Профессор, к.ист.н. и завкафедрой мировой литературы и культуры факультета международной журналистики МГИМО Юрий Вяземский провёл для студентов и преподавателей Державинского лекцию по программе «Приоритет 2030» по способам познания: научному, художественному, и религиозному.
Юрий Вяземский на примерах из жизни разобрал пути познания, их причины, цели и результаты.
– Наука всегда экстравертна, а искусство – интровертно, ведь это способ познания эмоциональной и меняющейся жизни. У религии главное свойство – хроноверсия. Она существует для того, чтобы соединять времена. Религия появляется тогда, когда человек задаёт себе вопросы о том, что было до него и начинает искать смысл жизни, – рассказывает Юрий Вяземский.
Профессор отметил, что у каждого уровня познания разная цель, но люди всегда ищут истину. В науке она холодна, непредвзята и лишена субъективной оценки, в искусстве всегда связана с эмоциями. А вот истина в религиозном направлении остаётся тайной, и по мере её осознания, она отдаляется.
– Чтобы понять сущность произведения искусства, нужно всегда либо становиться на место главного героя, либо выходить с ним на сцену, – советует Юрий Вяземский. – Ведь только так можно наладить контакт и пропустить происходящее через себя.
Лектор рассказал студентам и преподавателям о том, можно ли найти баланс в уровнях познания и какую роль в этом занимает личность.
– Все определяет человек. Баланс в себе найти можно, но это очень сложно, так как многие не могут определиться, к какой сфере себя относят. Например, Гёте был учёным, поэтом и художником, но мучился, так как не мог понять, кто он. Знание – совокупно, но доминанта в жизни должна быть: учёный должен быть учёным, писатель – писателем, – отмечает спикер. – Учитель в познании чрезвычайно важен, он формирует человека, но также важно, кто этот учитель. Это могут быть родственники: мама, папа и т. д., а могут быть и школьные учителя. Но всегда необходимо, чтобы человек был в обществе.
Отдельное внимание Юрий Вяземский уделил философии. По его мнению, философия — это больше, чем наука, это мысль человека, которая попыталась соединить религию, науку и искусство во что-то единое.
В конце встречи студенты и преподаватели Державинского университета смогли задать профессору вопросы не только по теме лекции, но и по его художественным и научным трудам.