Сведения об образовательной организации

Экология языка и речи

Ведущая научная школа


Основатель и научный руководитель (1995 – 2018 гг.)

Владимир Георгиевич Руделёв, доктор филологических наук, профессор, Заслуженный работник высшей школы Российской Федерации

Научный руководитель (с 2021 г.)

Анатолий Леонидович Шарандин, доктор филологических наук, профессор; Почетный работник высшего профессионального образования РФ

Анатолий Леонидович Шарандин работает в ТГУ имени Г.Р.Державина (ранее ТГПИ) с 1975 г. Он прошел путь от ассистента до профессора кафедры. Профессиональная работа  часто включала административные обязанности: заведующего кафедрой, заместителя декана и декана филологического факультета. С 2001 по 2006 гг.  А.Л.Шарандин возглавлял в качестве директора  созданный в университете Институт филологии и журналистики.

А.Л.Шарандин является учеником известных ученых-лингвистов профессора В.Г.Руделева (научный руководитель по КД) и член-корреспондента РАО, профессора РГПУ им. А.И.Герцена С.Г.Ильенко (научный консультант по ДД). В 1995 г. получил ученое звание профессора.

А.Л.Шарандин - один из ведущих специалистов университета. Научные интересы связаны с исследованиями в таких областях, как:  русская грамматика (системное и функциональное описание); взаимодействие лексики и грамматики (лексическая грамматика); экология языка и речи (культура речи); когнитивные аспекты русской грамматики; поэтический язык; лексикография как отражение сознания и методические аспекты преподавания русской грамматики. Им опубликовано свыше  200 научных, учебных  и учебно-методических работ. Из них 17 работ  - это монографии и учебные пособия, 3 статьи опубликованы в Скопус, более 70 работ в журналах ВАК. Индекс их научного цитирования в РИНЦ (2020) – 916, Хирш – 16.

А.Л.Шарандин в качестве научного руководителя подготовил 18 кандидатов наук. С  2000 г. является председателем докторского диссертационного совета по специальностям «русский язык» и «русская литература» и зам. председателя докторского совета ТГУ по специальностям «германские языки» и «теория языка», а также членом диссертационного совета Воронежского гос. университета.

А.Л.Шарандин - один из учредителей Тамбовского отделения лингвистов-когнитологов, которое входит в состав Общероссийской общественной организации «Российская ассоциация лингвистов-когнитологов» (РАЛК). В течение 14 лет (2003 – 2017) был  первым  вице-президентом РАЛК, в настоящее время - член ее Президиума.  Кроме того, он является одним из учредителей Тамбовского отделения Общероссийской общественной организации «Ассоциация преподавателей русского языка и литературы высшей школы», один из инициаторов и организаторов  проведения Дней славянской письменности и культуры в Тамбовской области.

А.Л.Шарандин – член редколлегии научных журналов «Вопросы когнитивной лингвистики» (Скопус), «Неофилология» (ВАК), «Филологическая регионалистика» и периодического сборника «Когнитивные исследования языка» (ВАК).

А.Л.Шарандин является Почетным работником высшего профессионального образования РФ, Отличником просвещения Казахстана, награжден знаком «За заслуги перед Тамбовским государственным университетом имени Г.Р.Державина», «Державинским орденом» (университетская награда).


Дата открытия

1995 год


Коды ГРНТИ


16.00.00


Основной состав научной школы


д.филол.н., профессор В.Г.Руделев, д.филол.н., профессор А.Л. Щербак, д.филол.н., профессор С.В. Пискунова, д.филол.н., профессор С.Ю. Дубровина, д.филол.н., доцент В.Н. Левина, д.филол.н., доцент В.М. Швецова, к.филол.н., доцент Л.С. Моисеева, к.филол.н., доцент Т.В. Махрачева, к.филол.н., доцент Денисов Ю.Н., к.филол.н. Н.Г.Серебренникова, к.филол.н., доцент Руделева О.А., к.филол.н. У Мэн (КНР), к.филол.н., доцент О.Н. Андреева, к.филол.н. А.А. Казанкова.


