Сведения об образовательной организации
  • 1 Магистерская
    программа
  • 16 Специальностей
    ординатуры

Комплексные медико-социальные и педагогические исследования региональных проблем здоровья населения

Руководитель: доктор медицинских наук, профессор. профессор, профессор кафедры общественного здоровья и здравоохранения Медицинского института ТГУ имени Г.Р. Державина
Симонов Сергей Николаевич

В 1986 году окончил лечебный факультет Астраханский государственный медицинский университет (АГМУ). С 1986 г. по 1988 г. обучался в клинической ординатуре на кафедре социальной гигиены и организации здравоохранения АГМУ, а с 1988 г. по 1991 г. – в очной аспирантуре на той же кафедре. В июне 1991 г. защитил кандидатскую диссертацию, а в ноябре 1998 г. – докторскую; профессор – с 2000 года.

В настоящее время Симонов С.Н. - профессор кафедры общественного здоровья и здравоохранения Медицинского института Тамбовского государственного университета им. Г.Р. Державина.

В 1999-2002 гг. являлся заведующим кафедрой валеологии и физической реабилитации, а в 2002-2007 гг. – заведующим кафедрой адаптивной физической культуры института физической культуры и спорта ТГУ им. Г.Р. Державина. С 2000 г. по 2007 г. являлся руководителем аспирантуры по специальности 13.00.04 – теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры. Под научным руководством Симонова С.Н. защищены 11 кандидатских диссертаций по специальности 13.00.04 и 3 кандидатские диссертации по специальности 14.02.03 – общественное здоровье и здравоохранение. В настоящее время он является научным руководителем 12-ти аспирантов по педагогике и медицине; член диссертационного совета Д 212.261.05 в Тамбовском государственном университете имени Г.Р. Державина (педагогические науки). Автор более 350-ти научных публикаций, в том числе в журналах, входящих в международную наукометрическую базу «Scopus» - 6. По РИНЦ: индекс цитирования – 170, индекс Хирша – 6; по «Scopus»: индекс цитирования – 2, индекс Хирша – 1.

С 2006 года по настоящее время Симонов С.Н. - член Общественной палаты Тамбовской области, председатель комиссии по здравоохранению, демографической политике и экологической безопасности; является председателем общественного совета при управлении здравоохранения Тамбовской области; входит в состав общественного совета при управлении по физической культуре и спорту Тамбовской области.

Дата открытия

2010 год

Основной состав научного направления

Количественный состав: докторов наук – 2; кандидатов наук – 6; аспирантов - 10.

Основной состав научного направления:Симонов С.Н., доктор медицинских наук, профессор; Селитренникова Т.А., доктор педагогических наук, доцент; Лисицын Е.П., кандидат педагогических наук, доцент; Кейно А.Ю., кандидат педагогических наук, доцент; Сютина В.И., кандидат педагогических наук, доцент; Загузова С.А., кандидат педагогических наук, доцент; Дерябина Г.И., кандидат педагогических наук, доцент; Бруйков А.А., кандидат биологических наук, доцент.

Инфраструктура для проведения исследований, для практической реализации результатов научных исследований

• Медицинский клинический центр ТГУ имени Г.Р. Державина "Доктор Профи";

• Оздоровительно-реабилитационный центр «Параллель» ТГУ имени Г.Р. Державина;

• Специализированная научно-учебная лаборатория немедикаментозной оптимизации состояния человека

• Симуляционно-аккредитационный центр;

• Сомнологический центр;

• Фитнес-центр «Атлетико»;

• Физкультурно-оздоровительный комплекс;

• Физкультурно-оздоровительный зал спортивных игр;

• Физкультурно-оздоровительный зал кафедры спортивных дисциплин.

Защиты диссертаций в рамках научного направления

1. Селитренникова Т.А. Методика физической реабилитации детей 9-10 лет с заболеваниями сердечно-сосудистой системы. Тамбов, 2005 (кандидатская диссертация).

2. Дерябина Г.И. Коррекция двигательных нарушений средствами физической культуры у инвалидов 11-14 лет с детским церебральным параличом. Тамбов, 2005.

3. Яковлев В.Н. Формирование здоровьесберегающей образовательной среды в учреждениях интернатного типа для детей с особыми образовательными потребностями. Тамбов, 2006.

4. Шлячков Р.Н. Методика ускоренного обучения плаванию детей младшего школьного возраста. Тамбов, 2006.

5. Грицков П.М. Педагогические и метрологические условия совершенствования нормативных основ физической подготовленности детей среднего школьного возраста в общеобразовательной школе. Тамбов, 2006.

