В период с 4 по 6 ноября 2025 года Союз московских архитекторов совместно с Союзом архитекторов России в Москве в Выставочном комплексе «Гостиный двор» проводит IX Международный архитектурный фестиваль «НАША ШКОЛА».
Одна из основных задач фестиваля - профессиональное междисциплинарное взаимодействие специалистов высокого уровня для формирования современных подходов к созданию комплексной образовательной среды. Целевая аудитория – представители региональных министерств образования и министерства строительства, директора школ, архитекторы, проектировщики, девелоперы, представители компаний, работающих в области цифровых образовательных технологий, реконструкции, эксплуатации и оснащения дошкольных и школьных зданий.
Фестиваль проходит в контексте Национального проекта «Молодежь и дети», направленного на создание в России возможностей для развития талантов и самореализации молодых людей, одним из основных условий которого является строительство новых современных образовательных учреждений, предоставляющих наиболее комфортные условия для обучения и внедрения новых методик преподавания.
Фестиваль «НАША ШКОЛА» - единственное мероприятие в России, где деловая, выставочная и конкурсная программы комплексно охватывают все аспекты проектирования, строительства, модернизации и оснащения школьных и дошкольных образовательных учреждений, способствуя скорейшему внедрению в массовое строительство лучших архитектурных проектов по всей России.
Подробная информация на сайте.
Проект деловой программы фестиваля
I. НАША ШКОЛА 2025–2030. Прикладной/ тактический блок деловой программы
действующие нормативные и методические документы по санитарно-гигиеническим требованиям в общеобразовательных учреждениях;
правовое регулирование краудфандинга в России. Преимущества и недостатки;
что сдерживает проектирование современных образовательных пространств;
особенности архитектурной концепции частной школы, частного детского сада;
типовые и стандартизированные проекты общеобразовательных пространств;
«Ничего для нас без нас»: работает ли соучаствующее проектирование в школе?
проектирование и строительство школ в сложных условиях для сейсмических районов требует комплексного подхода;
методология проектирования современных школ, как сделать качественный архитектурный проект?
совмещение истории и современности на примере приспособления ОКН под школы. Реставрация и адаптация культурных памятников к новым школьным требованиям (лучшие практики и как их можно тиражировать по стране)
парадокс цены: школы по госзаказу и школы от девелоперов
«Не наша школа» (иностранный опыт)
школа как общественный центр притяжения для всего района
ФГОС – как основа качества образовательного процесса vs планировки
риски закупочной деятельности, как работать с нишевыми поставщиками
психическая среда и комфорт, буллинг каким он бывает и как с ним бороться архитектурными приёмами
нормы безопасности при проектировании школы для дальнейшей безопасной эксплуатации. Зарубежный и отечественный опыт.
школа-гигант или школа – лилипут. Какие возможности даёт зданию размер школы.
итоги реализации программы капитального ремонта школ «Модернизация школьных систем образования» в рамках государственной программы «Развитие образования»
проект «Гильотина 2.0». «Дорожная карта» по основным изменениям требований к строительству школ.
дети с особенностями развития (СДВГ, дислексия, дисграфия, РАС). Эффективность инклюзивного подхода. Границы эмоционального дизайна.
благоустройство образовательных пространств. Как сделать территорию школы, детского сада или ВУЗа частью учёбы.
II. НАША ШКОЛА 2025–2050. Стратегический блок деловой программы
стратегические цели Департамента образования и науки города Москвы 2025–2035
программа модернизации старых московских школ: методика/ лучшие практики
стратегические цели Министерства науки и высшего образования РФ 2025–2035
образование как фундамент к построению общества: какие навыки, умения и компетенции должна формировать наша школа?
наша школа: переход от образования специалиста к воспитанию человека и гражданина
сквозной дизайн образовательных пространств (пропедевтика/ социология/ урбанистика/ архитектура/ графический и предметный дизайн)
III. Как развивать образовательную среду?
импортозамещение образования/ учебных программ/ методов передачи и оценки знаний и создание пространств, адекватных для реализации этих задач
образовательные учреждения как часть стратегии КРТ
образовательная среда в городах присутствия для формирования качественных специалистов (Минстрой, Росатом, Северсталь, Русал, Татнефть)
образовательное пространство: выход из «четырех стен» (ДОО, СОШ, ПТО, ВУЗ) в полноценную образовательной среду
актуализация нормативной базы и методов экспертной оценки для успешного внедрения лучших практик (Минстрой РФ, Минобрнауки, эксперты, практики)
реконструкция школ: поиск баланса между сохранением существующих зданий и соответствием актуальным нормативам