В Научном центре Российской академии образования (РАО) Державинского университета реализуется уникальный инновационный проект в области педагогики – разрабатывается методическая система лингвометодической подготовки будущих учителей иностранного языка на основе технологий искусственного интеллекта. Проект уникален тем, что формирование аспектов иностранного языка, обучение видам иноязычной речевой деятельности, а также формирование ряда профессиональных компетенций в области лингводидактики у студентов осуществляется преподавателями кафедры в смешанном формате – традиционном и с использованием современных инструментов искусственного интеллекта. Студенты как обучающиеся и как методисты с разных сторон рассматривают способности генеративного искусственного интеллекта в обучении языку и разработке учебно-методических материалов, которые они будут использовать на практике в школе.
Базой для реализации проекта стала кафедра лингвистики и лингводидактики факультета педагогики, где осуществляется подготовка бакалавров по направлениям «Педагогическое образование» (профиль «Английский язык») и «Лингвистика» (профиль «Теория и методика преподавания иностранных языков и культур»).
Руководитель НЦ РАО Державинского д.пед.н., профессор Павел Сысоев и зам.руководителя к.пед.н., доцент Максим Евстигнеев встретились с ведущими учеными и руководителями РАО для обсуждения промежуточных результатов проекта. Со стороны РАО в обсуждении приняли участие заместитель президента РАО Жанна Садовникова, руководитель Центра развития образования к.ф.н., доцент Екатерина Уба, заместитель руководителя к.пед.н. Эммануил Баграмян, руководитель Центра развития педагогического образования д.п.н., профессор Светлана Минюрова.
– У нас состоялся достаточно продуктивный диалог, – говорит руководитель НЦ РАО Державинского Павел Сысоев. – За относительно короткий период реализации проекта учеными Державинского достигнуты значимые результаты, имеющие отношение как к теории обучения, так и практике подготовки студентов. После представления структурной модели методической системы лингвометодической подготовки будущих учителей иностранного языка, матрицы инструментов ИИ, используемых для решения лингвометодических задач, модели интеграции ИИ в формирование профессиональных компетенций студентов, мы вместе с руководством РАО наметили этапы дорожной карты по масштабированию проекта и его трансляции на других инновационных площадках РАО педагогических вузов страны.
Наряду с преподавателями кафедры лингвистики и лингводидактики в проекте НЦ РАО участвует группа студентов, которые через научное волонтерство работают совместно с педагогами над разработкой матрицы инструментов ИИ и отбором содержания обучения иностранному языку на основе инструментов ИИ.