Сведения об образовательной организации

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РЕГИОНАЛЬНЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ АГЕНТСТВ ЦФО В СЕТИ ИНТЕРНЕТ (НА ПРИМЕРЕ ИА «БЕЛ.РУ», «ГОРОД_24», «МАЛАЯ РОДИНА», «ОНЛАЙН ТАМБОВ.РУ»)

Балабанова Ю.Р.
Тамбовский Государственный университет им. Г. Р. Державина
Juliana.Balabanova@yandex.ru

Становление глобальной сети Интернет как одного из важнейших компонентов современной системы СМИ позволило массовой коммуникации выйти на принципиально новый уровень - «высокоскоростной, трансграничный, низкозатратный, интерактивный, мультимедийный». [4]

Традиционно информационные агентства не рассматриваются исследователями в качестве самостоятельного СМИ. Я.Н. Засурский дает следующее определение: «информационные агентства — специализированные информационные предприятия (организации, службы, центры), обслуживающие СМИ. Их основная функция — снабжать оперативной политической, экономической, социальной, культурной информацией редакции газет, журналов, телевидения, радиовещания, а также другие учреждения, организации, частных лиц, являющихся подписчиками на их продукцию». [6]

Если до появления сети Интернет информационные агентства не могли предоставить свой уникальный информационный продукт аудитории без посредников и как следствие без изменений, вносимых ими, то глобальная сеть предоставила им возможность непосредственной коммуникации с реципиентом, тем самым превратив в новый самостоятельный тип средств массовой информации.

Информационное интернет-агентство по определению Э. В. Могилевской, - это специализированная организация, сочетающая в себе функции СМИ и информационного агентства, занимающаяся сбором, обработкой и распространением информации через Интернет и другие цифровые средства связи, как для самих СМИ, так и для массовой аудитории. [4]

Выделив информационные интернет-агентства как тип СМИ, можно применить к ним классификации традиционных. Э. В. Могилевская в своей статье «Информационные агентства в Интернете» предлагает классификацию с использованием различных признаков деления: форма функционирования; специализация деятельности; распространение и масштаб деятельности; жанровое разнообразие, авторский состав и другие.[3]

Н.Б. Кириллова, также выделяет «повышение оперативности сообщений за счет разработки и освоения новых технических средств передачи информации» как основное направление развития информационных агентств. [1:129]

Опираясь на классификацию по распространению и масштабу деятельности, а также по специализации деятельности, в данной статье мы рассмотрим основные направления деятельности региональных информационных агентств общего профиля (универсальных) в сети Интернет.

К формальным «маркерам» средств массовой информации относится и сведения об их легализации, которая в России осуществляется посредством регистрации. В данной работе мы проанализируем деятельность информационных агентств Центрального федерального округа, которые имеют свидетельство о регистрации СМИ в качестве электронного периодического издания, а именно ИА «Бел.Ру» (Белгородская область), «Город_24» (Брянская область), «Малая родина» (Рязанская область), «Онлайн Тамбов.ру» (Тамбовская область).

Основное направление деятельности любого информационного агентства заключается в первую очередь в подготовке новостной информации. В интернет-агентствах информационные сообщения  сначала помещаются в новостную ленту, где по мере устаревания они замещаются более актуальными материалами. Так же новости распределяются в тематические колонки.

На главной странице сайтов всех рассматриваемых ИА также предусмотрен раздел «Главное», куда помещаются наиболее актуальные для читателей новости. Принимая во внимание факт, что все ИА по содержательно-тематической направленности являются общими (универсальными) и освещают разносторонние сферы жизни общества, набор рубрик на сайтах приблизительно одинаков. ИА «Город_24», например, предлагает такие рубрики, как  «Сегодня», «Экономика»,  «ЧП», «Спорт», «Культура», «Среда обитания», «Транспорт», «Люди». Читатель ИА «Онлайн Тамбов.ру» найдет на страницах сайта новости таких рубрик, как «Общество», «Происшествия», «Культура», «Спорт», «Новости бизнеса».

В настоящее время на развитие информационных агентств как составляющих интернет-пространство оказывает влияние трансформация Сети, которая началась с 2001 года после краха «доткомов» (обвальное падение акций крупных интернет-компаний на бирже NASDAQ весной 2000 года), и развитие интернет-сообщества по новым принципам открытости и коллективизма. Исследователь Тим О`Рейлли назвал данное явление Web 2.0 [5].

