Сведения об образовательной организации

СОВРЕМЕННЫЙ АССОРТИМЕНТ ПРАВОСЛАВНОЙ КАЛЕНДАРНОЙ ПРОДУКЦИИ

Сергеева Е.М.
Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина

Современный ассортимент печатной продукции представлен множеством Православных календарей, издаваемых как церковными, так и светскими издательствами. По отношению к календарю, издаваемому Издательским Советом РПЦ и являющимся официальным календарем Русской Православной Церкви (редакторский аспект, которого рассмотрен выше в главе 2), все остальные Православные календари являются к нему производными и составляют большую группу тематических календарей.

Справочный аппарат официального календаря позволяет точно узнать лик святости конкретного святого и даты его памяти – общецерковные и местные. Список имен святых, упоминаемых в календаре, содержит имена всех святых, чтимых Русской Православной Церковью как общецерковно, так и местно, причем даты памяти приводятся только у святых, чтимых общецерковно. Под этими датами имена святых, чтимых всей Церковью, содержатся в месяцеслове. Имена местночтимых святых в месяцеслове не указываются. В раздел календаря «Соборы святых» входят как имена святых общецерковного почитания, так и местночтимых святых. Местные даты памяти святых в этом разделе тоже указаны, а общецерковные даты – выделены.

Кроме официального календаря ИС РПЦ выпускает еще два тематических «Православный церковный календарь с тропарями и кондаками» и «День смыслом наполняя». Среди остальных тематических календарей, и книжных, и настенных, можно выделить две большие группы: общие и более узкой направленности, которые подразделяются на женские, детские, литературные, посвященные одной какой-то тематике или святом (достаточную известность получила серия церковных календарей Сретенского монастыря) «Год с ….» (далее следует имя святого или еще непрославленного, но уже почитаемого старца).

Началась эта серия с календаря «Год со святителем Иоанном Златоустом», была продолжена такими именами как святители Феофан Затворник и Игнатий Брянчанинов, архимандрит Иоанн Крестьянкин, а также один выпуск был посвящен Оптинским старцам. Эта серия была необычна и по составлению макета: календарная сетка, ввиду ее все большей объемности из-за добавления имен новопрославленных святых, была расположена вертикально; число по новому стилю и день недели – вверху страницы по горизонтали и вместе с фреймом для заметок соединялись в единый блок. Дата по старому стилю вместе с календарной сеткой образовывает единое пространство с основной информацией, расположенной слева и справа от средника. На обложке указано: календарь-дневник. Причем уже сам дизайн обложки («Год со старцем архимандритом Иоанном» (Крестьянкиным) давал двоякое объяснение понятию дневник: на пустые графы линейки, напоминающие тетрадь, были наложены отрывки страниц с письмами и фотография архимандрита. Макет содержания повторяет эту концепцию, которая подчеркивалась графами для заметок вверху страницы и наполнением основного материала воспоминаниями и отрывками из проповедей. Таким образом, создателям удалось придать календарю новую форму дневника и по оформлению, и по содержанию.

В последнее время дизайн тематических календарей заметно ухудшился, что объясняется увеличением объема календарной сетки. Традиционное ее горизонтальное расположение в книжных календарях из-за указанной причины приводит к использованию разного размера шрифта или превышением норм трекинга и кернинга (сжатия межбуквенного и межстрочного интервала), что сказывается на эстетическом восприятии и неудобстве при чтении, а также не соблюдением сложившейся в постсоветское время традиции размещать каждую дату года на новой странице. Произвольное перетекание календарной сетки по всему макету усиливает нарушение эстетики и создает еще большую неудобочитаемость.

Предложения по устранению описанных выше недостатков и повышению культуры издания календарей книжного типа могут быть следующие:

1) Использование большего формата. Но с переходом на больший формат возрастут экономические затраты, также существует риск снижения читательского спроса, так как на рынке закрепились форматы типа 165х230 (с небольшим колебанием в ту или другую сторону);

2) Расположение календарной сетки вертикально по аналогии Сретинского календаря дневника. Хотя такое расположение и не очень привычно, но позволит поместить календарную сетку без сокращений;

3) Макетирование страницы по типу численника: дата, месяц, святцы, Евангельские и апостольские чтение и др. необходимые указания в сочетании с небольшим текстом до 500 знаков. Недостаток этой разновидности модели в том, что возникают существенные ограничения в размере информации. Такой подход, по нашему предположению, допустим для тематической серии, основанной на кратких изречениях (на каждый день) Евангелия, Святоотеческой мудрости (советы святых Отцов), отрывках писем, дневниковых записей и т.д. Возможны варианты с выделением подтем: а) определенному святому, например, архиепископу Луке; б) определенной теме, например, «О воспитании»; в) соединение определенной темы с определенным святым, например, святитель Феофан Затворник о воспитании;

4) Отделение календарной сетки от тематических текстовых блоков. Например, наиболее удобным для чтения, по нашему мнению, будет разделение всего материала помесячно. Таким образом, сначала помещается календарная сетка на месяц (единым текстом с форматированием каждого дня на абзацы), затем заверстываются статьи для чтения к датам или согласно другой какой-то разработанной составителями классификации, далее опять макетируется месяц и после тексты и т.д. В конце необходимые приложения. Преимущество этого варианта модели состоит в том, что тексты в данном случае можно помещать без ограничений в объеме с применением газетно-журнальной верстки. Издание будет составлено по принципу альманаха. Но вместе с тем необходимо учесть, что такой подход скажется на сужении читательского адреса, а, следовательно, и тиража.