Защиты диссертаций

  • Конькова О.С. Поэтические функции грамматических форм русского глагола (на материале Н.Гумилева). Автореф. дисс. канд. филолог. наук. Тамбов: ТГУ. 1998.

  • Алексеева В.О. Образная система поэзии и прозы В.Набокова и языковые средства ее выражения (на материале поэзии 1918-1961 гг. и романа «Соглядатай»). Автореф. дисс. канд. филолог. наук. Тамбов: ТГУ. 2000.

  • Рыжков И.А. Функции глаголов со значением ощущения и эмоционального процесса в художественном тексте (на материале романа Е.Замятина «Мы»). Автореф. дисс. канд. филолог. наук. Тамбов: ТГУ. 2000.

  • Косенкова И.А. Лексико-семантическая группа существительных со значением «посуда» в современном русском литературном языке. Автореф. дисс. канд. филолог. наук. Тамбов: ТГУ. 2000.

  • Денисов Ю.Н. Синонимия и семантическая структура слова. Автореф. дисс. канд. филолог. наук. Тамбов: ТГУ. 2000.

  • Шарандина Н.Н. Арготическая лексика в функциональном аспекте. Автореф. дисс. канд. филолог. наук. Тамбов: ТГУ. 2000.

  • Магфурова С.О. Лексико-грамматическое функционирование глаголов со значением физиологического действия и состояния. Автореф. дисс. канд. филолог. наук. Северодвинск: ПГУ, 2002.

  • Голузо И.Г. Акцентные ососбенности отглагольных фамилий Тамбовской области (на материале словаря-справочника «Фамилии Тамбовской области»). Автореф. дисс. канд. филолог. наук. Тамбов: ТГУ. 2003.

  • Денисова Т.А. Репрезентация концептов МУЖЧИНА и ЖЕНЩИНА в языковом сознании русского народа. Автореф. дисс. канд. филолог. наук. Тамбов: ТГУ. 2006.

  • Меркулова А. С. Наркозависимый как тип языковой личности. Автореф. дисс. канд. филолог. наук. Тамбов: ТГУ. 2006.

  • Тархова Е.В. Повторы и их функции в судебной речи. Автореф. дисс. канд. филолог. наук. Тамбов: ТГУ. 2007.

  • Пахомова И.Н. Коннотация и лексическая семантика слова. Автореф. дисс. канд. филолог. наук. Тамбов: ТГУ. 2009.

  • Пустовалова  А.А. Концет ПРИРОДА в системе яхыковой образности поэзии Н.Рубцова. Автореф. дисс. канд. филолог. наук. Тамбов: ТГУ. 2009.

  • Егорова Е.Н. Девербативы как субстантивные формы глагола. Автореф. дисс. канд. филолог. наук. Тамбов: ТГУ. 2009.

  • Маясов В.Е. Глаголы речевой деятельности в концептуальном пространстве Замятинского текста. Автореф. дисс. канд. филолог. наук. Тамбов: ТГУ. 2011.

  • Миронова Д.М. Концептуальные основы репрезентации системности в современном русском языке. Автореф. дисс. канд. филолог. наук. Тамбов: ТГУ. 2017.

  • У Мэн  (КНР) Толковые словари как отражение эволюции языковой картины русского народа. Автореф. дисс. канд. филолог. наук. Тамбов: ТГУ. 2019.

  • Шитиева А.Т. (Казахстан)  Прагматика императива в русском языке Казахстана.  Автореф. дисс . на соискание ученой степени  доктора философии (PhD). Алматы: КазНУ им. аль-Фараби.  2014.


Описание деятельности научной школы


Исследовательская программа включает 2 направления в деятельности данной школы: 1) продолжает разработку актуальных вопросов, связанных с реализацией идей проф. В.Г.Руделева на нынешнем этапе развития лингвистики в целом и русистики в частности; 2) исследование проблем экологии языка и речи в контексте основополагающей ее роли в изучении языковых процессов и осмыслении языковой политики государства, коммуникации, языкового поведения носителей русского языка, а также в контексте  взаимосвязи лингвистической экологии с культурой вообще и речевой культурой в частности на материале изучения различных типов дискурсов (текстов).



