Сведения об образовательной организации

ОСВЕЩЕНИЕ ПРЕССОЙ РЕГИОНАЛЬНОГО ЭТАПА ТЕАТРАЛЬНОГО ФЕСТИВАЛЯ ИМЕНИ А.П. ЧЕХОВА

Волынкина А.В., Зверева Е. А.
Тамбовский государственный университет имени Г. Р. Державина
nastya-volynkina@yandex.ru

Сегодня тем, что происходит на большой сцене, мало кого удивишь. Гораздо интереснее наблюдать за провинциальным зрителем. Порой, словно на десерт ему выдают новое неизведанное лакомство и следят за реакцией. Чеховский фестиваль ездит по регионам, словно делясь кусочками большого пирога с ценителями театрального искусства. Псков, Воронеж, Екатеринбург – это немногое из классики региональной карты фестиваля. И, как подарок городским театралам, был среди прочих городов и Тамбов.

Региональные показы спектаклей – роскошь, как поясняет Валерий Шадрин, директор международного театрального фестиваля имени А.П. Чехова. В своём интервью телеканалу «Россия К» он это комментирует: «Ни один театр, включая оперные, не оснащен современным оборудованием. И приходится, чтобы показать спектакль на периферии, везти с собой оборудование. А раз оборудование – значит людей. А это все дорогое удовольствие» [5].

Про разницу между провинциальной сценой и, к примеру, «Кеннеди-центром» в Вашингтоне, говорит и актер Михаил Жигалов в своём интервью сайту «Самара 24»: «Разница только в техническом оснащении. Нет в России такой театральной культуры, как, скажем, в Англии. Нет и поддержки властей – а ведь от нее зависит очень многое, в том числе – средства на содержание театра в нормальном состоянии, на его техническое оснащение, на привоз зарубежных постановок. Надеюсь, что постепенно эта ситуация будет меняться» [3].

Оборудование для современных постановок, безусловно, очень важно. Редкие спектакли обходятся без них. В июне 2010 года в Тамбов привозили спектакль «Донка» швейцарского режиссёра Даниэле Финци Паска. Вместе с актёрами на огромном автобусе ехало нужное оборудование, ведь на сцене Тамбовского драматического театра служители Мельпомены устроили нечто! Мало того, что внизу перед зрителями предстала настоящая ледовая площадка, так ещё  вверху акробаты выделывали неподражаемые номера на обручах, лентах. Впечатлениями от увиденного спектакля поделилась с «Тамбовским курьером» тамбовчанка Оксана Крешлина: «То, что мы увидели, - впечатляющее зрелище. Я просто счастлива, что попала на эту постановку. «Донка» - целый синтез искусств: театрального, циркового… Такого Чехова я еще для себя не открывала, теперь, благодаря фестивалю его имени, я иным взглядом смотрю на творчество классика» [4].

С региональным туром Чеховского фестиваля случилось путешествовать и внучке Чарли Чаплина – Аурелии Чаплин. В интервью «Российской газете» она делится впечатлениями, ни слова не говоря о технической составляющей,  а лишь о городах, публике, эмоциях: «Это необыкновенные ощущения – показывать наш спектакль в совершенно другой культуре. Особенно в той, которой ты всегда восхищался. У русской публики есть хорошее качество: реакция всегда искренняя, без подделки. Люди не стараются быть вежливыми и корректными, если им что-то не нравится. И наоборот. Любопытно было видеть театры, в которых мы выступали, где работают так, как привыкли лет 20 назад. Мы были в одном месте, но как будто в разное время. Это стало упражнением – как сотрудничать с людьми, которые работают иначе, чем ты привык. Оказалось очень полезным и обогащающим опытом» [2].

Можно восторгаться набережными провинциальных городов, теплом публики и сетовать на плохую оснащённость театров, но проблемы есть и в театральной столице России. Об этом не раз в интервью «Российской газете» говорит директор театрального фестиваля имени А.П. Чехова Михаил Швыдкой. Он, например, озвучил предложение построить Москве новый театр. Не потому что имеющихся не хватает, а затем, чтобы новый был оснащён современным оборудованием, в котором всегда есть потребность. На время фестиваля это здание, к примеру, может использоваться для показов спектаклей: «Москва – театральная Мекка, но ни одного современно оборудованного здания в этой «Мекке» нет. Вот и все. Кстати сказать, такие современные здания должны по идее быть в каждом миллионом городе, тогда по-другому развивалась бы вся ситуация. Ну, хотя бы одно современное здание на весь город. Нам нужен большой, простой, технически оснащенный, модернизированный центр Мейерхольда – только в 10 раз больше. Вот приблизительно, что нам надо. Ничего этого нет. Мечта моя такая» [1].

Если суммировать все те слова, которые театралы говорят о провинции, то по большей части искушённые заслуженные деятели театра восторгаются где-то нетронутостью природы, где-то старой (иногда полуразрушенной) архитектурой. Понравиться провинциальному зрителю для всех очень важно. Донести идею спектакля, особенно авангардного, сложно, а потому интересно. Зритель на периферии тяжело воспринимает отход от классики и об этом говорит Михаил Швыдкой. Важно порционно выдавать новое, чтобы успели распробовать. Если же говорить об оснащённости театров, то это беда всех провинциальных городов. И, как оказалось, в некоторой степени даже столицы России. Слишком много забот у региональных властей помимо культурного обогащения жителей. Привезти спектакль – это уже вложения, порой, немалые. А местным труппам, как героине советского мультфильма «Честное волшебное», «сойдёт и так».

Хочется надеяться, что вместе с развитием театрального фестиваля имени А.П. Чехова, и всё большим показом мировых спектаклей на периферии, придёт и возможность модернизировать сцены, чтобы театральные труппы приезжали в регионы чаще и знакомили жителей провинциальных городов с великим творчеством. 

Список используемой литературы:

1 Карась А. И только «Фела» до нас не долетела // Российская газета – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.rg.ru/2013/05/17/fest.html. Дата обращения: 14.03.2014

2 Кудрявцева В. Чаплин в юбке // Российская газета – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.rg.ru/2013/07/10/chaplin.html. Дата обращения: 14.03.2014

3 Борисенкова Е. Михаил Жигалов: «Маме в самарском роддоме приходилось палкой отбиваться от крыс // Самара.24  – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://dosug.samara24.ru/news/2013/05/04/mikhail_zhigalov_mame_v_samarskom_roddome_prikhodilos_nochju_palkojj_otbivatsja_ot_krys/. Дата обращения: 14.03.2014

4 Насонова Е. Тамбовчане увидели «Донка» // Тамбовский курьер – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.tmbtk.ru/culture/417/. Дата обращения: 14.03.2014

5 Казюкова Ю. К началу Чеховского фестиваля всё готово // Россия К – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://tvkultura.ru/article/show/article_id/92361/brand_id/19725/type_id/3. Дата обращения: 14.03.2014

   
Разделы