ОРГАНИЗАЦИЯ МАРШРУТОВ ВОДНОГО ТУРИЗМА ДЛЯ МОЛОДЕЖИ
Апажихова Н.В.
Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация
Кандидат педагогических наук, доцент кафедры социокультурных коммуникаций и актерского мастерства
Института гуманитарного и социокультурного образования
Боровенникова С.В.
Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация,
Студентка 5 курса специальности «Социально-культурная деятельность»
кафедры социокультурных коммуникаций и актерского мастерства
Института гуманитарного и социокультурного образования
Спортивный туризм – вид спорта, в основе которого лежат соревнования на маршрутах, включающих преодоление категорированных препятствий в природной среде (перевалов, вершин, порогов, каньонов и т.д.) и на дистанциях, проложенных в природной среде и на искусственном рельефе.
Для занятия водным туризмом используются спортивные суда каркасной, каркасно-надувной, надувной конструкции.
Рассмотрим некоторые из них:
1. катамараны — двухкорпусные судна; корпуса судна соединяются сверху рамой; сплавные катамараны, используемые для сплава по рекам. Наибольшее распространение катамаран получил в странах СНГ, на западе практически не используется; парусные катамараны — для совершения путешествий под парусом (в том числе морского и океанского класса);
2. байдарки и каяки — малоразмерные лёгкие беспалубные судна, приводимые в движение, главным образом, мускульной силой человека. Каяк делится на множество разновидностей, главные из которых: родейный, водопадный, для игрового сплава;
3. плоты — суда разнообразных конструкций, рассчитанные на движение главным образом с потоком воды, с маленькой собственной скоростью: деревянные плоты (из брёвен); рамные с надувными элементами;
4. честеры — разновидность плота, отличающаяся способом гребли и посадки гребцов: гребцы сидят лицом друг к другу на гондолах, расположенных поперёк хода судна.
Помимо перечисленных средств передвижения водный туризм, также тесно связан с пешеходным и горным видами туризма, техника которых часто используется при пеших подходах к началу маршрута, выхода с маршрута и внутримаршрутных переходах, а также при осмотре препятствий, организации и проведении страховочных работ. Водный туризм является технической основой способов выживания и действий специальных войсковых подразделений и спасателей, что позволяет готовить не только спортсменов, но и активно заниматься профессиональной ориентацией учащихся.
Водный туризм – это сложно-технический и сложно-координационный вид спорта, т.к. непрерывное изменение ситуации при прохождении водных препятствий в спортивном походе и дистанций во время соревнований требует от туристов-водников мгновенной ориентировки, точных и своевременных движений, часто приходится приспосабливать технику к особенностям внешних условий. Одной из важных сторон спортивной подготовки туристов-водников, в зависимости от их специализации, является развитие различных форм проявления выносливости, специальной ловкости, скоростно-силовых качеств и т.д.
Главной социальной целью водного туризма является: увеличение продолжительности и улучшения качества жизни человека; общение с природой; открытие и познание нового. В рамках организации водных маршрутов, на основе информационно-просветительких технологий, следует выделить основные функции
- познавательная функция;
- оздоровительная функция;
- социально-коммуникативная функция;
- спортивная функция;
- эстетическая и эмоционально-психологическая функции;
- творческая функция.
В качестве задач могут выступить:
- пропаганда водного туризма как активного вида отдыха и спорта;
- формирование мотиваций на регулярные занятия физической культурой и спортом, выработку умений и навыков здорового образа жизни, формирование ценностных ориентаций на физическое и духовное совершенствование личности;
- организация досуговой деятельности молодежи;
- подготовка молодежи к действиям в различных экстремальных ситуациях; совершенствование у них знаний, умений, навыков действий в чрезвычайных ситуациях;
- обучение основам туристкой подготовки, элементам техники и тактики водного туризма через проведение учебно-тренировочных занятий по подготовке к совершению первых водных спортивных походов,
- создание эффективной системы подготовки молодежи для получения спортивных разрядов по водному туризму, помощь в совершенствовании спортивного мастерства туристов-водников;
- создание и реализация программ и мероприятий, направленных на пропаганду и развитие водного туризма, поддержка и реализация мероприятий в сфере охраны здоровья, физкультуры и спорта;
- организация и проведения спортивных соревнований, водных походов и экспедиций;
- организация и осуществление деятельности по повышению квалификации спортсменов, тренеров, судей;
- представление материалов для присвоения спортивных званий, награждения спортсменов и других специалистов водного туризма.
Разрабатывая маршрут по организации водного туризма для молодежи, можно выделить следующие этапы:
1 этап – подготовительный. Изучение возможностей внедрения в практику предполагаемого проекта. Создание рабочей группы и совета по внедрению проекта. Назначение руководителя проекта. Определение изменений в целях, содержании, технологиях и условиях реализации проекта.
2 этап - аналитико-концептуальный. Проведение установочного семинара-совещания. Формирование водных маршрутов. Участие в образовательных семинарах.
3 этап – прогностический. Разработка образовательной программы для целевой аудитории.
4 этап - экспериментальный. Проведение консультаций для специалистов, участвующих в реализации проекта. Дополнительные занятия для целевой аудитории в рамках реализации проекта. Организация информационного сопровождения процесса реализации проекта.
5 этап – обобщающий. Подведение итогов реализации проекта, разработка предложений и рекомендаций.
Материально-техническое обеспечение:
- Приобретение необходимого снаряжения.
- Изготовление рекламы.
Материальные ресурсы:
- средства грантовой поддержки;
- добровольные пожертвования родителей, как денежные, так и материальные;
- спонсорские средства.
Кадровая политика:
Привлечение специалистов путем:
- заключения договоров;
- включения в учебный план индивидуально-групповых занятий;
- организации дополнительных образовательных услуг;
- создание условий для творческой деятельности и повышения профессионализма сотрудников.
Таким образом, организация водного маршрута с использованием информационно-просветительских технологий, необходимо представляет собой многоплановое явление, которое включает в себя: прохождение в природной среде водных маршрутов различной категории сложности; соревнования на водных дистанциях, установленных на открытой местности; систему кадровой подготовки участников и руководителей спортивных походов, судей и инструкторов водного туризма.