Для первого направления актуальными и значимыми вопросами являются:

  1. реализация описания языкового материала с точки зрения трех аспектов, представленных фонологическими моделями синтеза, анализа, коррекции, разработанных В.Г.Руделевым;

  2. описание теории нейтрализации и оппозиций за пределами фонологии;

  3. разработка теории формы слова на материале взаимодействия лексики и грамматики;

  4. исследование системы частей речи русского языка: построение русской частеречной модели в контексте динамического подхода к ее описанию;

  5. описание единиц поэтического текста (на основе введенного В.Г. Руделёвым в научный аппарат термин «поэтема») в когнитивном и культурологическом аспекте;

  6. анализ учебной литературы, предназначенной для школ и вузов, с точки зрения непротиворечивости, объяснительной силы и экономности.


В рамках второго направления ведутся исследования таких актуальных проблем экологии языка и речи, как:

  1. лингвистическая экология в системе современных направлений изучения языка;

  2. экология языка и речи в аспекте экологического сознания, экологической культуры и экологического образования;

  3. экология языка и речи и современная коммуникация;

  4. проблемы лингвистической экологии и современное состояние русского языка: проблемы сквернословия, эсперантизации, междометизации и депоэтизации современного русского языка;

  5. русские говоры в системе народной культуры и языкового экологического сознания;

  6. ономастика в аспекте лингвоэкологии;

  7. вопросы лингвистической экологии в преподавании русского языка в вузе и школе;

  8. экология языка и речи как отражение национальной ментальности: лингвоэкологический аспект в преподавании русского языка как иностранного;

  9. социологические исследования в изучении отношения носителей языка к проблемам экологии речи;

  10. правовая коммуникация в аспекте лингвоэкологии;

  11. художественная литература в контексте лингвоэкологии;

  12. язык СМИ и реклама в аспекте речевой культуры;

  13. лексикографическая практика.



Основные концепции


Основанием для разработки продуктивной исследовательской деятельности в рамках Тамбовской лингвистической школы являются значительные достижения его основателя – профессора В.Г. Руделева, работы которого легли в основу научной концепции и стали теоретическим фундаментом для объединения научных идей.

Можно выделить научные концепции и других известных ученых ТГУ, внесших значительный вклад в развитие теоретических и прикладных аспектов изучения русистики.  Профессор А.Л.Шарандин – концепция лексической грамматики русского языка; экология языка и речи как методологическая проблема, теоретические основы лингвистической экологии и ее значение в образовательном пространстве. Профессор А.С.Щербак – концепция когнитивного описания ономастики и топонимики; региональная ономастика и топонимика в аспекте лингвоэкологии. Профессор Пискунова С.В. – теория грамматической формы поэтического текста; системное описание русских народных говоров Тамбовской области, определение их места в истории и современном состоянии русской языковой культуры. Профессор Дубровина С.Ю. – концепция народной культуры Тамбовской области в аспекте языковой картины мира.  Доктор филол.наук Швецова В.М. – проблемы семантического развития слова в текстовом аспекте. Доцент Махрачева Т.В. – концепция динамического описания народной языковой культуры. Доцент Моисеева Л.С. – вопросы преподавания русского языка в школе и вузе в контексте лингвоэкологической проблематики. Доцент Денисов Ю.Н. – риторика в аспекте экологии языка и речи. К.филол.н. Серебренникова Н.Г. – развитие концепции В.Г.Руделева о поэтеме как единице поэтического языка.

