Сведения об образовательной организации

ОРГАНИЗАЦИЯ МАРШРУТОВ ВОДНОГО ТУРИЗМА ДЛЯ МОЛОДЕЖИ

ОРГАНИЗАЦИЯ МАРШРУТОВ  ВОДНОГО ТУРИЗМА ДЛЯ МОЛОДЕЖИ

Апажихова Н.В.
Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация
Кандидат педагогических наук, доцент кафедры социокультурных коммуникаций и актерского мастерства
Института гуманитарного и социокультурного образования

Боровенникова С.В.
Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация,
Студентка 5 курса специальности «Социально-культурная деятельность»
кафедры социокультурных коммуникаций и актерского мастерства
Института гуманитарного и социокультурного образования

Спортивный туризм – вид спорта, в основе которого лежат соревнования на маршрутах, включающих преодоление категорированных препятствий в природной среде (перевалов, вершин, порогов, каньонов и т.д.) и на дистанциях, проложенных в природной среде и на искусственном рельефе.

Для занятия водным туризмом используются спортивные суда каркасной, каркасно-надувной, надувной конструкции.

Рассмотрим некоторые из них:

1. катамараны — двухкорпусные судна; корпуса судна соединяются сверху рамой; сплавные катамараны, используемые для сплава по рекам. Наибольшее распространение катамаран получил в странах СНГ, на западе практически не используется; парусные катамараны — для совершения путешествий под парусом (в том числе морского и океанского класса);

2. байдарки и каяки — малоразмерные лёгкие беспалубные судна, приводимые в движение, главным образом, мускульной силой человека. Каяк делится на множество разновидностей, главные из которых: родейный, водопадный, для игрового сплава;

3. плоты — суда разнообразных конструкций, рассчитанные на движение главным образом с потоком воды, с маленькой собственной скоростью: деревянные плоты (из брёвен);  рамные с надувными элементами;

4. честеры — разновидность плота, отличающаяся способом гребли и посадки гребцов: гребцы сидят лицом друг к другу на гондолах, расположенных поперёк хода судна.

Помимо перечисленных средств передвижения водный туризм, также тесно связан с пешеходным и горным видами туризма, техника которых часто используется при пеших подходах к началу маршрута, выхода с маршрута и внутримаршрутных переходах, а также при  осмотре препятствий, организации и проведении страховочных работ. Водный туризм является технической основой способов выживания и действий специальных войсковых подразделений и спасателей, что позволяет готовить не только спортсменов, но и активно заниматься профессиональной ориентацией учащихся.

Водный туризм – это сложно-технический и сложно-координационный вид спорта, т.к. непрерывное изменение ситуации при прохождении водных препятствий в спортивном походе и дистанций во время соревнований требует от туристов-водников мгновенной ориентировки, точных и своевременных движений, часто приходится приспосабливать технику к особенностям внешних условий. Одной из важных сторон спортивной подготовки туристов-водников, в зависимости от их специализации, является развитие различных форм проявления выносливости, специальной ловкости, скоростно-силовых качеств и т.д.

Главной социальной целью водного туризма является: увеличение продолжительности и улучшения качества жизни человека; общение с природой; открытие и познание нового. В рамках организации водных маршрутов, на основе информационно-просветительких технологий,  следует выделить основные функции

- познавательная функция;

- оздоровительная функция;

- социально-коммуникативная функция;

- спортивная функция;

- эстетическая и эмоционально-психологическая функции;

- творческая функция.

В качестве задач могут выступить:

- пропаганда водного туризма как активного вида отдыха и спорта;

- формирование мотиваций  на регулярные занятия  физической культурой и спортом, выработку умений и навыков здорового образа жизни, формирование ценностных ориентаций на физическое и духовное совершенствование личности;

- организация досуговой деятельности молодежи;

- подготовка молодежи к действиям в различных экстремальных ситуациях; совершенствование у них знаний, умений, навыков действий в чрезвычайных ситуациях;

- обучение основам туристкой подготовки, элементам техники и тактики водного туризма через проведение учебно-тренировочных занятий по подготовке к совершению первых водных спортивных походов,

- создание эффективной системы подготовки молодежи для получения спортивных разрядов по водному туризму, помощь в совершенствовании спортивного мастерства туристов-водников;

- создание и реализация программ и мероприятий, направленных на пропаганду и развитие водного туризма, поддержка и реализация мероприятий в сфере охраны здоровья, физкультуры и спорта;

- организация и проведения спортивных соревнований, водных походов и экспедиций;

- организация и осуществление деятельности по повышению квалификации спортсменов, тренеров, судей;

- представление материалов для присвоения спортивных званий, награждения спортсменов и других специалистов водного туризма.

Разрабатывая маршрут по организации водного туризма для молодежи, можно выделить следующие этапы:

1 этап – подготовительный. Изучение возможностей внедрения в практику предполагаемого проекта. Создание рабочей группы и совета по внедрению проекта. Назначение руководителя проекта. Определение изменений в целях, содержании, технологиях и условиях реализации проекта.

2 этап - аналитико-концептуальный. Проведение установочного семинара-совещания. Формирование водных маршрутов. Участие в образовательных семинарах.

3 этап – прогностический. Разработка образовательной программы для целевой аудитории.

4 этап  - экспериментальный. Проведение консультаций для специалистов, участвующих в реализации проекта. Дополнительные занятия для целевой аудитории в рамках реализации проекта. Организация информационного сопровождения процесса реализации проекта.

5 этап – обобщающий. Подведение итогов реализации проекта, разработка предложений и рекомендаций.

Материально-техническое обеспечение:

- Приобретение необходимого снаряжения.

- Изготовление рекламы.

 Материальные ресурсы:

- средства грантовой поддержки;

- добровольные пожертвования родителей, как денежные, так и материальные;

- спонсорские средства.

Кадровая политика:

Привлечение специалистов путем:

- заключения договоров;

- включения в учебный план индивидуально-групповых занятий;

- организации дополнительных образовательных услуг;

- создание условий для творческой деятельности и повышения профессионализма сотрудников.

Таким образом, организация водного маршрута с использованием информационно-просветительских технологий, необходимо представляет собой многоплановое явление, которое включает в себя: прохождение в природной среде водных маршрутов различной категории сложности; соревнования на водных дистанциях, установленных на открытой местности; систему кадровой подготовки участников и руководителей спортивных походов, судей и инструкторов водного туризма.