречи на журфаке» без финансирования выходят 4 сезона, в целом произведено более 50 выпусков. Без финансовой поддержки уже 5 лет проводится единственный в России международный конкурс вузовского аудио- и видеотворчества «REC’орд»).

                 К сожалению, разрушение традиционных канонов, сложившихся  в подходе к освещению культурной тематики, приводит к катастрофическому опустошению содержания самих произведений искусства и является наиболее серьезным поводом для беспокойства.

                 Если рассмотреть проблему освещения вопросов культуры и искусства на телевидении шире, чем просто в рамках тематических передач, то окажется, что практически любой аудиовизуальный фрагмент служит источником знаний о культурных ценностях и их носителем. Примером может служить реклама, которая пестрит прецедентными текстами и образами. С учетом ее повторяемости она становится едва ли не ключевым носителем сведений о культурных стереотипах. В числе ключевых приемов ее создания на уровне региона, соприкасающихся со сферой культуры и искусства, можно назвать визуализацию стереотипа, использование символов прошлого,  использование национальной символики, использование произведений искусства.

                 Основные причины изменений отмеченных выше позитивных и негативных процессов таковы:

- системные изменения отрасли (коммерциализация, сегментация рынка, развитие конвергентных СМИ, подготовка к переходу на цифру) требуют новых форм организации деятельности, поиск которых пока осуществляется методом проб и ошибок;

- концентрация медиавладельцев на рейтингах и потребность получать финансовую выгоду. Пагубность рейтингового подхода была отмечена еще в упоминавшемся выше Докладе Общественной палаты РФ: «Концепция ТВ как сферы обслуживания позволяет внедрить в общественное сознание базовую установку:  телевидение лишь удовлетворяет имеющиеся на данный момент потребности большинства зрителей и полностью от них зависит. Никак не способно повлиять на состояние самовоспроизводящихся вкусов». Сегодня, как и в 2007 году, рейтинговый подход сохраняется, но по-прежнему отсутствует представление о том, каким образом массовая информация культурной проблематики может коммерчески прибыльной;

- отсутствие четкой координации сектора со стороны властей. Частные инвестиции здесь не позволяют решить задачу системно и в динамике (пример – ВИК ТВ, просуществовавший в режиме вещания информационного телеканала чуть больше года), поскольку анализируемая сфера, как правило, не дает быстрой прибыли;

- разобщенность, отсутствие профессиональных связей в медиасреде, высокая степень конкуренции.

                 Первостепенные задачи в области информационной политики в сфере культуры, на наш взгляд, таковы:

- формирование полноценной и регулярно обновляемой базы данных электронных СМИ г. Воронежа и Воронежской области;

- мониторинг качества и количества телепродукции культурно-просветительской направленности, поддержка медиаисследований в этой сфере.

- разработка четкой информационной политики властей в сфере культуры на основе системности и учета динамики сектора и в кооперации Департамента культуры и Департамента связи и массовых коммуникаций;

- целевое финансирование проектов, связанных с трансляцией культурных и духовных ценностей и поддержанием интереса к ним; политика налогового протекционизма;

- организация фестиваля региональных телекомпаний на базе независимой профессионально грамотной структуры (например, факультет журналистики ВГУ) с целью обмена опытом и установления прочных коммуникаций, а также интеграции ТВ в культурную среду региона;

- поддержка активно развивающихся проектов в сфере анимации.

                 В перспективе представляется целесообразным рассмотреть вопрос о создании мультимедийной медиаплощадки, которая выполняла бы функции своего рода информационного сектора и, используя собственные ресурсы и ресурсы всех существующих СМИ, своевременно, полно и корректно информировала бы жителей г. Воронежа и Воронежской области о наиболее значимых событиях, отражающих социокультурную динамику жизни региона. На базе этой площадки можно было бы объединить усилия организаций культуры, сектора образования, политики и т.д., осуществлять постоянное взаимное информирование и кооперацию разного рода отраслей культуры и искусства.

                 В целом можно заметить, что количественный анализ медиасектора относительно его участия в реализации культурной политики региона малоэффективен. Анализ качества контента имеет здесь решающее значение. Мы живем на этапе доминирования информационной цивилизации, когда проникновение СМИ в нашу жизнь становится повсеместным и телевидение конструирует социальную реальность через формирование экранных образов. В этой ситуации игнорировать его участие в формировании культурной среды региона невозможно. Информационная политика и культурная политика, несомненно, должны иметь больше точек соприкосновения, чем те, которые обнаруживаются сегодня.

[1] 01.01-31.12.12, аудитория 4+, 25-55 В+,  aver time view reach, час., исключая категории  видео,  другое, TNS Россия, TV Index

[2] Этот процесс проходил настолько интенсивно, что не мог не сопровождаться сбоями в адаптации, примеров которых в рамках медиапсихологии зафиксировано немало.

[3] По данным на 2009 год в мире ежегодно производится 407000 лет общедоступного телеконтента (час  телетрансляции – около 2 Gb). Требуется 581 человеческая жизнь (при средней продолжительности 70 лет), чтобы его просмотреть. В таком объеме информации осуществлять грамотный избирательный поиск и критическое восприятие крайне сложно. Источник: Marissa Mayer, 2009, Edinburgh TV Festival, UK.

[4] Репрезентация должна быть адекватной замыслу криэйторов культурных событий и явлений, а не какой угодно.

[5] Аналитический отчет по итогам социологического исследования по анализу и изучению культурной среды и культурной политики Воронежской области. – Воронеж, 2013.

[6] Там же.

[7] Там же.

[8] По данным Ростелеком от 01.07.2013.

   
Разделы