Методы и технологии: Главное, что характеризует Тамбовскую научную школу, – это создание теоретико-информационного метода описания и представления языковых процессов в динамическом аспекте. Базой для его создания явился теоретико-информационный подход, применённый В.Г. Руделёвым первоначально для описания русских диалектных систем в их синхронии и диахронии на основе теории Н.С. Трубецкого. Затем данный метод получил развитие и применение за пределами фонологии. Наиболее эффективным он оказался в описании частей речи русского языка и в описании поэтического языка. В настоящее время на первый план в описании экологии языка и речи вышел антропоцентрический подход к коммуникации, прежде всего представленный в когнитивной лингвистике и лингвокультурологии теориями концептуализации и категоризации, теорией репрезентации в языке сознания и культуры. Проводимые социологические исследования позволяют оценивать реальную картину с состоянием речевой культуры носителей русского языка.


Перечень грантов международного или всероссийского уровня, выполненных под руководством или с участием членов научной школы

  • РГНФ (216-2016), проект «V Международная научная конференция «Экология языка и речи» № 16-04-14071г (руководитель А.С. Щербак).

  • Всероссийский конкурс проектов по фундаментальным исследованиям в области гуманитарных наук 1997 г. «Теоретическое моделирование и лексикографическое описание процессов взаимодействия лексики и грамматики» (руководитель  А.Л.Шарандин).

  • ФЦП «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009-2013 годы, (2011-2013 гг.), проект «Исследование динамических процессов концептуализации и категоризации в языке», госконтракт № 16.740.11.0547 (руководитель: А.Л. Шарандин, исполнитель:А.С.Щербак).

  • Министерство образования и науки РФ, АВЦП «Развитие научного потенциала высшей школы», проект № 1.8.09 «Когнитивно-дискурсивный анализ языковых и художественных концептов», 2009-2010 (руководитель: А.Л. Шарандин, исполнитель: В.Н. Левина).

  • Проект  №  6.3796.2011 «Исследование когнитивной поэтики в языке художественных   произведений»  в  рамках  государственного задания Министерства  образования и науки Российской Федерации (2012 – 2013) (руководитель А.Л.Шарандин, исполнители: В.Н.Левина, Ю.Н.Денисов).

  • Министерство образования и науки РФ, АВЦП «Развитие научного потенциала высшей школы», проект № 2.1.3/9318 «Исследование познавательных процессов средствами языка», 2009-2011(исполнитель: АВ.Л. Шарандин, В.Н. Левина). 

  • Министерство образования и науки РФ, АВЦП «Развитие научного потенциала высшей школы», проект № 1.1.07 «Исследование языка как системы репрезентации знаний», 2007-2011 (исполнитель: А.Л. Шарандин, В.Н. Левина).

  • Министерство образования и науки РФ, ФЦП «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009-2013 годы», проект № 02.740.11.0596 «Исследование взаимодействия мыслительных и языковых структур», 2010-2012 (исполнитель: А.Л. Шарандин, В.Н. Левина).

  • РГНФ,  проект  № 15-04-00448 «Язык как интерпретирующий фактор познания» (исполнитель:А.Л.Шарандин).

  • РГНФ, проект «Современные тамбовские говоры в системе языковой культуры региона» (№ 08–04–70401 а/Ц), 2008-2009 гг. (руководитель А.С. Щербак).

  • ФЦП «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009-2013 годы (2010-2011 гг.), проект «Общерусское слово как базовая единица в когнитивной системе носителя языка: проблема общерусского слова в контексте истории ономастики», госконтракт № 16.740.11.0287. (исполнитель А.С. Щербак).

  • ФЦП «Интеграция науки и высшего образования России на 2002-2006 годы» (2003-2004 гг.), проект «Принципы отражения картины мира в региональном ономастиконе (на материале говоров Центрального Черноземья)» № Ц 3102/1207 (направление 3.14). (исполнитель А.С.Щербак).

  • РГНФ, проект «Отражение социальной картины мира в диалектном тексте: лексико-коммуникативный аспект (на материале тамбовских говоров) (№ 12-14-68001а/С, 2012-2013 гг. (руководитель С.В. Пискунова).

  • Министерство образования и науки РФ, Совет по грантам Президент РФ, проект № МК-989.2006.6 «Пейзажная картина мира в системе русской языковой культуры», 2014-2015 (руководитель В.Н. Левина). 

