Сведения об образовательной организации

СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ТАМБОВСКОГО МЕДИАПРОСТРАНСТВА: ОСОБЕННОСТИ РЕГИОНАЛЬНОГО ТЕЛЕВЕЩАНИЯ

Савченко С.В.
Тамбовский государственный университет имени Г. Р. Державина
serzhaka@gmail.com

Социальное пространство имеет множество ипостасей, у каждой из которых – свой объём и структура. Одной из них является медиапространство, о котором много говорили российские исследователи Е. Юдина, Л. Зубанова, С. Кулибаба как об особом социальном феномене, отдельной социальной структуре, которая образована системой взаимоотношений участников массовой коммуникации.

Специфика медиапространства – в его виртуальном измерении. Реальные социальные отношения в нем всё больше подменяются виртуальными. Однако, главные свойства социального пространства и основные характеристики остаются присущи той его части, под которой подразумевается медиапространство. Структура медиапространства обусловлена как набором средств массовой коммуникации, так и силой их влияния на общественное сознание.

Наиболее важным составляющим медиапространства в нашей стране является телевидение. На данном этапе развития информационного общества российское телевидение занимает главенствующую позицию в национальной системе СМИ как по времени медиапотребления и охвату аудитории, так и по эффективности воздействия на неё. Как сказала исследователь теории глобализаций, профессор Терхи Рантанен: «Ни одно другое СМИ не столь доступно и не используется столь многими людьми. Как и в других уголках мира, российское телевидение несет опыт глобализации обычным людям. Именно посредством него новые глобальные картины приходят в повседневную жизнь большинства людей вне зависимости от места их проживания» [1].

В российском медиапространстве существуют как федеральные телеканалы, так и местные, региональные. В контексте темы конкретной работы мы будем рассматривать вторые на примере информационного поля Тамбовской области. Сегодня телевещание в Тамбовской области представлено государственными, муниципальными и частными телекомпаниями. В начале 90-х годов находясь в непосредственной близости к населению, тем самым оперативно реагируя на информационные запросы рядового человека, телевидение обрело популярность у населения города, района, а затем и всей области в целом. На сегодняшний день в Тамбовской области вещание осуществляют 4 телевизионных канала: ТГТРК «Тамбов», «ВДВ», «Олимп», «Новый век».

Первопроходцем, который «перерезал красную ленточку» тамбовского телевидения, стала ТГТРК (Тамбовская Государственная Телерадиокомпания), первый телеэфир которой состоялся 29 декабря 1992 года. Сейчас ГТРК «Тамбов» является филиалом ВГТРК. В своём арсенале вещания канал имеет преимущественно информационные телепередачи: «Вести-Тамбов», «Вести-Тамбов. События недели», «Вести-Тамбов. Культура», «Вести-Тамбов. Дежурная часть», «Вести-Тамбов. Экономика», «Вести-Тамбов. Спорт», «Женские штучки».

1993-й год ознаменовался появлением ещё одной региональной телекомпании «Олимп». На этот раз основу телеэфира коммерческого канала занимают программы развлекательного формата. «С 2004 года на «Олимпе» начинается информационное вещание, редакционная политика которого была рассчитана на позитивные новости». [2].  В структуре телекомпании – пять рекламных служб, подразделение по подготовке собственных программ для телевидения и радио, учебный центр, производство рекламы, собственные Интернет-ресурсы. Сегодня «Олимп» является финансово-независимым медиахолдингом, активно работающим в информационно-развлекательных форматах, который всегда «отстаивал принципы свободы в журналистике, считал ценностью построение гражданского общества» [3]. В эфире телеканала можно увидеть следующие программы: «Добрый ночер», «Дежурный по городу», «Своя правда», «Актуальное интервью».

В том же 1993-м году своё вещание начинает ООО «Телекомпания «Полис», сотрудники которой стали «пионерами прямого эфира и регионального ток-шоу» [2]. 19 лет просуществовал этот телеканал. 31 августа 2012 года информационное агентство «Онлайн Тамбов» официально опубликовало материал под заголовком «Телекомпания «Полис» распускает творческий коллектив». [4].

1995-й год – год появления ещё одного частного телеканала - «ВДВ», который до сих пор вещает с информационно-аналитическим уклоном. В составе его телепрограмм можно выделить такие, как «День города» и «Время новостей».

В начале 2000-х годов отсутствие единого информационного поля в послужило поводом к созданию местными властями телеканала, который объединит в себе местную социальную, политическую и экономическую информацию, доступную жителям всех регионов в пределах Тамбовской области. Таким телеканалом стал «Новый век» (ТОГБУ ТРК «Тамбовская губерния») Телеканал начал свое вещание 9-го мая 2003-го года с 15-минутного выпуска новостей. Сегодня это крупный и динамично развивающийся областной телеканал, который ежедневно производит час собственного эфирного продукта, с сетью филиалов по всей Тамбовской области (Тамбов, Жердевка, Инжавино, Уварово, Первомайский, Мучкапский, Токаревка, Моршанск, Мордово, Мичуринск).