6. Бен Шарада Мондер. Комплексная методика восстановления студентов-спортсменов после травм плеча с применением средств физической культуры. Тамбов, 2007.

7. Юров Ю.Н. Кластерно-модульный метод в физическом воспитании студентов с ослабленным здоровьем. Тамбов, 2007.

8. Рязанов А.А. Методика коррекции психофизического развития детей с умственной отсталостью в процессе дополнительных физкультурных занятий средствами футбола. Тамбов, 2007.

9. Загузова С.А. Комплексная коррекция двигательных и функциональных нарушений умственно отсталых школьников в процессе дополнительных физкультурных занятий. Тамбов, 2007.

10. Ивинский Д.В. Развитие двигательных качеств у умственно отсталых школьников в условиях специальной (коррекционной) школы-интерната VIII-вида. Тамбов, 2007.

11. Калмыков С.А. Методика коррекции и развития силы и гибкости у глухих детей среднего школьного возраста в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях. Тамбов, 2007.

12. Пятахин А.М. Повышение оздоровительной направленности физического воспитания младших школьников на основе дифференцированного подхода. Малаховка, 2008.

13. Болдырева В.Б. Развитие координационных способностей умственно отсталых детей 13-14 лет средствами баскетбола. Тамбов, 2009.

14. Тегенева О.В. Методика развития физических способностей детей среднего школьного возраста на основе биологических ритмов. Тамбов, 2009.

15. Богданов М.Ю. Методика организации спортивно ориентированных уроков с использованием средств баскетбола. Тамбов, 2010.

16. Шибкова В.П. Организация комплексно-комбинированных занятий оздоровительной гимнастикой в вузе на основе педагогического взаимодействия преподавателя и студентов. Тамбов, 2012.

17. Агафонов И.В. Методика спортивно-ориентированной физической подготовки старших школьников в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях. Тамбов, 2012.

18. Князев М.В. Формирование двигательной и познавательной деятельности учащихся 12-14 лет с умственной отсталостью в процессе интегрированных физкультурных занятий. Тамбов, 2012.

19. Калинчева Я.В. Коррекция двигательных и функциональных нарушений слабослышащих детей 12-15 лет в процессе занятий оздоровительной аквааэробикой. Тамбов, 2012.

20. Стрекалов А.С. Сопряженное развитие двигательных и познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста с умственной отсталостью средствами адаптивной физической культуры. Тамбов, 2012.

21. Дутов С.Ю. Содержание и направленность деятельности по предупреждению табакокурения у старшеклассников средствами физической культуры. Тамбов, 2013.

22. Садилкин А.Ф. Структура и содержание годичного цикла подготовки полиатлонистов на этапе спортивного совершенствования. Тамбов, 2014.

23. Селитренникова Т.А. Управление процессом адаптивного физического воспитания детей с поражением сенсорной системы на основе комплексного контроля. Санкт-Петербург, 2015 (докторская диссертация).

Описание деятельности научного направления

Программы и методики:

• разработана комплексная программа адаптивного образования детей, имеющих отклонения в состоянии здоровья (дети-инвалиды);

• разработана и экспериментально подтверждена двухуровневая система управления процессом адаптивного физического воспитания с установленной обратной связью на обоих уровнях, базирующейся на использовании комплексного контроля, приводит к увеличению эффективности образовательной деятельности специальных (коррекционных) учебных заведений I-V вида посредством повышения качества предоставляемой ими образовательной услуги;

• разработана методика развития двигательных качеств у умственно отсталых школьников в условиях круглосуточного пребывания в школе-интернате;

• разработаны организационные условия и методика процесса обучения футболу в дополнительных физкультурных занятиях для детей с умственной отсталостью;

• разработана методика комплексной коррекции двигательных и функциональных нарушений школьников 12-13 лет с умственной отсталостью, основанная на использовании легкоатлетических упражнений, подвижных и спортивных игр, в сочетании с упражнениями на дыхание и расслабление мышц;

• разработана методика формирования двигательно-координационных способностей глухих и слабослышащих дошкольников 4-7 лет в условиях специализированного дошкольного учреждения;

• научно обоснована методика комплексно-комбинированных занятий оздоровительной физической культурой для лиц различных возрастных категорий.

Концепции и методы:

• концепция временной организации двигательных способностей детей и подростков в норме и патологии;

• комплексная технология медико-педагогической реабилитации детей с детским церебральным параличом с использованием немедикаментозной оптимизации организм;

• технология персонализированной физической реабилитации детей с детским церебральным параличом;

• метод вероятностной оценки сформированности двигательного навыка в норме и патологии.