  • Министерство образования и науки РФ, АВЦП «Развитие научного потенциала высшей школы», проект № 2.1.3.963 «Исследование языка как концептуальной системы», 2006-2008 (исполнитель В.Н. Левина).

  • Министерство образования и науки РФ, АВЦП «Развитие научного потенциала высшей школы», проект № 1.2.08 «Исторические и лингво-культурологические основы формирования национального самосознания в условиях межкультурной коммуникации», 2008-2011 (исполнитель В.Н. Левина). 

  • Минобрнауки России, Совет по грантам Президента РФ, проект № МД-3375.2015.6, «Влияние материалов конвергентных масс-медиа на формирование культурных ценностей и поведенческих приоритетов современных студентов» (исполнитель В.Н. Левина).

  • РГНФ, проект № 14-44-93016 (к) «СОВЕТСКИЙ НЕСОВЕТСКИЙ ПИСАТЕЛЬ: мир семьи и проблема детства в творчестве С.Н. Сергеева-Ценского», 2014 (руководитель И.В. Поповичева).



Основные публикации членов научной школы «Экология языка и речи»


Монографии:

  1. Проблемы русистики в аспекте современных научных направлений: коллектив. монография / научн. ред. А.Л. Шарандин; отв. ред. А.С. Щербак. Тамбов: Издательский дом ТГУ имени Г.Р. Державина, 2017. 229 с.

  2. Шарандин А.Л. Слово и его формы в аспекте теории интерпретации Интерпретация мира в языке: кол. монография / науч.ред. Н.Н.Болдырев. Тамбов: Издательский дом ТГУ им. Г.Р.Державина, 2017. С. 185-217.

  3. Шарандин А.Л. Русский глагол: монография. Тамбов: Изд-во Першина, 2009. 657 с.

  4. Шарандин А.Л. Категоризация мира в языке: существительное: кол. монография ( науч. ред. Н.Н.Болдырев) Когнитивные исследования языка. Вып. 10: Категоризация мира в языке. М.-Тамбов: ИЯ РАН, ТГУ, 2012. С. 262-299.

  5. У Мэн. Динамические характеристики лексикографической репрезентации концептов: монография (науч. ред. А.Л.Шарандин). Тамбов: Издательский дом «Державинский», 2020. – 188 с.

  6. Щербак А.С. Когнитивные основы региональной ономастики. Тамбов: Издательский дом ТГУ им. Г.Р. Державина. 2012. 319 с.


Научные статьи:

  1. Шарандин А.Л., Пискунова С.В., Руделева О.А. Тамбовская лингвистическая школа // В лабиринте сознания, времени и языка. Тамбов, 2013. С. 14-22.

  2. Шарандин А.Л. Роль профессора В.Г. Руделёва в создании и развитии Тамбовской лингвистической школы // Неофилология. 2019. Т. 5. № 18. 118-128.

  3. Шарандин А.Л. Научное наследие профессора В.Г.Руделева  // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2019. № 1. С. 131-136.

  4. Щербак А.С. Научные идеи В.Г. Руделева в контексте ономастики // Экология языка и речи. Тамбов: Издательский дом «Державинский», 2019. С. 289-294.

  5. Шарандин А.Л. Актуальны ли споры и призывы к сохранению русского языка? // Экология языка и речи. Тамбов: Издательский дом «Державинский», 2019. С. 27-34.

  6. Шарандин А.Л. Сквернословие и его влияние на русскую ментальность // Русистика 2018: Экология языка. Современная коммуникация. Шумен (Болгария), 2018. С. 277-281.

  7. Шарандин А.Л. Сквернословие в аспекте экологии языка и речи // Экология языка и речи. Тамбов ТГУ, 2014.  С. 24-16.

  8. Шарандин А.Л. Грозит ли российскому обществу «речевой СПИД»? // Трубачевская соборная встреча. Вып. 2. Волгоград: Изд-во МОУ ЦДОД «Олимпия», 2014. С. 182-188.