В марте 2007-го года ТК «Новый век» стала единственным в области обладателем новой для тамбовского региона системы спутникового подъема сигнала и распространения его по всей территории области. Зона охвата большинства местных телеканалов не превышает 60-65 км, а это значит, что около полумиллиона жителей области попросту выпадают из информационного поля Тамбова. Спутниковое оборудование позволяет оперативно и на высоком уровне доносить значимую для населения информацию даже в самые отдаленные районы области.

Кроме того, «Новый век» является единственной компанией в Центрально-Чернозёмном районе, которая обладает так называемой ПТС (передвижной телевизионной станцией), которая позволяет производить высококачественную телевизионную съемку в любой точке [5].

В соответствии с общей концепцией вещания телеканала «Новый век» как областного, программное наполнение ориентировано на информацию интересную как жителям областного центра, так и жителям отдаленных уголков региона. Телеканал предлагает на суд зрителей широкий спектр собственных программ: от информационных, информационно- аналитических до развлекательных. «Послужной» список программ последних пяти лет, выходящих и выходивших в рамках «Нового века», превышает списки остальных каналов, которые вещают в тамбовской области наряду с ним («В результате», «Дорожная карта», «Объект внимания», «В наших силах», «Послесловие», «Ступени», «На досуге», «Юридическая консультация от первого лица», «7 вечеров», «Женская среда», «Тревожная кнопка», «Бред спит», «Сыграем в ящик», «Личное дело», «Поле зрения», «Гараж», «Большая перемена», «Экспертный отдел», «Доживём до понедельника» и многие другие).

Хорошее техническое оснащение и профессионально подготовленные кадры позволяют производить достойный программный и рекламный продукт. Телевизионные проекты «Нового века» не раз получали призовые места на региональных и общероссийских конкурсах. Телеканал «Новый Век» - победитель телевизионного конкурса «ТЭФИ - Регион – 2009» в номинации «Телевизионный дизайн».

Таким образом, эти четыре телекомпании являются «лицом» тамбовского телеэфира. Однако, есть три глобальные проблемы, которые существенно мешают полноценному развитию региональных СМИ: тотальное управление региональной прессы властями; наличие проблем доступа к информации как со стороны пресс-служб, так и со стороны властей; снижение профессионального уровня журналистов вследствие большой «текучки» кадров из-за низкой оплаты труда.

Тамбовские журналисты в целом и общем называют время нынешнего регионального телевидения временем упадка и застоя: всё та же зависимость СМИ от властных структур и финансирования, отсутствие свободы слова, проблемы с кадрами и новыми идеями и ещё один очень важный фактор – отсутствие жёсткой конкуренции. А ведь конкуренция – «важнейший стимулятор для оперативной и профессиональной работы телекомпании, также способность телеканала составлять конкуренцию на информационном рынке - заявка на хороший рейтинг и большую аудиторию» [6].

Наряду с имеющимися проблемами для региональных телекомпаний существует и ещё одна «головная боль» - переход на цифровое вещание, которое в Тамбовской области запланировано на 2015-й год. С одной стороны, следование за прогрессом необходимо и неизбежно, но с другой – и здесь, в плане перехода на «цифру» ещё нет четкого понимания, что может измениться и в какую сторону.

Все эти трудности вызывают и актуализируют необходимость дальнейшего изучения и осмысления всех аспектов, особенностей становления и современного состояния медиасферы. Чем качественней медиапространство отдельно взятого региона, тем выше его качество на территории всей России.   

Список литературы:

  1. Рантанен Т.­­­ Глобальное и национальное. Масс-медиа и коммуникации в посткоммунистической России / Отв. ред. Е. Л. Вартанова. – М.: Изд-во МГУ, 2004. – С. 110.
  2. Видная О.Е., Иванов А.И. Тамбовская журналистика: день вчерашний и день сегодняшний (к 15-летию журналистского образования в Тамбовской области) // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. Тамбов,  2012. Вып. 3.
  3. http://www.olymp.me/about.html - электронный источник, дата обращения – 12.03.14.
  4. http://archive.is/rvxxy - электронный источник, дата обращения – 03.12.12.
  5. http://tvtambov.ru/?cat=11 - электронный источник, дата обращения – 03.12.12.
  6. Фортунатов А.Н. Проблемы истории телевидения: философский и культурологический подход. - Н. Новгород. 2007.