Перечень грантов международного или всероссийского уровня, выполненных под руководством или с участием членов научного направления.

Грант в рамках госзадания Министерства образования и науки РФ (2017-2020 гг.):«Разработка научно-обоснованных подходов к планированию процесса физической подготовки, направленного на развитие координационных способностей спортсменов с отклонениями в состоянии здоровья» (Область знания - теория и методика адаптивной физической культуры и адаптивного спорта, тип исследования – прикладное). Руководитель к.п.н., доцент Г.И.Дерябина.

Организация конференций, симпозиумов, научных семинаров

За последние пять лет проведено семь Всероссийский и региональных научно-практических конференций, в которых отдельной секцией было представлены исследования ведущего научного направления. Проведены: Всероссийская научная Internet-конференция «Адаптивная физическая культура: новые педагогические технологии». В рамках проведения Всероссийской научно-практической конференции «Физическая культура и спорт – основа здорового образа жизни» и Региональной научно-практической конференции «Проблемы физической культуры и спорта на Тамбовщине» были организованы выставки научной, учебной и методической литературы, посвященной адаптивной физической культуре, адаптивному спорту и частным методикам физического воспитания детей-инвалидов. 29 ноября 2017 года состоялась VII Всероссийская научно-практическая конференция «Пути оптимизации физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры». По итогам проведения всех конференций опубликованы сборники научных трудов.

Научные связи

Представители ведущего научного направления в процессе научно-исследовательской работы контактируют с ведущими вузами Российской Федерации: Санкт-Петербугским университетом физической культуры им. П.Ф. Лесгафта, Белгородским государственным университетом физической культуры, Воронежским институтом физической культуры, Московской государственной академией физической культуры, а также зарубежными коллегами Аубурн университета, штат Алабама, США.

Представители ведущего научного направления принимают активное участие в федеральных целевых программах (ФЦП), научных программах Министерства образования и науки РФ, Министерство труда и других ведомств:ФЦП (головная организация ВНИФК) «Старшее поколение»;Фонд «Специальная Олимпиада», ведущая организация «Специальная Олимпиада России» «Грант развития»;Грант Международной Европейской Ассоциации футбола;ФЦП МОиН РФ «Дети России» «Разработка методического пособия по использованию адаптивной физической культуры в реабилитации лиц с нарушением слуха»;ФЦП МОиН РФ «Дети России».

Повышение квалификации специалистов по социальной работе с детьми инвалидами на базе высших учебных заведений по направлению «Адаптивная двигательная рекреация как форма комплексной реабилитации и профилактики детской инвалидности».

Социальный заказ Тамбовской области «Развитие физкультурно-спортивного движения с людьми с ограниченными возможностями».

Научным коллективом заключены договоры о сотрудничестве, проведении научно-исследовательской, спортивно-массовой и физкультурно-оздоровительной работы с различными образовательными учреждениями г. Тамбова и Тамбовской области:Муниципальное образовательное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, специальный (коррекционный) детский дом № 5 г. Тамбова для детей с отклонением в развитии;Тамбовское областное государственное учреждение «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат 1-го вида»;Муниципальное дошкольное образовательное учреждение д/с № 17 комбинированного вида;Оздоровительно-корреционный центр ТГУ им. Г.Р.Державина;Реабилитационный центр, являющийся структурным подразделением СОШ № 4 и филиалом МЛПУ «Городская больница № 4»;Горельская специальная (коррекционная) школа-интернат VIII-вида для детей сирот и оставшихся без попечения родителей; Тамбовское областное образовательное учреждение для обучающихся воспитанников с отклонениями в развитии (специальная (коррекционная) образовательная школа-интернат г. Котовска).

Связь научной школы с реальным сектором экономики через органы исполнительной власти:

• Целевая подготовка через магистратуру специалистов высшей квалификации для сферы образования (по договорам с Управлением образования и науки Тамбовской области);

• Целевая подготовка через магистратуру специалистов высшей квалификации для сферы здравоохранения (по договорам с Управлением здравоохранения Тамбовской области).

Стабильность и перспективы развития школы

Разработка методологических и методических основ нового научного направления интегративных знаний «Репродуктивная демография» в рамках реализации приоритетного направления из Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации «Переход к персонализированной медицине, высокотехнологичному здравоохранению и технологиям здоровьесбережения, в том числе за счет рационального применения лекарственных препаратов (прежде всего антибактериальных)».