  9. Шарандин А.Л. Сквернословие и его функции в аспекте экологии языка и речи // Экология языка и речи. Тамбов: Издательский дом ТГУ им. Г.Р. Державина, 2015. С. 26-30.

  10. Шарандин А.Л. Концептосфера культуры речи в оценке российских и китайских студентов // Славянский мир: духовные традиции и словесность. Тамбов: Принт-Сервис, 2017. С. 365-373.

  11. Шарандин А.Л. Культура речи как учебная дисциплина // Экология языка и речи. Тамбов: Издательский дом ТГУ им. Г.Р.Державина, 2017. С. 266-270.

  12. Шарандин А., Сотникова А., У Мэн. Экология языка и речи в оценке русских и китайских студентов как отражение национальной ментальности (на материале социологического анкетирования) // Русистика 2018: Экология языка. Современная коммуникация. Шумен (Болгария), 2018. С. 205-208.

  13. Шарандин А.Л., Викторова Т.П. Отношение к речевой культуре в российском обществе (о некоторых результатах социологического анкетирования) // Культура речи на рубеже ХХ-ХХI веков. Тамбов: ТГУ им. Г.Р. Державина, 2005. С. 63-78.

  14. Пискунова С.В. Экология языка и речи: проблемы современных лингвистических исследований // Экология языка и речи. Тамбов: Издательский дом «Державинский», 2019. С.38-43.

  15. Шарандин А.Л. Сознание, семиотика, язык, коммуникация и прагматика как единое концептуальное пространство // Вопросы психолингвистики. М.: ИЯ РАН, МИЛ, 2015. № 3 (25). С. 240-250.

  16. Шарандин А.Л. Типы знаний в контексте теории интерпретации // Вопросы когнитивной лингвистики. 2017. № 3. С. 10-18.

  17. Шарандин А.Л. Теория лексической грамматики в контексте педагогической лингвистики: лексико-грамматический анализ слова в вузе // Ученые записки Казанского университета, Серия Гуманитарные науки. 2017 . Т.159. Кн. 5. С.1331-1345.

  18. Шарандин А.Л. К вопросу о когнитивной сущности частей речи // Когнитивные исследования языка. Вып. 32. Москва – Тамбов: ИЯ РАН, ТГУ, 2018. С. 326-333.

  19. Шарандин А.Л. Знания о языке и коммуникации в аспекте функционально-коммуникативной грамматики // Язык. Сознание. Коммуникация. М.: МАКС Пресс, 2018. Вып. 60. С. 278-289.

  20. Шарандин А.Л. Интегрирующий характер коммуникации и организующая роль категории лица в контексте антропоцентризма // Неофилология, 2018, Т.4, № 15. С. 5-16.

  21. Шарандин А.Л. Когнитивный коммуникативно-дискурсивный подход как приоритетное направление в изучении русского языка в вузе (на материале частей речи) // Динамика языковых и культурных процессов в современной России. Вып. 6. Материалы VI Конгресса РОПРЯЛ (г. Уфа). — СПб.: РОПРЯЛ, 2018. С. 1310 – 1314.

  22. Шарандин А.Л., У Мэн. Лексическая репрезентация концептов как отражение эволюции языка и мышления // Вестник Воронежского университета. Серия: Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2018. № 2. С. 14-20.

  23. Шарандин А.Л ., Руделев В.Г., Руделева О.А. Временная и видовая глагольные системы русского языка – на службе русской поэзии (М.Лермонтов. «Бородино») // Вестник Тамбовского университета. Серия Гуманитарные науки. Вып. 2 (106),Тамбов: Издательский дом ТГУ,  2012. С. 94-103.

  24. Шарандин А.Л. Когнитивная поэтика в системном описании поэтического языка // Вестник Тамбовского университета. Серия Гуманитарные науки. Вып. 10. (144), 2012. С. 18-26.

  25. Шарандин А.Л. Коммуникация как функциональная база образования когнитивно-дискурсивных форм лексемы // Коммуникация как предмет междисциплинарных исследований: научные теории и социальная практика. Калининград: КГУ, 2012. С. 33-40.