Особенностью Web2.0. является принцип привлечения пользователей к наполнению и многократной выверке информационного материала. Эта методика дает ИА возможность не только регулярно обновлять свою контентную базу, использовать ресурсы социальных сетей и повысить уровень интерактивности своей работы. Именно вовлечение пользователей в активный диалог с редакцией позволяет журналистам находить новые злободневные темы для публикаций.

На сайте ИА «Бел.ру», например, существует  раздел «Народные новости», куда может прислать новость с фото- и видеоматериалами любой читатель, а также система авторских блогов. Редакция ИА «Малая Родина» проводит активную работу с читателями. На сайте существует рубрика «Вопрос-ответ», куда обращаются читатели с различными просьбами и вопросами.

Важным элементом, влияющим на функционирование ИА в сети Интернет, является интеграция с социальными сетями. На сайтах всех рассмотренных ИА существует система авторизации через наиболее популярные социальные медиа: соцсети «ВКонтакте», «Одноклассники», «Facebook», «Мой мир», сервисы блогов «Twitter» и «LiveJournal». Это позволяет не только оперативно распространять новостную информацию в интернет-пространстве, но и прослеживать реакцию аудитории на публикации, поддерживать диалог с читателем. Процесс комментирования новостей через соцсети обеспечивает «прозрачность» комментариев – в случае нарушения законодательства РФ, личность комментатора можно легко «вычислить». К тому же, такая интеграция значительно облегчает пользователям работу с сайтом, заменяя, например, длительную процедуру регистрации авторизацией через одну из социальных сетей.

Кроме всего вышесказанного, ИА в Интернете выполняют одну из важнейших функций СМИ, являясь крупной рекламной и справочной площадкой.

Таким образом, можно утверждать, что глобальная сеть Интернет не только превратила информационные агентства в самостоятельный вид СМИ, но и дала им возможность составить конкуренцию традиционным средствам массовой информации, а по некоторым параметрам оставить их далеко позади. Эти параметры определяются самой природой сетевых информационных агентств - к примеру, оперативность подачи сообщений, тематическое разнообразие, возможности расширения материала за счет гиперссылок, отсутствие территориальных преград для получения информации и другие.[3]

К основным направлениям деятельности региональных интернет-агентств в ЦФО можно отнести, прежде всего, подготовку новостей федерального и регионального масштаба. Сайты информационных агентств в Интернете выполняют рекламно-справочную функцию СМИ, размещая контекстную и прямую рекламу. Так же стоит отметить активное функционирование на сайтах интернет-агентств элементов социальных сетей, авторских блогов.

Литература:

  1. Кириллова Н.Б. Медиасреда российской модернизации. - М.: Академический Проект, 2005 - 400 с.
  2. Лукина М.М., Фомичева И.Д. СМИ в пространстве Интернета [Электронный ресурс] : [электрон. книга] / М.М. Лукина, И.Д. Фомичева – Электрон. дан. – МГУ им. М.В. Ломоносова, 2005. – Режим доступа: http://media.utmn.ru/book=1407. – Дата  обращения: 25.08.2012. – Загл. с экрана.
  3. Могилевская Э. В. Информационные агентства в Интернете [Электронный ресурс] / Э. В. Могилевская. - Режим доступа: http://www.relga.ru/Environ/WebObjects/tgu-www.woa/wa/ - Загл. с экрана.
  4. Могилевская Э. В. Информационные Интернет-агентства на новом этапе: тематика, структура, тенденции [Электронный ресурс] / Э. В. Могилевская // Научно-культурологический журнал REGLA. – Электрон. журн. – 2006. – №18. – Режим доступа: http://www.relga.ru/Environ/WebObjects/ 2812&level1=main&level2=articles. – Дата обращения: 11.09.2012. – Загл. с экрана.
  5. О’Рейлли Т. Что такое Веб 2.0 [Электронный ресурс] / Компьютерра. – 2005. - Режим доступа: http://www.computerra.ru/think/234100/ - Загл. с экрана.
  6. Система средств массовой информации России. Под. ред. Засурского Я.Н. [Электронный ресурс] /Библиотека центра экстримальной журналистики/ Режим доступа: http://www.library.cjes.ru/online/ - Загл. с экрана.