  26. Шарандин А.Л. Динамическая природа концептуализации и категоризации как основа речевой деятельности человека  // Вопросы когнитивной лингвистики. 2013. № 1. С. 75-81.

  27. Шарандин А.Л. Лексическая грамматика и функционально-коммуникативная грамматика в аспекте их соотношения // Язык.Сознание. Коммуникация. Вып.47. М.: МГУ, 2013. С.558-571.

  28. Шарандин А.Л. Когнитивный аспект в изучении русского языка (на материале процессов концептуализации и категоризации) // Основные тенденции развития русского и других славянских языков в современном мире. Брно, 2014. С.442-447.

  29. Шарандин А.Л. Слово и формы слова: деривационные типы, лингвистическая значимость и функции // Вестник Кемеровского государственного университета. 2016. № 3. С. 207-213.

  30. Шарандин А.Л. Категориальная природа и языковой статус синтаксической деривации (на материале русского глагола) // Вопросы когнитивной лингвистики. 2019. № 4. С. 28-36.

  31. Шарандин А.Л. Русская грамматика как отражение комплексного подхода к описанию языка (на материале морфологии)  //  Русская грамматика: Структурная организация языка и процессы языкового функционирования / Под ред. О . И . Глазуновой, К . А . Роговой. М: Л Е Н А Н Д , 2019. С. 14-23.

  32. Шарандин А.Л. Лексическая грамматика как системный аспект описания грамматического строя русского языка // Русская грамматика: активные процессы в языке и речи. Ярославль: ЯрГПИ, 2019. С. 78-87.

  33. Шарандин А.Л. Учение В.В.Виноградова о структурно-семантических типах слов: методологический характер и перспективы его реализации в русистике // Горизонты современной русистики. М.: ГИРЯ  им. А.С.Пушкина. 2020. С. 695- 702.

  34. Шарандин А.Л. Время, вид и способы действия в их единстве и лексическая семантика русского глагола // Язык как новая коммуникативная реальность. Архангельск: КИРА, 2020. С. 8-23.

  35. Шарандин А.Л. Литературные ремейки народных сказок и их интерпретационный характер (лингвокогнитивный аспект) // Языковая и культурная среда в метаморфозах интерпретаций: Русистика. Германистика. Романистика. Липецк, 2020. С. 116-121.

  36. Шарандин А.Л. Лексикографический потенциал лексемы в толковом словаре русского языка Новая Россия: традиции и инновации в языке и науке о языке Екатеринбург: Кабинетный ученый, 2016. С. 226-236.

  37. Шарандин А.Л. Гибридные слова в аспекте моделей анализа, синтеза и коррекции // Проблемы компьютерной лингвистики и типологии. Воронеж: Издательский дом ВГУ, 2017. С.235-243.

  38. Щербак А.С., Казанкова А.А. Когнитивные признаки урбанонимов // Вестник Пятигорского университета № 4., 2017. С. 54-58.

  39. Щербак,А.С. Социативная семантика урбанонимов / А.С. Щербак [и др.] // Социально-экономические явления и процессы. 2017. Т. 12. № 5. С. 224-229.

  40. Щербак А.С. Сферы урбанонимического пространства // Вестник Калмыкского университета. 2017. 36(4). С. 114-121.


Электронные издания:

  1. Шарандин А.Л. Русская фонетика и орфоэпия. Теоретические основы и практикум: учебное пособие Электрон. дан. (1 файл). – Тамбов, 2019. – Режим доступа: https://elibrary.tsutmb.ru/dl/docs/elib561.pdf. ограниченный. 4,77 МБ

  2. Щербак А.С. Лингвокраеведение Тамбовской области: электронное учебное пособие для бакалавров и магистрантов по направлению «Филология», «Отечественная филология (русский язык и литература)» и для иностранных студентов-филологов. / Информрегистр № 0321502524 от 10 сентября 2015 года.

  3. Щербак А.С. Фамилии Тамбовской области: электронный словарь-справочник. Тамбов, 2015. / Информрегистр № 0321502590 от 10 сентября 2015 года.


Учебные пособия:

  1. Шарандин А.Л. Морфология современного русского языка. М.: Флинта, 2021. – 360 с.

  2. Шарандин А.Л. Общие вопросы русской морфологии. Теоретические основы и практикум : учебное пособие / А.Л. Шарандин ; М-во науки и высш. обр. РФ, ФГБОУ ВО «Тамб. гос. ун-т им. Г.Р. Державина». – Тамбов : Издательский дом «Державинский», 2020. – 164 с.

  3. Шарандин А.Л. Морфемика и словообразование. Теоретические основы и практикум : учебное пособие / А.Л. Шарандин ; М-во науки и высш. обр. РФ, ФГБОУ ВО «Тамб. гос. ун-т им. Г.Р. Державина». – Тамбов : Издательский дом «Державинский», 2020. – 228 с.; 2-е изд. - М. : Флинта, 2021.

  4. Слово – история – культуры. Вопросы и ответы для школьных олимпиад, студенческих конкурсов и викторин по лингвистике и ономастике: учебно-методическое пособие / А.С. Щербак [и др.]. Тамбов: Издательский дом ТГУ имени Г.Р. Державина, 2014. 162 с.

  5. Русская диалектология. Лексика: учебное пособие / С.В. Пискунова [и др.]. Тамбов: Издательский дом ТГУ имени Г.Р. Державина, 2014. 212 с.

  6. Щербак А.С. Названия населённых пунктов Центрального Черноземья: справочное издание /А.С. Щербак, А.А. Бурыкин. Тамбов: Издательский дом ТГУ имени Г.Р. Державина, 2013. 356 с.



Организация конференций, симпозиумов, научных семинаров

  • Экология языка и речи: мат-лы Междунар. научн. конф. (17-18 ноября 2011 г.) Тамбов: Издательский дом ТГУ им. Г.Р. Державина, 2012. 424 с.

  • Экология языка и речи: мат-лы Междунар. научн. конф., посвященной 80-летию профессора В.Г. Руделёва (8-9 октября 2012 года). Тамбов: Издательский дом ТГУ им. Г.Р. Державина, 2013. 318 с.

  • Экология языка и речи: мат-лы Междунар. научн. конф. (12-13 ноября 2013 года). Тамбов: Издательский дом ТГУ им. Г.Р. Державина, 2014. 340с.

  • Экология языка и речи: мат-лы Междунар. научн. конф. (11-12 ноября 2014 года). Тамбов: Издательский дом ТГУ им. Г.Р. Державина, 2015. 336 с.

  • Экология языка и речи: мат-лы Междунар. научн. конф. (3-5 ноября 2016 года). Тамбов: Издательский дом ТГУ им. Г.Р. Державина, 2016. 503 с.

  • Экология языка и речи: мат-лы VI Междунар. научн. конф. (24-25 ноября 2017 года, посвященная 85-летию со дня рождения заслуженного работника высшей школы РФ, доктора филологических наук, профессора Владимира Георгиевича Руделева. Тамбов: Издательский дом ТГУ им. Г.Р. Державина, 2017. 324 с.

  • Экология языка и речи: мат-лы Междунар. научн. конф. (21-23 ноября 2019 года). Тамбов: Издательский дом ТГУ им. Г.Р. Державина, 2019. 352 с.

  • Экология языка и речи: Междунар. научн. конф (12-13 февраля 2021 г.). Тамбов: ТГУ им. им. Г.Р. Державина. 2021.



Научные связи

  • Институт лингвистических исследований РАН (г. Санкт-Петербург).

  • Информационно-исследовательский центр «История Фамилии» (г. Москва).

  • Кафедра русского языка Российского государственного педагогического университета им. А.И.Герцена.

  • Кафедра русской филологии, русской и мировой литературы, Казахский национальный университет имени аль-Фараби, Республика Казахстан, г Алматы.

  • Кафедра филологических дисциплин, Южно-Казахстанский гуманитарный институт имени Мардана Сапарбаева, Республика Казахстан, г. Шымкент.